Н.Я.Колли (из журнала "Архитектура СССР", 1935 год):
В работе над проектом Центрального стадиона СССР в Измайлове перед нами прежде всего стояла большая задача - определения формы плана этого стадиона. В основу проектирования был положен целый ряд очень ценных материалов, собранных несколькими коллективами. При составлении окончательного проекта мы изучили большой, многовековый опыт строительства сооружений для физических упражнений.
Стадионы древней Греции имели совершенно иную форму, нежели современные стадионы. Это объясняется, во-первых, спецификой спортивных упражнений и, во-вторых, тем, что в зту эпоху главное внимание было сосредоточено на участниках состязаний - это было состязание для выявления наилучше подготовленных атлетов, а не состязание как зрелище. Римские сооружения для физических упражнений оформлялись на основе иных установок. Здесь архитектор прежде всего ставил себе задачу превращения спортивных состязаний в зрелище. Все внимание зрителя, сидящего в амфитеатре, было силой всей композиции трибун сосредоточено только на том, что происходит на арене.
Спортивные сооружения Америки предназначены, главным образом, для коммерческой эксплоатации. Задача устроителей соревнований и архитектора заключается в большинстве случаев в том, чтобы разместить как можно больше зрителей вокруг арены. Последний не чувствует себя сидящим на открытом воздухе и наблюдающим за спортивным состязанием. Он как бы находится в закрытом сооружении в полном отрыве от окружающей природы. Зеленый газон игровой площадки кажется при этом каким-то искусственным сооружением, своеобразной театральной декорацией.
В том сооружении, которое нам нужно было спроектировать, должно было быть заложено совершенно иное содержание. Нужно было создать такую демонстрационную площадку, которая давала бы возможность проведения больших спортивных праздников, больших фестивалей, давала бы возможность проезда конницы, артиллерии, танков и т. д. С другой стороны, зритель должен быть поставлен в совершенно иные условия, чем в западно-европейских стадионах и римских амфитеатрах. Зритель должен свободно ощущать естественное природное окружение стадиона. Он должен быть поставлен в условия хорошей видимости, в хорошие условия в отношении направления стран света, ветра и пр. Вместе с тем должна быть создана обстановка, которая бы способствовала тому, чтобы каждый зритель воспринимал себя в неразрывной связи с мощным коллективом, с происходящими действиями и окружающей природой.
Эти предпосылки и определили форму стадиона. Стадион должен быть построен так, чтобы зритель не был оторван от природы, чтобы внимание его не было приковано только к месту демонстрации, чтобы перед ним открывалась перспектива прекрасного пейзажа с видом на пруд и лесной массив Измайловского парка культуры и отдыха.
В архитектуре и внешнем оформлении этого стадиона, мы учитывали, главным образом, масштаб и значимость этого сооружения, а также и его материал, приняв за основу конструктивного решения железобетон. Мы считали необходимым сделать попытку архитектурно, творчески преодолеть его. Так, например, мы дали колонны, которые не поддаются проверке модулями каких-либо классических пропорций.
В решении архитектурного оформления проекта мы стремились дать простое и вместе с тем монументальное решение. У нас была большая дискуссия о том, нужна ли капитель и какой она должна иметь вид и может ли она иметь место вообще в железобетонной колонне. В результате фасад главных трибун запроектирован в виде портика из восьмигранных колонн, которые увенчаны своеобразными капителями.