Д.Н.Чечулин "Центральный дом Аэрофлота":
Проектирование Центрального дома Аэрофлота было осуществлено в исключительно короткий срок - в два с половиной месяца. Новая планировка площади Белорусско-Балтийского вокзала, на которой отведен участок под ЦДА, до сегодняшнего дня еще окончательно не решена ни по плану, ни по габаритам всего ансамбля. Поэтому проектировщикам пришлось ограничиться только эскизным проектом, который, по нашему мнению, все же достаточно четко выявляет основной архитектурный замысел.
Площадь, завершающая парадную магистраль ул. Горького, должна быть трактована по тематике как пункт связи столицы СССР с заграницей и получить соответствующее богатое архитектурное оформление. Белорусско-Балтийский вокзал не может служить доминантой площади, даже при его реконструкции. Поэтому мы должны были дать такое сооружение, которое бы себе подчиняло все окружающие площадь здания.
От площади берет начало Ленинградское шоссе - проспект Авиации, и это подсказывает парадное решение Центрального дома Авиации.
Здание ЦДА расположено на участке площади Белорусско-Балтийского вокзала, граничащем с железной дорогой, виадуком и Бутырским валом. Главный его фасад обращен к вокзалу. Он хорошо виден со стороны улицы Горького и с Ленинградского шоссе. Здание задумано как архитектурно-скульптурный монумент с ярко выраженным силуэтом. Скульптурные детали фасада легко читаются, сохраняя одновременно самостоятельное пластическое значение.
Портик, подчеркивающий главный вход, трактован как легкая триумфальная арка с завершением ее скульптурными деталями, отражающими и увековечивающими подвиг семи героев-летчиков, спасших челюскинцев. Скульптурный стилобат здания решен в виде киля корабля, нос и корма которого завершаются также крупной групповой скульптурой. Наконец, здание увенчивается динамической силуэтной скульптурой из дюралюминия.
Мы стремились придать зданию ЦДА стройность, необычную легкость и по возможности простую форму, обогащая ее только в деталях. Поэтому нижние этажи решены более монументально, а верхние - ажурно, с постепенным переходом стройных пилястр.
Наружная отделка запроектирована из светлых материалов, искусственных и естественных мраморов, все металлические детали и оконные переплеты - из алюминия.
В здании ЦДА должны быть размещены все учреждения Аэрофлота, а также их обслуживающие и культурные части.
Центральный парадный вестибюль расположен в первом этаже, в цокольном этаже находится второй (служебный) вестибюль с входом из главного вестибюля. В правом крыле - отделения банка, почта, сберкассы и т. д. В левом - конференц-зал на 800 человек.
Во втором этаже - клубные и культурно-просветительные помещения.
В третьем - залы заседаний, кабинеты начальствующего состава, секретариат.
В остальных этажах - учреждения Наркомата и музей с экспериментальными лабораториями.
Кубатура здания - 190 000 куб. метров.
В.Кусаков "О проекте Центрального дома Аэрофлота":
На прошедшей ноябрьской выставке архитектуры, по ул. Горького, особое внимание зрителей привлекали помпезные перспективы Центрального дома Аэрофлота.
Повышенный интерес широких масс к этим перспективам несомненно объясняется прежде всего тем, что на них было изображено сооружение, по тематике связанное с нашей героической авиацией. Именно поэтому, нам представляется совершенно необходимым подойти к этому зданию с особо повышенными требованиями.
В истории классической архитектуры Греции, Рима или, тем более, архитектуры эпохи возрождения, мы не встречаем примеров решения сколько-нибудь значительных сооружений вне окружающего их ансамбля. Наша плановая реконструкция Москвы, казалось бы, создает все предпосылки для повседневного использования этого ценнейшего принципа всякой органической архитектуры.
И все же мы еще, к сожалению, часто являемся свидетелями явной недооценки основного требования.
Эскизный проект ЦДА это еще раз подтверждает.
По своему территориальному положению участок на площади Белорусско-Балтийского вокзала, казалось бы, выбран удачно для строительства Центрального дома Аэрофлота. Но здание такого объема, как ЦДА, не подходит для этого участка как по его расположению на площади, так и по его конфигурации. Нам кажется, что можно было бы легко установить до проектирования сооружения, если бы к тому времени имелся архитектурный проект реконструкции площади в целом.
Однако, к моменту возникновения вопроса о месте для постройки ЦДА, не имелось окончательного решения площади Б.-Б. вокзала, в результате чего своевременно не была выявлена полная непригодность этого места для сооружения здания, которое по своему объему должно стать доминантой площади.
В решении, принятом для площади в проекте арх. Чечулина, все эти моменты отчетливо выступают, несмотря на то, что, исполнив мастерски дневную и ночную перспективы здания, автор, в отношении графического выполнения площади, ограничился лишь скупой схемой генплана. Объемное ее изображение убедило бы даже неискушенного зрителя в неблагополучии общего замысла.
Но, как уже отмечено, даже плоскостной генплан позволяет утверждать, что площадь после ее реконструкции, предполагаемой проектом, станет еще хуже существующей. Вместо одной целой площади, получается две площади случайных габаритов, разрезанные острым углом здания. Случайное положение ведущего объема на площади не даст возможности подчинить ему все окружающее, создаст несколько значительных дополнительных осей и тем самый дезорганизует площадь.
На первый взгляд решение площади Б.-Б. вокзала затруднено наличием разрезающей ее магистрали и большим числом впадающих в нее улиц. К тому же новая застройка должна закрыть торцы жилого дома справа от путепровода. Однако, нам представляется, что не подлежащая реконструкции конфигурация Б.-Б. вокзала подсказывает следующее довольно простое и легко осуществимое решение площади: участок, отведенный в данное время для строительства ЦДА, должен быть решен в плане симметрично габариту вокзала, зданием одной высоты с ним. При этом площадь получает конфигурацию трапеции с осью, совпадающей с осью Ленинградского шоссе - ул. Горького, и могла бы получить две вертикали в кварталах, примыкающих к ул. Горького. Эти вертикали служили бы пространственными воротами для въезда в город.
Переходя непосредственно к анализу архитектуры ЦДА, следует отметить, что эскизный проект ЦДА - свидетельство творческого роста арх. Чечулина. Автор еще не совсем освободился от увлечения «роскошными» перспективами и помпезностью общего замысла, но во всяком случае стал более одержанным. Небезынтересно отметить, что для арх. Чечулина своеобразным бременем являются его незаурядные живописные способности, которые, по нашему мнению, и толкают его на излишнее перенасыщение его фасадов деталями.
Богато и интересно задуманный стилобат здания, обработанный барельефом, отображающим историю авиации, - органически с ним мало увязан. Это становится очевидным при ознакомлении с перспективой, на которой основной объем производит впечатление отдельно стоящего за стилобатом здания.
Впечатление это усугубляется решением основного объема в вертикалях, которые как бы уходят за стилобат.
Та же ошибка допущена и в решении пилонов стилобатов, как бы уходящих в землю.
Грандиозный портик, задуманный как пьедестал для фигур героев Советского Союза, еще не найден но пропорциям и кажется излишне измельченным.
Можно признать удачным решение завершающей здание фигуры, несущей крылья гигантского самолета, но еще не разработан переход от этой фигуры к основному объему.
В решении плана с его богатым вестибюлем, парадной центральной лестницей и хорошо скомпанованным залом собраний неудачны успокоенная конфигурация внутреннего острого угла и форма помещений в торцах основного объема.