История Большой Кольцевой линии

Feb 24, 2023 22:10


Уже скоро, 28-го февраля 2023-го года москвичи и гости столицы уже смогут проехать всю новую кольцевую линию Московского метрополитена целиком. Давайте вспомнив в связи с этим знаменательным событием, какими были её проекты за всю историю, сравним с той трассировкой, которую она получила.


1947

Возможно, впервые вторая кольцевая линия, проходящая снаружи первой, была нанесена на схему, приведённую в книге И.Е. Катцена «Метро Москвы», выпущенной в 1947 году. Здесь Большая Кольцевая линия (далее - БКЛ) не показана на половине своей окружности. Вероятно, связано это с тем, что в то время (как и позже) рассматривали возможности совместить северную часть с движением по Малому кольцу Московской железной дороги (то, что сейчас называется Московское Центральное Кольцо, далее - МЦК). На юге линия проходит, видимо, через станции, условно, «Кутузовская», «Лужниковская» (пересадочная на непостроенную станцию метро Сокольнической линии у стадиона Лужники), «Ленинский проспект», «Тульская», «Автозаводская», «Дубровка», «Волгоградский проспект», «Калитники», «Авиамоторная», «Лефортово», «Семёновская», «Преображенская площадь». Все названия даны по уже построенным станциям и примерно привязаны географически к ним. В ряде случаев учтено, что на перегонах радиальных линий тогда было запланировано построить больше станций («Преображенская площадь» - «Сокольники» имел бы промежуточную по нормам тех лет, но построили его уже позже, когда станции начали «сажать» реже).






* Инженер И.Е. Катцен стал сотрудником подотдела «Метрополитен» отдела Московских Городских Железных Дорог треста Московского Коммунального Хозяйства в 1929-м году (Д. Нойтатц. «Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897 - 1935)». 2013 год.). В организации занимались проектированием сети метрополитена с середины 1920-х годов.

1962

План строительства БКЛ в 1940-х - 1950-х годах был слишком амбициозным, поэтому к идее линии вернулись только в 1960-е годы. Ниже вариант 1962-го года, утверждённый 15-го декабря 1964-го года исполкомом Московского Совета как «Основные положения Генеральной схемы движения транспорта в городе Москве на период до 1971-го года». На схеме уже присутствует часть трассы, вошедшей в итоге в БКЛ, «Мичуринский проспект» - «Варшавская». А вот дальше эта схема расходится с реализованной трассировкой. С севера линия более отдалена от первой Кольцевой линии метро и более прижата к МЦК. Трассировка на востоке также отодвинута в сторону окраины города: так, линия проходит через «Бульвар Рокоссовского», «Партизанскую», «Шоссе Энтузиастов» и «Кузьминки», дублируя частично МЦК.






1963

Однако предложенная в 1962-м году схема была только началом дискуссии о том, как следует построить БКЛ. В следующие году было предложено сразу два варианта концепции второго кольца метро. В одном из них линия на юге почти не отличалась от принятой в итоге трассировки, за исключением части «Каширская» - «Текстильщики», которую предлагалось вести через районы Курьяново и Люблино. А на севере предлагалось включить часть МЦК в БКЛ (на схеме видно, что юг МЦК отходит железнодорожным диаметрам Рижско-Горьковскому, Рижско-Павелецкому и Павелецко-Рижскому). Второй вариант БКЛ предлагал трассу, приближенную к Московской Кольцевой АвтоДороге. Так, частью линии могли стать участки радиальных линий «Первомайская» - «Щёлковская», «Домодедовская» - «Алма-Атинская» и даже «Щукинская» - «Планерная». Возможно, этот вариант добавили только для сравнения.






Основным, видимо, был вариант с более узким кольцом, именно он есть и на схеме 1963-го года. Теперь вы знаете, почему пересадки на севере МЦК более удобные, так как там станции на радиальных линиях строили для пересадки на БКЛ, которая должна была поглотить северную часть МЦК, или пройти её параллельно. Единственной исключение на юге - «Ленинский проспект», где планировали пересадку либо на МЦК, либо на железнодорожные диаметры, поэтому построили радиальную станцию с заделом для пересадки.






1965

С середины 1960-х годов начинается борьбы двух концепций БКЛ как кольца и как участков хордовых линий. Вторую позже назовут Третий Пересадочный Контур (Второй - первая Кольцевая линия, а Первый - станции внутри неё). Встретить оба варианта можно на схемах, разработанных НИИиПИ Ген.плана Москвы. Так, во втором варианте планировались Внуковско-Люберецкая, Зеленоградско-Подольская, Фрязинско-Домодедовская и ... -  придумайте название сами, - хордовые линии.






В брошюре Н.Н. Улласа того же года выпуска представлены несколько другие варианты хордовых линий, которые, в целом, идут ближе к центру Москвы. Николай Уллас в 1950-е - 1960-е годы был одним из авторов Генерального плана развития Москвы, схем районной планировки, занимался составлением Генерального плана развития Москвы, принятого в 1971-м году.






1971

На схеме, соответствующей Генеральному плану развития Москвы на период с 1971-го года до 1985-го - 1990-го годов (расчётный срок) с прогнозами на перспективу до 2000 года, присутствует БКЛ в виде кольца, составленного из системы хордовых линий, имеющего общую часть, предлагавшуюся ранее как самостоятельную кольцевую линию. Единственное изменение, наметившееся уже ранее - на северо-западе трассы был срезан угол от «Октябрьского поля» до «Окружной». В схемах 1960-х годов предлагалось выйти на трассу МЦК сразу после «Октябрьского поля».






Вообще, в 1970-е годы вышло несколько схем, в которых концепции кольца и системы хорд друг другу противопоставлялись, но общая часть не менялась.

1984

К середине 1980-х годов юго-западная часть БКЛ уже почти не менялась и в 1984-м году НИИиПИ Ген.плана Москвы провёл расчёты прогнозируемого пассажиропотока для неё.






1987

В 1987-м году в журнале «Наука и жизнь» (№2) была опубликована схема с БКЛ, отодвинутой на севере и востоке к Московской Кольцевой АвтоДороге. Снова мы видим попытку включить в состав кольца участок «Первомайская» - «Щёлковская».






1989

Следующий вариант БКЛ был представлен в 1989-м году в №7 журнала «За безопасность движения». Здесь вторая кольцевая линия метро присутствует уже в более классическом виде, за исключением восточной части, где трасса от «Варшавской» уходит на юг и через Москворечье-Сабурово, Люблино и Кузьминки подходит к МЦК в районе «Черкизовской».






1996 - 1997

В первую пост-советскую пятилетку, конечно, властям города снова было не до такого амбициозного проекта, как БКЛ. Впервые вторая кольцевая линия после долгого перерыва появилась в 1996-м году на схеме в журнале «Техника - молодёжи». Примечательно, что впервые Третий Пересадочный Контур из хордовых линий и БКЛ дополняют друг друга, а не взаимоисключают. Контур из хорд расположили между первой Кольцевой линией и БКЛ. Особенностью является включение в БКЛ участка «Люблино» - «Братиславская».






Детальную трассировку можно увидеть на схеме 1997-го года, которая была размещена в Народном музее Московского метрополитена. Ниже коллаж из фото схемы, сделанных Дмитрием Кудиновым. Также вариант схемы был в буклете «Московский метрополитен», выпущенном в том же году.






1998 - 2000

К 2000-му году БКЛ пропала с перспективных схем, уступив место Третьему Пересадочному Контуру, который теперь изображали как замкнутое кольцо.






2006

Следующий вариант перспективной схемы с БКЛ был опубликован в газете «Тверская, 13» в номере от 28-го сентября 2006-го года. Вообще, похоже на какую-то фанатскую схему, которую журналисты утащили к себе в статью. Но первоисточник мне найти не удалось.






Вообще, в те годы начали проектировать участок «Савёловская» - «Деловой центр» для решения транспортных проблем Московского Международного Делового Центра «Сити» и застраиваемой территории Ходынского поля, а также планировавшейся в те годы новой Олимпийской деревни в Шелепихе. В печать тогда попадали схемы, показывавшие всю абсурдность скрещивания участков Третьего Пересадочного Контура и БКЛ, которые непонятно было, как связать. И это ещё хорошо, что число станций на участке «Деловой центр» - «Савёловская» в итоге сильно сократили.






2008 - 2009

В 2008-м году в АО «Метрогипротранс» анализировали различные варианты решения проблемы одновременного присутствия на схеме метро Третьего Пересадочного Контура и БКЛ. Ниже вариант, где первый составлен из хорд, причём их какое-то чрезмерное количество. БКЛ тут задвинута внутрь МЦК на севере и соприкасается с ним только на «Окружной».






Ещё был вариант с тремя кольцевыми линиями (коллаж пользователя flot с форума «Наш транспорт»). Кстати, под пересадку на перспективную станцию в переходе «Ленинский проспект» - «Площадь Гагарина» при строительстве был оставлен задел, который вы можете наблюдать в виде длинного тупика в коридоре, де сейчас обычно играют музыканты.






В том же году НИИиПИ Ген.плана Москвы впервые показывает схему, где эти два проекта объединены с востока участком «Каширская» - «Авиамоторная»:






Тогда ещё этот участок «рисовали» через «Красносельскую» и «Бауманскую», а пересадочной на Некрасовскую линию планировалась отдельная станция на Саратовской улице. Возможно, склейку «ежа с ужом» планировали временно до момента достройки полноценных БКЛ и Третьего Пересадочного Контура, вот схема 2009-го года, где они снова порознь и хорды здесь уже другие. Этот же вариант вошёл в Генеральный план развития города Москвы 2010-го года:






2011 - 2012

К 2011-му году власть в городе поменялась, а проблема БКЛ осталась. Вот, как предлагали завернуть линию, в результате чего возникала почти спираль:






Департамент строительства города Москвы пришёл к временной «склейке» с Некрасовской линией. В то же время обсуждалась и идея разделения кольца на хордовые линии.






2012 - 2013

2012-й год можно считать годом рождения современной компромиссной БКЛ как соединения северной части Третьего Пересадочного Контура плюс южная,  изначально планировавшаяся как часть БКЛ. Было решено запустить МЦК, а поскольку оно, наоборот, отдалено от центра города на севере и приближено к нему на юге, БКЛ должна будет компенсировать эту ситуацию. Но, в то время ещё была жива концепция хорд, в рамках которой предусматривалось сделать часть станций кросс-платформенными для подключения «хвостов». В итоге эта идея реализовалась только на «Нижегородской» для Некрасовской линии.






Вот несколько концепций разделения БКЛ на систему хордовых линий, что в 2013-м году предлагались НИИиПИ Ген.плана Москвы. На первой схеме (см. ниже) предлагался общий участок от непостроенной станции на Можайском шоссе до «Проспекта Вернадского» для двух линий. Другой общий участок показана на востоке, это «Авиамоторная» - «Нижегородская». Ещё здесь вновь показана трассировка БКЛ через «Красносельскую» и «Бауманскую», тогда рассматривали в том числе и трассу через «Преображенскую площадь».






А вот уже схема без общих участков с выкристаллизировавшимися узлами «Марьина роща», «Нижегородская», «Каширская» и «Аминьевское шоссе»:






И всё это ради желания обеспечить присоединённые к Москве территории на юго-западе линиями метрополитена. В итоге в Коммунарку была продлена Сокольническая линия, а отдельная Троицкая должна быть построена только в 2024-м году. Я уж не говорю о Бирюлёвской линии, чей первоочередной участок не выйдет за пределы Московской Кольцевой АвтоДороги и которую ещё не начинали строить (она в перспективе тоже продлевается на юг).

2013 - 2015

В 2013-2014-м году конечную Бирюлёвской линии перенесли на станцию «Кленовый бульвар» (тогда - «Нагатинский затон», свою станция с таким названием появится БКЛ получит примерно в 2014-м году). Также на схеме, приведённой ниже, показан нереализованный задел под ответвление БКЛ к перспективной станции у остановочного пункта Моква-3 на Ярославском направлении Московской железной дороги, об этой станции можно забыть.






В 2015-м Троицкая линия будет проведена через «Новаторскую», а в 2016-м и Бирюлёвская лишится выхода на БКЛ своей трассировкой. Возникнут идея с Троицко-Некрасовской и Рублёво-Бирюлёвскими хордовыми линиями между первой и второй кольцевыми метро, которые пронзят город насквозь. Сейчас эта концепция реализуется и других перспектив БКЛ на данный момент нет. Строятся пересадочные узлы «Новаторская», «ЗИЛ», «Народное ополчение». Ну и да, в сентябре 2023-го участок «Деловой центр» - «Хорошёвская» будет отсоединён от БКЛ и уже как «Деловой центр» - «Шелепиха» войдёт в состав Рублёво-Архангельской, а в будущем - Рублёво-Бирюлёвской, линии.






А какой вам вариант БКЛ пришёлся бы по душе? Поедете ли вы на открытие линии на следующей неделе? Следует ли мне подробнее остановиться на тех проектах станций БКЛ, которые не были реализованы?

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на блог и оставляйте комментарии.

Мосинжпроект, НИИиПИ Генплана, ретроспектива, Большая Кольцевая линия, метро, Метрогипротранс

Previous post Next post
Up