«Православное богословие воскресного дня есть осуществляющееся Церковью деятельное осмысление воскресения Господа Иисуса Христа как основы христианской веры. Воскресение Христово произошло «в первый день недели»
[1] (Мк. 16:9), в связи с чем этому дню со времён апостолов было усвоено особое значение в жизни Церкви и название «день Господень»
С
(
Read more... )
Как-то редко у Вас празднуется воскресение. Всё таки Вечеря больше связана с воспоминанием смерти Спасителя (1 Кор. 11:26), а событие Воскресения не тождественно событию Вечери.
В Православной Церкви празднование воскресения осуществляется каждый воскресный день: с завершением субботы на подставку (аналой) помещается икона Воскресения Господня, на вечерней службе поётся песнь «Воскресение Христово видевше…», читается Евангелие о Воскресении. Утром, ещё до рассвета, начинается утреня, которая переходит в литургию (в наибольшей степени эта практика сохранена на Афоне и в монастырях со строгим уставом, в городских храмах обычно время утрени и литургии смещено). Каждый воскресный день - это возвращающаяся «малая Пасха», поскольку в этот день воскрес Христос. См. также в моей статье комментарии к свидетельству Плиния Младшего.
Кроме того, каждое утро православный христианин произносит Символ веры, где говорится о Воскресении Христовом.
Что касается таинства Причастия, то оно совершается в Православной Церкви ежедневно, хотя в силу жизненного распорядка большинство прихожан причащаются в воскресенье и в какой-то степени в субботу.
На Ваш вопрос («Почему так важно каждый седьмой день (пусть восьмой) подтверждать воскресение Христа?») отвечаю: потому что воскресение Христово - это основа нашей веры, а произошло это событие в воскресный день, а сам воскресный день приходит вновь по прошествии шести других дней. Нам недостаточно подтверждать свою веру в Воскресение четыре-пять раз в год.
Вы пишете: «Нигде же не сказано о почитании воскресного дня в Писании». Во-первых, я бы не стал так категорично говорить (мы это уже обсудили ранее). Во-вторых, помимо Писания есть совершающаяся в Духе Святом историческая жизнь Церкви, т. е. Предание, достоверно свидетельствующее о почитании воскресного дня; в Предании, например, мы истинно называем Бога Троицей, хотя слова «Троица» нет в Библии. В-третьих, в Писании «нигде же не сказано» о том, что нельзя праздновать воскресный день (я понимаю опасность данной логики, но всё же).
В самом деле, почему в истории Божьего народа не раз появлялись новые праздники? Мы что, перестали быть Божьим народом и не может быть новых праздников? Неужели подзаконные были одарены Богом больше, чем мы, принявшие благодать и наставляемые Духом Святым?
Не вижу вообще ничего страшного в праздновании воскресного дня даже для адвентистов. Копты и эфиопы, кстати, особо чтут субботу, что нисколько не мешает им праздновать воскресный день. Как будто мы в ложном уповании приходим на воскресную службу! Как будто не распятого и воскресшего Христа там славим и в себя приемлем!
Впрчем, субботнические «заморочки» мне в какой-то степени понятны, т. к. исторически католическая церковь дала неправильное направление пониманию четвёртой заповеди.
Эдикт Константина - это не установление новой практики для Христиан, а распространение уже существующего христианского обычая на жизнь всего государства.
Неужели кто-то сегодня решится утверждать, что празднование воскресного дня христианами началось с эпохи Константина? Такое мнение вступило бы в противоречие с достоверными свидетельствами доконстантиновского периода (некоторые из них приводятся в моей статье). Я пытаюсь себе представить: вот этакая ещё вчера гонимая и свято чтущая субботу Церковь вдруг безропотно принимает Константиново установление! Чистейшая небылица. Ведь нет никаких доказательств того, чтобы повсеместно христиане хранили иудейскую субботу (были только малочисленные еретики-субботники вроде евионитов), или чтобы за эдиктом Константина последовали масштабные про-субботнические бунты.
Так что такие мои мысли.
А, кстати, есть ли у Вас ещё какие-нибудь общие с православными тропари и песнопения? Один раз с удивлением услышал на собрании адвентистов пение трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий…») на православный лад, только с заменой «присно» на «вечно».
Были ли Вы, Иван, крещены в Православной Церкви? Посещали когда-нибудь осознанно православное богослужение?
Reply
Я не против праздников как таковых, и, пожалуй, Вы правы, что можно радоваться и воскресному дню. Но в массовом сознании и практике немосковских церквей суббота - "грязный" день (для бань и стирки), а в воскресенье ни стирать, ни мыться нельзя. И ведь принимались же такие решения на соборах - не иудействовать, а новгородскую ересь "жидовствующих" огнем выжгли.
Иду по Вашим вопросам.
"Есть ли у Вас ещё какие-нибудь общие с православными тропари и песнопения?"
Мы поем в хоре в основном классику (Бортнянского, Архангельского, Чайковского и много других), а общее пение у нас из сборников (раньше были "Псалмы Сиона", а теперь "Гимны надежды", где, кстати, есть "Хвалите имя Господне" и "Христос воскрес из мертвых").
"Были ли Вы, Иван, крещены в Православной Церкви? Посещали когда-нибудь осознанно православное богослужение?"
Да, по свидетельству родителей своих, я был крещен в младенчестве в Православной церкви г. Калача-на-Дону. Я, правда, был нормальным советским ребенком и ни в какую церковь в детстве ни разу не ходил. Во время службы в армии я переписывался с православным (старообрядцем), который наставлял меня в вере, учил складывать персты, прислал молитвослов, из которого я читал молитвы. Выучил Иисусову молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божие, помилуй мя, грешнаго. Она сопровождала крестное знамение. И ходил в течение года в увольнении в православный храм в Самаре. Конечно, ничего на служении не понимал, к тому же курил и жил как хотел. А потом стал читать Евангелие, Новый Завет, Библию и попал в адвентистский молитвенный дом, где на меня обрушилась просто лавина информации, там уже я уверовал в Господа осознанно и принял крещение полным погружением. На богослужениях в Православной церкви я бывал не раз: на отпевании знакомых и близких мне людей; на Пасхальной литургии (года 4 назад - тогда я измучился за 2,5 часа стояния и даже отчасти понимая, что происходит (почитал православную литературу о богослужении), чувствовал чуждость и мимопроходящесть всего происходившего, извините за такое косноязычие); был в церкви о. Владимира (Лапшина) со своими друзьями-православными раза два (проповеди хорошие такие, почти протестантские, а вот литургия опять мимо). Я каждый раз ловил себя на мысли, что это не мое, что я точно не русский, стоять час-два и слушать "бубнеж" (опять же простите за восприятие) не на русском языке. Богослужение ничего мне не дает, оно кажется атавистичным для меня, повторением одного и того же.
И, конечно, есть то, что принять я категорически не могу: культ богини Земли в богородичном культе, культ икон и святых. Это навскидку.
А остальные свои вопросы я изложил в отдельном посте: мои вопросы к русским православным верующим.
Reply
У нас с Вами произошла совершенно разная реакция души на Православие.
Я помню, что однажды воскресным утром проснулся, распахнул глаза и вдруг отчётливо понял, что больше никогда не пойду в свою протестантскую (не адвентистскую) общину. В тот же день пришёл на православную службу, и хотя ничего почти не понимал, испытывал такую радость, что слёзы текли. Просто пробило. Уже потом было более сознательное усвоение.
Для меня православное богослужение исполнено глубочайшего смысла и радости. В пору неофитства я просто «летал» на службе.
Кстати, я раза три бывал на адвентистских собраниях, не меньше на пятидесятнических. Но ни там, ни там, признаюсь, меня ничего не задело.
Обязательно прочту и отвечу на Ваши вопросы православным верующим! Уже одно то, что Вы их задаёте, немаловажно.
А вот про культ «богини земли» Вы меня просто ошарашили: ничего такого у нас нет.
Reply
В отношении богородичного культа приведу только одну характерную цитату: "Культ богородицы был перенят христианством из древних (языческих) религий, где пользовались особым почитанием женщины-богини, рождавшие божественных сыновей. Всеобщим поклонением в Древнем Египте пользовалась богиня-мать Исида, у древних финикийцев - Астарта, у вавилонян - богиня Иштар, у фригийцев - Кибела и так далее. Сопоставление христианского предания о богородице с древними мифами о женщинах-богинях помогает обнаружить сходные моменты…" Т.е. изначально был культ "богини плодородия и материнства", а с течением веков он стал частью исторического христианства, так что уже основатель ислама считал христианской Троицей Отца, Сына и Мать. Как достопочтенный "день Солнца" (Sonntag и Sunday), так и этот культ стал частью исторической церкви.
Reply
Вам, якобы "христианину", не стыдно приводить цитату из "Настольной книги атеиста"? В ней, между прочим, вера в Воскресение Христово также объясняется заимствованием из языческих культов (научное опровержение этой атеистической банальности см. в книге В. Кесича). Вы тоже отрицаете Воскресение Христово?
Вот он, результат диалога: никаких серьёзных аргументов в пользу Вашей ереси у Вас нет, цитируете вечно сомневающихся немецких профессоров, а теперь "Настольную книгу атеиста". У вас концы с концами не сходятся. У Вас нет Предания Церкви, вследствие чего Вы пользуетесь тенденциозными источниками и произвольными толкованиями.
Отцом лжи является дьявол.
Вы лжёте про Божью Матерь.
Лжёте про "день солнца".
Лжёте, что исповедуете Никео-Цареградский символ, т. к. Вы второкрещенец и не исповедуете одну веру с никео-цареградскими отцами.
Вы лжец, Иван, и анафематствованный еретик.
Покайтесь.
Reply
С.Н. Булгаков, хотя и был православным священником, положительно воспринимал тот исторический факт, что христианство в России восприняло языческие идеи; он соглашается считать свою систему пантеизмом или панэнтеизмом. Он полагал, что с точки зрения диалектики пантеизм является неустранимым элементом в космологии Софии. Он особенно подчеркивал, что в языческом почитании содержится религиозная истина божественного материнства. Булгакова нисколько не приводит в недоумение соблазнительная близость «между Изидой, плачущей над Озирисом, и Богоматерью, склоненной над Телом Спасителя» [Булгаков 1991, 286, т.е. Булгаков C.Н. Православие. Paris, 1991].
Напротив, он считает, что в почитании женской ипостаси в Божестве язычеству приоткрывались священные и трепетные тайны, не раскрывшиеся в полноте, быть может, еще доселе в религии христианства; см.: [Лосский 2000, 251, т.е. Лосский Н.О. История русской философии. М., 2000.]. Он отталкивается от пантеизма, выводя свое учение о Матери Сырой Земле: «Акт творения мира осуществляется созданием в Начале неба и земли, образованием в Софии двух центров» [Булгаков 1994, 208, т.е. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994.]. «Земля же есть ничто, в которое излилась уже софийность, поэтому она есть потенциальная София. Ничто получило актуальное бытие и стало Хаосом, реальным άπειρον, о котором говорят мифологии греков, вавилонян и др. народов. Это тот “родимый Хаос” <…> Сотворение земли лежит вне шести дней миротворения, есть его онтологический prius» [Там же, 209]. Отделение света от тьмы, тверди от воды, проявление разных светил, животных и растений, все это «сотворено творческим словом Божиим, но уже не из ничего, а из земли, как постепенное раскрытие ее софийного содержания, ее идейной насыщенности. Эта “земля” есть поэтому как бы космическая София, ее лик в мироздании, женское его начало, которое имеет силу, по творческому слову “да будет”, производить из себя твари, рождать от него. Она есть та Великая Матерь, которую издревле чтили благочестиво языки: Деметра, Изида, Кибела, Иштар. И эта земля есть в потенции своей Богоземля; эта матерь таит в себе уже при сотворении своем грядущую Богоматерь, “утробу божественного воплощения”» [Там же, 209-210].
Бердяев в работе «Философия свободы» (1911 г.) использует Софию для объяснения русского национального характера в целом, сводя к русскому культу матери-земли. Он пишет: «Вечная женственность есть девственность Марии, и она соединяется с вечной мужественностью, с мужественностью Логоса. И вся земля, вся матерь-земля женственна, но женственность ее двойственна, как и всякая женственная природа, Земля Ева и Мария. Только в мистическом браке раскрывается тайна соединения Логоса с женственной душой мира, с землей» [Бердяев 2000, 304, т.е. Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 2000.]. Он считает: «Вселенский дух Христов, мужественный вселенский логос пленен женственной национальной стихией, русской землей в ее языческой первородности. Так образовалась религия растворения в матери-земле, в коллективной национальной стихии, в животной теплоте. Русская религиозность - женственная религиозность, религиозность коллективной биологической теплоты, переживаемой как теплота мистическая. <…> Такая религиозность отказывается от мужественного, активного духовного пути. Это не столько религия Христа, сколько религия Богородицы, религия матери-земли, женского божества, освещающего плотской быт. <…> Мать-земля для русского народа есть Россия. Россия превращается в Богородицу. Россия - страна богоносная» [Бердяев 2004, 21, т.е. Бердяев Н.А. Судьба России, Кризис искусства. М., 2004.]. (Лян Кунь. Идейные основания культа женственности в русской культурной традиции // Вопросы философии).
Reply
Всего доброго!
Reply
Leave a comment