МЦД-5 - что о нём известно? Часть 2

Apr 08, 2024 01:10


Итак в предыдущей части я рассмотрел предысторию и концепцию будущей линии пятого Московского Центрального Диаметра (далее - МЦД-5) и ход развития её проекта. Сегодня посмотрим на доступные проекты, которые уже были опубликованы. Оговорюсь, что на данный момент всё предварительно и к реализации может несколько раз измениться.








За основу возьмём датирующуюся 10-м июня 2021-го года Перспективную схему развития Центрального транспортного узла и опубликованную в этой заявке на сайте госзакупок № 9458/ЗКТОЭ-АО «РЖДстрой»/2022 на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объектах инвестиционной программы: «Организация пригородно-городского пассажирского железнодорожного движения на участке Крюково - Раменское (МЦД-3 «Крюково-Раменское»)». К сожалению, схема, как это обычно бывает, содержит ошибки. И я сейчас не о части ВСМ-1 в цвете МЦК. Так, исходя из имеющихся данных, все платформы станции Ростокино Ярославского направления должны стать островными, то есть 6-й главный путь пройдёт с востока. Здесь же он нарисован с запада и с дополнительной береговой платформой. Возможно, тут что-то переиграли, но выглядит это сомнительно, так как до этого инфраструктура строилась под другой вариант развития событий. В остальном же, всё похоже на другие планы развития. Но держим в уме центральный участок, который здесь на показан. Он начнётся от Маленковской и пройдёт тоннелем через Рижскую, Комсомольскую, Китай-Город,  Павелецкую и Дербенёвскую, выйдя на поверхность к Тульской. Так на текущий момент планируют соединить в МЦД-5 Ярославское и Павелецкое направления Московской железной дороги. Количество конечных северного радиуса показано в количестве трёх штук - Пушкино, Фрязино и Щёлково. Я уже писал в первой части обзора, что до конца пока не известно количество и номенклатура оных. Для ветки на Фрязино запланирован 2-й главный путь, для участка Мытищи - Болшево 3-й и 4-й главные, 6-й главный на участке Москва - Мытищи и 4-й главный на участке Москва - Домодедово.

Пушкино - Мытищи

На данном участке не так давно была проведена реконструкция под четыре главных пути и, исходя из имеющейся схемы, никакого расширения дальше пока не будет, хотя я и находил признаки того, что под пятый главный здесь некоторые заделы оставили. Думаю, что никакого глобального ремонта тут не будет вообще, либо ограничатся реконструкцией станции Пушкино.

image Click to view



Болшево - Щёлково

Здесь аналогичная ситуация предыдущему параграфу. Могут построить что-то типа конкорса на станции Щёлково, если этот участок вообще возьмут в МЦД.

Болшево - Фрязино

Второй главный путь на данному участке запланирован уже давно. На схеме 2021-го года такая реконструкция была обозначена. Конечно, все сроки теперь сильно съехали вправо, но основные мероприятия, которые планируются в Центральном транспортном узле, обозначены верно. Думаю, что после участка ВСМ-1 от Ленинградского вокзала до Крюково (по планам 2028-й год) займутся следующими расширениями направлений. Но приоритет тут явно будет отдан участкам Москва - Мытищи и Москва - Домодедово. Остальное явно будет строиться потом, в том числе и второй главный до Фрязино.






Отмечу, что вопрос поднимается как минимум с 2018-го года:






Согласно первой схеме на остановочных пунктах Фабрика 1 мая, Ивантеевка и Детская будут две береговые платформы, а на Зелёном бору, Ивантеевке-2 и Фрязино-Товарной - островные. Фрязино-Пассажирская получит ещё один тупиковый путь и восточную береговую платформу.

Болшево






В начале 2024-го года ООО «Желдорпроект» опубликовало рендеры проекта реконструкции станции Болшево в рамках МЦД-5.






Запланировано строительство двух конкорсов, один из которых для входа на проектируемые береговые платформы ответвления на Фрязино (учитывается перспективный 2-й главный путь). Для поездов МЦД и поездов на Щёлково, Монино, Фрязево (и куда там ещё) планируются две островные платформы и одна береговая, совмещённая с береговой на Фрязино, взамен действующих береговой и островной платформ.






Вход со стороны проспекта Королёва и улицы Исаева (южный):











Вход со стороны Станционной площади, Железнодорожной улицы (северный)






Остановка ответвления к Фрязино будет смещена на 400 метров на юго-запад.

Подлипки-Дачные






В свежей госзакупке от 18-го марта 2024-го года на «Выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: Строительство разноуровневого пешеходного перехода через железнодорожные пути у станции Подлипки-Дачные в городском округе Королёв Московской области», в приложении можно найти схемы с конкорсом на станции Подлипки-Дачные.






По схеме можно понять, какой из трёх вариантов размещения конкорса был в итоге выбран. Вот ещё похожая старая схема, но по ней я не могу понять, есть ли относительно неё изменения на новых:






Зато есть вот такие рендеры, ей соответствующие:


























Выход к улице Космонавта Стрекалова (южный):











Выход к улице Грабина (северный):





















По рендерам понятно, что это тоже работа ООО «Желдорпроект». Планируют две островные платформы взамен двух береговых и надземный конкорс.

МГТУ имени Баумана






На паре перспективных схем до того, как радиусы МЦД были окончательно утверждены, встречался новый остановочный пункт между Мытищами и Подлипками-Дачными у комплекса зданий филиала МГТУ имени Баумана. Неизвестно, очередная ли это шутка студентов, попавшая каким-то образом на схемы, но в дальнейшем этой остановки больше не упиминалось в каких-либо официальных материалах. Недавно в этом районе на ПК202 ветки был построен надземный пешеходный переход без заделов на развитие в конкорс.






Мытищи - Ростокино

Западная береговая платформа на Лосиноостровской станет островной, с запада от неё проложат новый путь. То же самое случится с остановочным пунктом Лось, но остановки по 5-му и 6-му главным путям здесь не будет. Согласно заглавной схеме северная береговая платформа на Перловской станет островной, также добавятся ещё одна островная и одна береговая платформы для остановки по всем путям. Аналогичная перестройка ждёт и соседнюю Тайнинскую.

Ростокино






Реализованный с небольшими изменениями проект станции Ростокино был опубликован на схеме ГАУ «НИИиПИ Ген.плана г. Москвы» ещё в 2017-м. На схеме дополнительные главные железнодорожные пути (видимо, 6-й и 7-й) идут с восточной стороны. Таким образом действующая восточная платформа перестраивается из береговой в островную (по сути, только продлеваются оба вестибюля с организацией новых входов). Вот здесь показано пунктиром их продление на восток под Северянинским проездом:






Кроме того, у нас имеется чертёж из проекта реконструкции путепровода на Малом кольце Московской железной дороги АО «Трансмост» от 2015-го года, где 6-й главный путь тоже показан с востока (ось перспективного пути), а не с западной стороны, где для нового пути задела нет:






Ростокино - Маленковская

По заглавной схеме на остановочном пункте Яуза построят с запада ещё одну береговую платформу. Остановки по 6-му главному пути здесь не будет.

Маленковская






Есть слух, что эту остановку переместят на север к пересечению Ярославского направления с улицей Бориса Галушкина. Тем более, что путепровод улицы будет реконструирован для пропуска 6-го главного пути. А в проект нового можно заложить сходы на платформу(ы) для создания пересадки на трамваи. Выше и ниже кадры видео Михаила Рыбина (YouTube-канал «kosh_marius»).






Примерно в районе надземного перехода через Ярославское направление в парк Сокольники между 1-м Рижским переулком и 3-м Лучевым просеком может начаться рампа тоннеля центрального участка МЦД-5. Остановочный пункт Москва-3 на последних схемах пятого диаметра не обозначен.

Рижская






Рижская станет одной из пяти подземных станций на центральном участке МЦД-5. Примерная глубина заложения - 47 метров. Планируется пересадка на линии МЦД-2, МЦД-3 и МЦД-4, а также на вокзал ВСМ-1 и станции метро Калужско-Рижской и Большой кольцевой линий. Из другой информации про Рижскую был доступен только немасштабный неточный макет, показанный на площадке Московского Урбанистическом Форуме в Манеже, прошедшего с 1-го августа по 10-е сентября 2023-го года:






Фото Кирилла Клепикова (группа «Развитие Метрополитена и Транспорта в Москве» в соцсети «ВКонтакте»)

Площадь Трёх вокзалов (Комсомольская, Каланчёвская)






Следующая подземная станция в районе Комсомольской площади обеспечит пересадку на МЦД-2, МЦД-4 и станции Сокольнической и Кольцевой линий метро, а также выход к вокзалам Ленинградскому, Ярославскому, Казанскому и ВСМ-1. Примерная глубина заложения - 60 метров. Вот предварительная схема размещения остановочного пункта Площадь Трёх вокзалов, показанная 2-го июня 2023-го года (с ошибочно показанной станцией «Красные ворота» Сокольнической линии метро):






Фото Аркадия Колыбалова («Российской газета»)

Китай-Город






Самая центральная из подземных станций МЦД-5 обеспечит пересадку на одноимённые станции Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресенской линий метро (а в перспективе, в случае её постройки, и на станцию Арбатско-Покровской линии « Маросейка»). Примерная глубина заложения Китай-Города МЦД-5 - 47 метров.

Павелецкая






На Павелецкой пересадка на Кольцевую и Замоскворецкую линии метро и выход к Павелецкому вокзалу. Предварительная глубина заложения - 56 м. Стоп-кадры с информацией о станциях центра МЦД-5 взяты из видео с YouTube-канала «Смотрим поезда».

Дербеневская

Так как разместить новый остановочный пункт радом с Павелецким вокзалом наземный или мелкого заложения не получилось возникла ещё одна станция на тоннельном участке МЦД-5 - Дербеневская. Предполагаю, что она будет построена мелким заложением у действующего одноимённого остановочного пункта Павелецкого направления. Сразу южнее новой остановки начнётся рамповый участок тоннеля.

Дербеневская - Верхние Котлы

На остановочном пункте Тульская вместо старых береговой и островной будут построены две новые островные платформы.

Верхние Котлы






Восточная платформа Верхних Котлов превратится из береговой в островную, для чего она построена нужной ширины и сделан задел под будущий 4-й главный путь Павелецкого направления.






Верхние Котлы - Варшавская (Коломенское)

На остановочном пункте Нагатинская должно быть две островные платформы вместо одной островной и одной береговой. Возможно, просто переделают действующую береговую в островную.

Чертаново






Если с остановочным пунктом Варшавская в границах станции Коломенское нет никаких проблем - имеется две островные платформы, на которые зайдут четыре главные пути, то остановочный пункт Чертаново ожидает смещение на запад. Остановки на 3-м и 4-м скоростных путях здесь не планируется. Зато через них построят пешеходный переход в районе нынешнего наземного. Ещё ожидается реконструкция путепровода через Коломенскую улицу (на схеме - Проектируемый проезд №5159). Здесь построят дополнительные пролёты, причём задел под новый однопутный на нём уже есть.

Котляково






Который раз была пересмотрена концепция проектируемого узла Котляково. Теперь на Курском и Павелецком направлениях тут планируются платформы только на нескоростных путях (для МЦД-2 и МЦД-5). Необычна пересадка в виде креста, такого в Москве на железной дороге ещё не строили. С помощью соединительных ветвей, выводящихся на различные эстакады и тоннели Павелецкое направление связывается с Курским так, что на станции Бирюлёво-Пассажирская можно принять и выдать поезд дальнего следования как с/на Павелецкого направления, так и с/на Курского. Причём в последнем случае как в сторону остановочного пункта Покровское (Покровская), так и в сторону станции Царицыно. То есть, при необходимости поезд Павелецкого направления сможет уйти на Курский вокзал или наоборот. Но с Павелецкого вокзала попасть на Курское направление напрямую не получится.

Бирюлёво-Товарная, Бирюлёво-Пассажирская






Бирюлёво-Товарная лишится остановки на скоростных путях, также тут будет построен надземный конкорс с новой пешеходной галереей, ведущей на через пути Павелецкого направления на восток. Бирюлёво-Пассажирская получит две новые островные платформы для остановки по 1-му, 2-му и 3-му главным путям, а 4-й главный путь пройдёт рядом с самой восточной платформой для поездов дальнего следования. Также на схеме обнаруживается отдельная перспективная платформа Бирюлёво-Товарной для пассажирского движения по грузовой ветви подъездного пути к Московскому коксогазовому заводу (на схеме обозначено как Бирюлёво - Молоково). Всё это готовят для ввода на Бирюлёво-Пассажирской большого вокзала для южных направлений. Там запланирована тотальная реконструкция со строительством большого здания надземного конкорса и пяти платформ для поездов дальнего следования (из которых одна на перспективу).






На новой схеме реконструкции участка Павелецкого направления для ввода вокзала на Бирюлёво-Пассажирской, датируемой 29-м июня 2023-го года, также показана интеграция последней с перспективной Бирюлёвской линией метро, хотя ранее такая интеграция в проекте станции метро «Бирюлёво» не была предусмотрена.

Бирюлево-Пассажирская - Расторгуево

Показан проектируемый надземный или подземный пешеходный переход в районе дома №16Б по Булатниковскому проезду и №3к2 по Загорьевскому. Далее на путепроводе через МКАД с западной стороны будет установлен ещё один пролёт под дополнительный главный путь. Также можно заметить, что на остановочном пункте Булатниково будет ликвидирован наземный переход через пути. Следовательно, вместо него построят конкорс.

Расторгуево






Открытый недавно надземный пешеходный переход на станции Расторгуево строился с заделом под 4-й главный путь Павелецкого направления. Пройдёт он рядом с восточной действующей береговой платформой, а по первой схеме рядом с ним соорудят ещё одну береговую. По той же схеме остановка по 1-му и 2-му главным путям будет перенесена к действующей островной платформе.











Расторгуево-2 (Видное, Петрушино)






В перспективе на участке Расторгуево - Калинина планировалось разместить новый остановочный пункт для обслуживания новых микрорайонов города Видное. Однако в 2020-м году Московская область не нашла средств для того, чтобы его построить. Из трёх вычеркнутых Подмосковьем остановок с тех пор для Битцы-2 удалось найти инвестора, а Химки-2 местные жители выпросили на прямой линии у президента РФ. Статус Расторгуево-2 до сих пор подвешен.






Калинина - Домодедово

Предположу, что на остановочном пункте 32-й километр появится платформа на Москву, хотя на первой схеме эта остановка вообще не указана. Зато зачем-то там показано по две островные платформы на остановках Ленинская и Калинина, где явно нет такого пассажиропотока для них. Думаю, на станции Домодедово может быть проведена какая-то реконструкция в виде конкорса.

На этом сегодня всё. Спасибо за внимание! Подписывайтесь, комментируйте.

МЦД, Каланчевская, Петрушино, Верхние Котлы, Желдорпроект, Расторгуево-2, Бирюлёво, Мосгипротранс, Павелецкая, Дербеневская, Ростокино, Московские Центральные Диаметры, Рижская, Бирюлёво-Товарная, Болшево, перспектива, Площадь Трёх вокзалов, Подлипки-Дачные, Расторгуево, Китай-Город, Котляково, Бирюлёво-Пассажирская, Комсомольская, Чертаново

Previous post
Up