Наступили тяжёлые времена для строительного комплекса столицы. Крайние бравурные события, пуски МЦД-3 и МЦД-4, похоже надолго запомнятся нам авралом и рекордными показателями. То же самое складывается и с метро, но там сделан больший задел на грядущие годы. Одинаково одно - все пусковые объекты строятся и достраиваются медленно и печально, а сроки неминуемо съезжают вправо. Давайте ознакомимся с программой по строительству МЦД на будущий год, которую на днях утвердили С. Собянин и О. Белозёров.
Зеленоград-Крюково (МЦД-3, Ленинградское направление)
22-го декабря 2023-го года Сергей Собянин, мэр Москвы, и Олег Белозёров, президент - председатель правления ОАО «Российские железные дороги», открыли вторую очередь конкорса на остановочном пункте станции Крюково МЦД-3 и Ленинградского направления Октябрьской железной дороги. Надо сказать, что данные уважаемые персоны предпочли проигнорировать жалобы пассажиров на холод в помещениях конкорса, а их пиарщики поспешили дать ложную информацию о завершении реконструкции и интеграции конкорса со всеми видами транспорта (в то время как в подписанной ими же программе на 2024-й ясно написано про пуск третьей очереди в апреле).
Планы по строительству пассажирских объектов МЦД на 2024-й год
Вам может быть плохо видно табличку, которую держат привилегированные особы, но для вас я расшифрую её содержимое, нас интересует 2024-й год.
Январь
Лианозово (МЦД-1, Савёловское направление) - 2-я очередь, пуск южного вестибюля (предположу, что 3-я очередь - подземный пешеходный переход от северного вестибюля под Лианозовским проездом откроется отдельно ещё позже). Несмотря на то, что газета «Гудок»
писала о завершении работ по 2-й очереди в декабре 2023-го.
Белорусская (МЦД-1, МЦД-4, Белорусское/Смоленское направление) - это, видимо, официальное завершение работ. Подземный вестибюль здесь открыт 2-го октября 2023-го, а турникеты заработали 9-го декабря (одновременно лестница центральной платформы на Тверской путепровод только на выход).
Март
Тестовская (МЦД-4) - ввод северного вестибюля с выходом к Мукомольному проезду, а также транзитного бесплатного прохода от ММДЦ «Сити» к ЖК «Хэдлайнер» и наоборот.
Апрель
Зеленоград-Крюково (МЦД-3, Ленинградское направление) - открытие 3-й очереди в виде надземного пешеходного перехода от конкорса через улицу Ленина к ТЦ «Зеленоградский».
Май
Кутузовская (МЦД-4) - прямая пересадка к станции Филёвской линии метро.
Деловой центр (МЦК) - прямая пересадка на Тестовскую МЦД-4.
Июнь
Митьково (МЦД-3) - открытие нового остановочного пункта.
Ноябрь
Щербинка (МЦД-2) - какая-то часть конкорса и новых платформ. Напомню, реконструкция остановочного пункта
разбита на пять этапов.
Что осталось за бортом? Например, активно строящийся новый остановочный пункт Петровско-Разумовская МЦД-1 и Савёловского направления. Прошлый график
предсказывал его открытие аж в конце 2023-го. Но теперь, похоже, его решили открыть вместе с реконструированным одноимённым на МЦД-3 и Ленинградском направлении. Иначе как объяснить то, что за год не закончат?
Проигнорирована и реконструируемая Рижская МЦД-3, открытие которой газета «Гудок»
пророчила в следующем году вместе с Митьково. Та же газета
предполагала завершение реконструкции на остановочном пункте станции Царицыно МЦД-2 и Курского направления (впрочем, у них там то к 2025-му, то в 2025-м...).
Наконец, из планов почему-то выпала Курская, а ведь там тоже продолжается реконструкция, которая должна бы как раз закончится в грядущем году. Ну, и Железнодорожная МЦД-4 и Горьковского направления. Предположу, из-за того, что находится в Московской области, Собянина не интересует.
Ведущиеся сейчас стройки на реконструируемых Беговой МЦД-1 и МЦД-4, а также Тестовской МЦД-1 и Белорусского/Смоленского направления точно уезжают на «после 2024-го». Туда же и реконструкция Рижской МЦД-2 и МЦД-4, а ещё Малино Ленинградского направления и МЦД-3, Серп и Молот МЦД-2/МЦД-4, Курского/Горьковского направлений. И вся заявленная реконструкция МЦД-3 в придачу.
Ах да, что у нас по МЦД-5, о центральном участке которого в виде тоннеля под Москвой активно трубили в преддверии выборов мэра столицы? Обрадовать вас нечем. Вот, что
писала газета «Гудок» в октябре 2023-го: «в настоящее время определены перспективы поэтапного внедрения МЦД-5». А
вот уже в ноябре: «В планах до 2030 года - запуск МЦД-5 (Пушкино - Домодедово)». Последнее взято из доклада «Инфраструктурная политика: достижения новой России и вызовы будущего», подготовленного Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК).
Тестовская (МЦД-1, Белорусское/Смоленское направление)
17-го октября 2023-го года на сайте mos.ru
выложили ещё пару рендеров для реконструируемого остановочного пункта Тестовская МЦД-1 и Белорусского/Смоленского направления. Выше вид на юг в сторону южного подземного вестибюля, рядом с которым будет пересадочный коридор на одноимённый остановочный пункт МЦД-4. Ниже вид от Северной башни ММДЦ «Сити» на Тестовскую улицу и сход на восточную платформу.
В ноябре в газете «Гудок» была
опубликована следующая схема. Направления МЦД-4 на ней перепутаны местами, а на Тестовской МЦД-1 присутствует не планирующаяся четвёртая платформа (западная, показана серым цветом). На самом деле здесь будет две береговые и дона центральная островная. Однако на схеме явно показано, что южный вестибюль будет южнее действовавшего подземного пешеходного перехода, из которого ранее были организованы сходы на платформы. Теперь его переделают для транзитных пешеходов.
Никольское (МЦД-4, Горьковское направление)
В декабре 2023-го года
появилось Распоряжение Мособлархитектуры от 14.12.2023 №29РВ-839 "Об утверждении документации по планировке территории для строительства транспортно-пересадочного узла «Никольское» в Городском округе Балашиха Московской области". На из документа показано новое расположение остановочного пункта Никольское МЦД-4 и Горьковского направления рядом с эстакадой Транспортной улицы, примерно на 500 метров западнее текущего размещения. Запланировано построить надземный конкорс, учтены 5-й и 6-й главные пути для ВС(Ж)М-2. О сроках и источниках финансирования ничего не известно, но недавно глава Подмосковья Андрей Воробьёв
сообщил, что наконец-то нашли деньги для проектирования и строительства остановочного пункта Химки-2 на МЦД-3 и Ленинградском направлении на участке Химки - Молжаниново (после массы жалоб от местных жителей президенту РФ).
Останкино (МЦД-3, Ленинградское направление)
В декабре 2023-го были
приняты проекты планировки территорий, которые прилегают к некоторым остановочным пунктам МЦД-3 и Ленинградского направления. Так, в рамках реконструкции предложено продлить линию трамвая к остановочному пункту Останкино. Вот, кстати, её проект:
Трамвай пойдёт по улице Академика Королёва и улице Дубовой рощи. А по самому остановочному пункту Останкино новостей пока нет.
Лихоборы (МЦК)
В плане реконструкции остановочного пункта Моссельмаш ничего нового нет. Его
проект и
рендеры я уже публиковал в блоге. А вот что касается Лихобор, то тут появилось новшество в виде западного вестибюля станции МЦК, что будет построен в дополнение к действующему восточному, пересадочному на МЦД-3 и Ленинградское направление. Не удивлюсь, если восточный вообще будет закрыт на выход к проезду Черепановых, чтобы разделить местный и пересадочный пассажиропотоки. А действующий подземный пешеходный переход под Северо-восточной хордой (Московским скоростным диаметром) будет продлён под путями Ленинградского направления на восток к депо «Лихоборы» Московского метрополитена. Ещё один переход
построят через пути МЦК в створе улицы Линии Октябрьской железной дороги. Ещё можно
вспомнить про намерение Московской области построить «надземник» в Лобне в районе Кольцевой улицы через пути Савёловского направления. По станции Лобня снова
озвучен 2025-й год, а инсайдеры
пишут, что хорошо, если в 2024-м будет закончено проектирование (интересно, а что тогда уже несколько лет назад
спроектировало Архитектурное бюро Тимура Башкаева?).
На этом в 2023-м году всё. Удачи всем в надвигающемся на нас 2024-м году!