Всем привет и с наступающим Новым годом! Сегодня этим постом я подвожу итоги 2022-го года по реконструкции на Центральном (Московском) ж/д узле в рамках проектов Московских Центральных Диаметров. Обозрим и события, которые произошли за последние недели года и новые планы, уже на 2023-й.
Поклонная / Поклонная гора (МЦД-4)
26-го декабря 2022-го года на странице мэра Москвы в соцсети «ВКонтакте» был выложен
альбом, в котором впервые был опубликован новый рендер для строящегося остановочного пункта МЦД-4 Поклонная (Поклонная гора). Тут мы снова видим возврат к концепции 2019-го года, ведь пешеходную галерею, ведущую на юг ко 2-му Мосфильмовскому переулку, которую ранее рисовали в 2021-м году на фотомонтаже (показана ниже), отменили.
Для сравнения вариант 2019-го года, на котором северный выход повёрнут на восток, а не запад, как теперь к сторону станций метро «Парк Победы»:
Переделкино (МЦД-4, Киевское направление)
26-го декабря на Киевском направлении открылся после реконструкции ещё один остановочный пункт - Переделкино. Таким образом, здесь осталось в 2023-м году доделать ещё два - Очаково и Лесной городок, а также уложить 4-й главный путь от Киевского вокзала до Солнечной и 3-й и 4-й главные пути от Солнечной до Апрелевки. Ещё планируется ввести надземный пешеходный переход и автомобильный путепровод взамен действующего пока переезда у остановочного пункта Лесной городок.
Концептуально реализация довольно похожа на проект, однако фасад южного выхода оказался немного другим. Во-первых, добавили пристроек справа для служебных помещений (ниже на рендере они тоже показаны). Во-вторых, был изменён козырёк над входной группой с ажурной конструкции на массивную. В-третьих, слева также добавились двери в какие-то служебные помещения.
Все фото для иллюстрации данного раздела взяты с сайта mos.ru.
А вот северный выход практически не изменился, кроме опять же козырька:
Стоит отметить, что одна из островных платформ временно закрыта до того момента, когда будет запущено движение поездов по 3-му и 4-му главным путям. Несмотря на это, вся отделка и всё оборудование здесь полностью установлено, как и на открывшей ранее Мещерской на том же направлении.
Click to view
Минская (МЦД-4, Киевское направление)
В тот же день, 26-го декабря 2022-го года, на остановочном пункте Минская Киевского направления Московской железной дороги отрылась 2-я очередь в виде второй островной платформы. Таким образом, строительство завершено.
Выше кадр из
видео с YouTube-канала подрядчика «Группа Компаний 1520»
Курская (МЦД-2,-4, Курское, Горьковское напр.)
А вот неделей раньше, 18 декабря на другом конце будущего МЦД-4 случился позор, связанный с отставанием работ от графика. На остановочный пункте Курская (Курский вокзал) поспешили пустить пассажиров на стройплощадки строящихся восточных платформ №6 и №7 и реконструируемой №5. В итоге на платформах не оказалось ни лифтов, ни отделки, как и в открытом вчерне пешеходном тоннеле №2. Подрядчик, конечно, постарался завесить это всё временной отделкой, плакатами с информацией о продолжающейся стройке, но всем понятно, что так быть не должно, просто сроки опять сорвали.
Рендеры для справки о том, какой здесь должна быть отделка. А всё почему? Нужно было срочно переходить к реконструкции платформ №1 - №3, ведь по новым срокам ввода их должны открыть к пуску МЦД-4 (сентябрь 2023-го)
Выше кадр из
видео с YouTube-канала подрядчика «Группа Компаний 1520»
Click to view
Крюково (МЦД-3, Ленинградское направление)
В тот же день, 18-го декабря 2022-го, случилось ещё одно недо-открытие. На остановочном пункте станции Крюково вместо старой островной платформы №2 открылась новая платформа №3 (пока она тоже временно носит №2). Но здесь, в отличие от Курской, несмотря на то, что тут тоже комплекс открывают по частям, хотя бы готова финишная отделка платформы. Напомню, Крюково относится к Ленинградскому направлению Октябрьской железной дороги. По
сообщениям очевидцев, начинаются работы на других остановочных пунктах этого же направления - Левобережной, Молжаниново и Фирсановской в виде подготовки территории или строительства временных деревянных платформ.
Выше кадр из
видео от 16-го декабря 2022-го года с YouTube-канала «d74mt»
Фили (МЦД-1, Белорусское направление)
По
сообщениям очевидцев, строительство нового восточного вестибюля не было начато, которое я преждевременно анонсировал в прошлом
выпуске новостей. Ведётся перекладка коммуникаций в рамках проекта Северного дублёра Кутузовского проспекта.
Итоги 2022-го года по МЦД
На открытии после реконструкции остановочного пункта Переделкино Олег Белозёров, генеральный директор - председатель правления ОАО «РЖД»
заявил о том, что якобы все планы на 2022-й год успешно выполнены. Что ж, напомним ему про подписанный им же
план от 23-го декабря 2021-го года.
Так, в марте на Киевском направлении Московской железной дороги хотели открыть первую очередь остановочного пункта Минская (открыт 4-го апреля). На том же направлении в апреле планировалось открыть Толстопальцево (это случилось лишь 4-го мая). Тогда же должны были завершить строительство железнодорожной лини к северным терминалам аэропорта Шереметьево (это произошло 1-го июня, прямое движение было открыто только 12-го декабря). В мае 2022-го планировали открыть остановочный пункт Печатники Курского направления Московской железной дороги (открылся 10-го июня). В июне же хотели запустить после реконструкции Мещерскую Киевского направления (а это случилось 21-го ноября). В июле по плану 2021-го года хотели отменить реверсивное движение между Площадью Трёх вокзалов (Каланчёвской) и Курской, что было сделано 1-го августа. В тот же месяц должны были открыть Переделкино на Киевском направлении (что, как мы уже знаем, случилось 26-го декабря). Сентябрь уходящего года должен был ознаменоваться пуском на том же направлении реконструированного Лесного городка (уехало на январь 2023-го, об этом ниже) и завершением работ на Окружной на Савёловском направлении Московской железной дороги (завершили лишь 3-го ноября). В ноябре планировали открыть вторую очередь Минской (фактически - 26-го декабря) и Марьину рощу на МЦД-2 (пуск перенесён на март 2023-го). Конец года должен был радовать пассажиров пуском после реконструкции Очакова на Киевском направлении (перенесено на февраль 2023-го) и Тимирязевской на Савёловском направлении (сдвиг на июль 2023-го года).
В итоге все работы выполняются с отставанием от графика, из-за чего четыре объекта в 2022-м году закончить не получилось. Из них вопросы вызывают Лесной городок (видимо, подмосковный губернатор Воробьёв хочет открыть там всё разом - и путепровод, и «надземник») и Марьина роща (похоже, что строительство притормозили из-за переноса сроков открытия одноимённой станции Большой Кольцевой линии метро).
Планы по МЦД на 2023-й
Теперь давайте ознакомимся с тем планом, который товарищи Белозёров и Собянин утвердили на 2023-й год.
январь: откроют после реконструкции остановочный пункт Лесной городок на Киевском направлении и будущего МЦД-4
февраль: завершат реконструкцию остановочного пункт Очаково Киевского направления и будущего МЦД-4
март: откроют первая очередь остановочного пункта Марьина роща, которая относясится к МЦД-2, запуск приурочен к пуску Большой Кольцевой линии
апрель: отменят реверсивное движение на центральном участке МЦД-1 Белорусская (Белорусский вокзал) - Савёловская (Савёловский вокзал)
май: откроется вторая очередь остановочного пункта Площадь Трёх вокзалов (Каланчёвская) - вторую островную платформу, оставшуюся часть вестибюля (непонятно, будет ли всё это открыто для пассажиров до пуска МЦД-4)
июль: откроют после реконструкции остановочный пункт Тимирязевская на Савёловском направлении и МЦД-1
август: закончат строительство постоянной инфраструктуры остановочного пункта Ольгино на Горьковском направлении Московской железной дороги и будущем МЦД-4, а также и реконструкция остановочного пункта Крюково Ленинградского направления. В этом же месяце ожидается и пуск МЦД-3 «Ленинградско-Казанский».
сентябрь: завершится строительство трёх остановочных пунктов Поклонная, Кутузовская и Тестовская (Камушки) на соединительной линии Киевского и Белорусского (Смоленского) направлений, они откроются в момент запуска МЦД-4 «Киевско-Горьковский» в этом же месяце. Также в рамках его запуска откроется после реконструкции пассажирская инфраструктура остановочных пунктов Белорусская (МЦД-1 и МЦД-4) и Курская (МЦД-2, МЦД-4 и Курское направление). На сентябрь намечен пуск первой очереди переносимого на север остановочного пункта Лианозово на Савёловском направлении (вторая это, видимо, интеграция со строящейся одноимённой станцией Люблинско-Дмировской линией метро, чей пуск недавно был перенесён на 2024-й год). В этом же месяце к пуску МЦД-4 должна быть готова островная платформа на остановочном пункте Марьина роща (вероятно, достроят также и третью для дальних поездов Рижского направления Московской железной дороги).
ноябрь-декабрь: откроется остановочный пункт Петровско-Разумовская на Савёловском направлении и МЦД-1
Чего здесь нет? Вероятно, к пуску МЦД-4 должна быть готова хоть какая-то новая инфраструктура на остановочном пункте станции Железнодорожная Горьковского направления. Также я уверен, что к пуску МЦД-3 на конечной Ипподром достроят надземный пешеходный переход. А вот реконструкция остановочного пункта Беговая МЦД-2 и МЦД-4, видимо, уезжает на 2024-й, как и Серпа и Молота на МЦД-2, МЦД-4, Курском, Горьковском направлении. Про неначатые объекты писать не вижу смысла, все они будут вводиться уже на действующих диаметрах в 2024-м году и позже. Также ни в какие планы не вошло завершение реконструкции остановочного пункта Щербинка МЦД-2 и Курского направления, которая должна завершиться примерно в 2023-м году. Транспортно-пересадочный узел на Рижской тоже, видимо, откроется уже в 2024-2025-м годах вместе с 5-м и 6-м главными путями на Ленинградском направлении для ВС(Ж)М-1 «Москва - Санкт-Петербург». А ведь там ещё и второй выход станции метро «Рижская» Большой Кольцевой линии строить...
На сайте Автономной некоммерческая организации «Дирекция Московского
транспортного узла» был
выложен «Отчёт по мониторингу реализации мероприятий Программы развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла с учетом организации перспективных диаметральных маршрутов на период 2020-2024 гг. в IV квартале 2022 года», где для МЦД-4 в 2023-м предполагается пуск только первого этапа. Видимо, имеется в виду, что для дальних поездов Горьковского направления какое-то время конечной будет Нижегородская, пока не завершат все работы на участке от неё до Курской (Курского вокзала).
На этом сегодня всё. Спасибо за внимание! Подписывайтесь, комментируйте. С наступающим вас Новым годом, который, я надеюсь, будет лучше 2022-го!