Давайте разберёмся с доступной информацией о проекте пятого Московского Центрального Диаметра (далее - МЦД-5), которая появлялась в свободных источниках. Пока другие плачут о придуманной ими же отмене проекта, мы неспеша посмотрим, какие детали его реализации уже известны.
Наверное, стоит упомянуть, что когда в 2019-м году власти города пришли к реализуемой сейчас схеме соединения железнодорожных направлений в пять диаметров, МЦД-5 остался самым «подвешенным» проектом. Если МЦД-1 и МЦД-2, по сути, были реализованы на действовавших годами связках двух направлений, МЦД-3 был соединён через частично перестроенную, но давно существовавшую уже Митьковскую соединительную линию, а МЦД-4 также частично задействовал маршрут бывшей связки Курского и Белорусского направлений, то для соединения Ярославского и Павелецкого радиусов в диаметр никакого задела не было. Рассматривались варианты с маршрутом через Митьковскую соединительную линию, далее параллельно МЦД-3 и затем через ветвь Перово - Бойня с выходом на участок, параллельный МЦД-2. Но это был довольно долгий и кривой маршрут в обход центра Москвы, да ещё и дублирующий МЦД-2 на значительном протяжении. Ещё одним недостаток этого варианта - необходимость забрать пути, которые используются на Митьковской соединительной ветви для передачи поездов дальнего следования между Ярославским и Казанским вокзалами.
В качестве альтернативы проектным институтом ГАУ «НИИиПИ Ген.плана г. Москвы» был предложен маршрут через пути, идущие параллельно трассе Московского Центрального Кольца. Но, к сожалению, никаких заделов под расширения до четырёх главных путей на участке от Угрешской до ЗИЛа нет, так МЦК здесь с двух сторон зажато трассой Третьего Транспортного Кольца. Да, как-то выкрутиться можно было бы, но этот длинный вариант снова вдали от центра города явно того не стоит.
Третьим вариантом, самым дорогим, но самым прямым, стала принятая за основную в итоге трассировка сквозь центр города, предложенная также в 2019-м году. По сути, с тех пор дискутируемыми оставались только детали реализации такого проекта.
Однако есть ещё один момент, который сопровождает «непонятки» с МЦД-5 с самого начала: это количество конечных с северной стороны. На юге всегда предлагалась только одна - Домодедово, а вот с севера были такие варианты:
- Пушкино
- Болшево (с перспективны продлением до Щёлково)
- Болшево и Пушкино (с перспективным продлением до Софрино)
Далее к этому добавились варианты:
- Фрязино, Щёлково (с перспективным продлением до Монино), Пушкино
- Фрязино, Болшево (с перспективным продлением до Щёлково) и Пушкино (с перспективным продлением как минимум до Софрино, а то и до Хотьково)
В какой-то момент (в районе 2020-го года) было решено отказаться на время от центрального участка между Ярославским и Павелецким направлениями и заниматься радиусами. Так, АО «Росжелдорпроект»
рисовало такую версию:
А в 2021-м году в рамках
доклада Петра Красикова, заместителя генерального директора АО «Дирекция московского транспортного узла»
показали такую:
В 2022-м году
появилась новая схема перспектив развития до 2030-го года, где пятый диаметр, соединяющий Павелецкое и Ярославское направления Московской железной дороги, идёт с подземными остановочными пунктами Павелецкая, Китай-Город, Комсомольская и Рижская (последняя вместо Москвы-3). Тогда же Сергей Собянин, мэр Москвы
сказал про то, что МЦД-5 может пройти под землёй через центр города.
В середине 2023-го года И.Ф. Мустафин, начальник отдела Центра развития пригородных пассажирских перевозок АО «Институт Экономики и Развития Транспорта», показал слайд по продлению маршрутов МЦД до 2030-го года:
Здесь снова появился центральный участок МЦД-5. Однако в сети был найден ещё один слайд с более дальней перспективой до 2040-го года, на котором нет центрального участка (вот такая чехарда в рамках одного института!):
Тогда же Сергей Собянин, мэр Москвы,
сообщил, что официально принято решение о строительстве центрального участка МЦД-5 тоннельным способом. Чуть позже «Российская газета» опубликовала статью, где была показана схема с пятью, а не четырьмя подземными станциями. К уже известным по предыдущей схеме Рижской, Комсомольской, Китай-городу и Павелецкой добавилась Дербеневская. Скорее всего, так получилось из-за необходимости плавно увести тоннели на необходимую глубину.
Валерий Танаев, начальник Московской железной дороги,
рассказал в ходе заседания Московской областной думы, что реализация проекта пятого диаметра запланирована на 2026-й год. Скорее всего, имелся в виду ввод на Павелецком и Ярославском направлениях тарифов МЦД и обновление на них подвижного состава, так как 17-го августа в ходе церемонии запуска движения по МЦД-3 Сергей Собянин
обозначил 2028-й годом планируемого открытия МЦД-5 (в последнем случае, вероятно, имелся в виду пуск движения через центр города по тоннелю). Также в ходе мероприятия был повторён тезис о пяти подземных станциях, а длина тоннеля в однопутном исполнении была обозначена как «примерно 12 километров».
В августе 2023-го года на открывшейся в Манеже площадке Московского Урбанистического Форума были обнародованы другие детали проекта. Так, стала известна глубина заложения четырёх подземных станций:
- Рижская - 47 м
- Площадь Трёх вокзалов (Комсомольская) - 60 м
- Китай-город - 47 м
- Павелецкая - 56 м
Дербеневская на визуализации подземного участка отсутствовала, но про неё сказано, что она будет последней на нём. Предполагаю мелкое заложение. А ещё сообщается о трёх конечных МЦД-5. Если про Домодедово и Пушкино нет никаких разногласий, то второй конечной на Ярославском направлении называют то Болшево, то Щёлково, то Фрязино. В визуализации с МУФа был озвучен второй вариант.
Я так понимаю, что в итоге принято решение внедрять поэтапно режим МЦД на Павелецком и Ярославском радиусах и только потом связать их тоннелем через центра города. В сентябре 2023-го года появилось
Распоряжение Москомархитектуры по основной деятельности № 1834 «О подготовке проекта планировки территории линейного объекта - центральный участок МЦД-5 "Пушкино - Домодедово" от станции Дербеневская до станции Маленковская». Андрей Бочкарёв, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства,
сказал, что более не рассматривается других вариантов соединения Ярославского и Павелецкого направлений, кроме тоннельного. А в зависимости от трассы длина в однопутном исполнении может быть от 10 до 12 километров. Для проходки будут использованы 10-метровые комплексы, имеющиеся у города и уже применявшиеся при строительстве Большой Кольцевой и Некрасовской линий метро. На промежуточных остановочных пунктах МЦД-5 построят пересадки на смежные с ними станции метрополитена.
10-го октября 2023-го года была
опубликована очередная версия Адресно-инвестиционной программы, в которой в строке «156» впервые значился пункт «Центральный тоннельный участок МЦД-5» с финансированием в виде 200 млрд. рублей на 2025-2029 годы. Однако в начале 2024-го года стали появляться неприятные новости. В томе №1 журнала «Вестник Москвы» за январь 2024-го года опубликована уже другая версия АИП, где под тем же номером стоят «Укрупнённые мероприятия по повышению транспортного обслуживания пассажиров». Пользователь Виноградовский форума «Наш транспорт»
нашёл информацию, что в АИП в декабре 2023-го действительно вносились изменения, только приложения к Постановлению засекречены. Официальный сайт «Открытый бюджет города Москвы»
приводит редакцию от октября 2023-го года, где все ещё под этим пунктом «156» идёт тоннель центрального участка МЦД-5.
Click to view
В декабре 2023-го года Олег Тони, заместитель генерального директора ОАО «Российкие Железные Дороги», дал интервью корпоративному телеканалу «РЖД-ТВ», где в том числе был задан и вопрос про МЦД-5. Конкретного не было ничего сказано, кроме того, что это самый сложный из диаметров. Но само наличие вопроса, которые наверняка были согласованы пресс-службой, говорит о том, что РЖД не забыли о проекте. Другой вопрос, что из-за того, что сроки реализации запросто могут сдвинуться на 2030-й год или позже, это может быть уже не интересно текущему мэру города Сергею Собянину, так как к тому моменту его полномочия на этом посту истекут и далеко не факт, что он будет и дальше управлять Москвой уже на четвёртом сроке подряд.
Так, или иначе, но все текущие проекты делаются с учётом инфраструктуры МЦД-5. Например,
реконструкция участка Павелецкого направления для организации вокзала для поездов дальнего следования в Бирюлёво. Или вот свежая
госзакупка от 18-го марта 2024-го года на «Выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: Строительство разноуровневого пешеходного перехода через железнодорожные пути у станции Подлипки-Дачные в городском округе Королёв Московской области», где в документах можно найти схему с конкорсом на станции Подлипки-Дачные. Также в марте 2024-го читатель группы «Московский транспорт - мониторинг новостей» в социальной сети «ВКотнакте» Алексей Мирный
получил ответ от начальника Управления железнодорожного транспорта и ТПУ Москомархитектуры С.А. Петрова, что проект планировки центрального участка МЦД-5 продолжает находиться в разработке в соответствии с сентябрьским распоряжением 1834. Возможно, что сначала на Ярославском и Павелецком направлениях будут введены тарифы МЦД, начнётся замена подвижного состава и только потом будет открыто движение по центральному участку, соединяющему радиусы. Однако самое нагруженное Ярославское направления приносит наиболее высокие доходы Центральной Пригородной Пассажирской Компании, а их выпадение придётся компенсировать Москве. Поэтому предположу, что с введением тарифов будут тянуть до последнего и сделают это «под занавес» текущего мэрского срока Собянина в 2028-м году, чтобы разгребать эффекты пришлось бы уже новому столичному градоначальнику.
В следующей части я рассмотрю доступные проекты инфраструктуры МЦД-5.