После трёхмесячного отпуска в строй возвращается уже подзабытая рубрика. У меня есть несколько новостей, которые не тянут на отдельные посты, но при этом прекрасно впишутся сюда. Кстати, дайджеста фото и видеороликов тут больше не будет. Я решил оставить только появляющиеся проекты и рендеры. Напишите, если всё же вам интересно видеть некий срез готовности объектов на текущий момент времени. Может быть, сделаю отдельную рубрику.
Апрелевка
23 сентября конкорс на станции
Апрелевка, которая находится на Киевском направлении Московской железной дороги и является будущей конечной для четвёртого Московского Центрального Диаметра (далее - МЦД), был открыт для пассажиров. В ближайшее время здесь должны разобрать пешеходный мост и закончить недостающие участки платформ.
Сыромятнический тоннель
В конце августа - начале сентября 2021 года стало известно, что
предыдущий проект реконструкции тоннеля в створе Сыромятнического проезда (который был построен в 1865 году и над которым проходят ж/д-пути МЦД-2, будущего МЦД-4, Горьковского и Курского направлений железной дороги) отменён. На официальных ресурсах города Москвы
появились рендеры нового варианта. Я отмечу, что данное решение это нисколько не победа общественности, а лишь следствие экономии денег и времени на строительстве МЦД-4. Реконструкция тоннеля могла занять несколько лет, плюс снижение количества поездов от Курского вокзала в расписании. В общем, старый вариант оказался неудобен как властям города, которые хотят построить побыстрее и подешевле, так и Российским Железным Дорогам. Теперь тут просто накинут пролёт с западной стороны (противоположной «Артплею») для увеличения числа путей, а узкий проезд, недостаточный даже для двусторонней трамвайной линии, сохранят.
Сначала приведём рендеры восточной стороны (со стороны «Артплея»):
А теперь противоположная, западная сторона:
На следующем изображении фотомонтаж будущего пролёта путепровода к текущему положению со стороны западного портала:
Тоннель уже закрыт для проезда трамваев и прохода пешеходов, ведётся снос зданий, примыкающих к тоннелю с западной стороны.
Покровская
В
проекте новой трамвайной линии «Чертановская улица - станции МЦД-2 Покровское», выставленной для публичных обсуждений на сайте «Активный гражданин», можно найти предварительный рендер северного конкорса на платформе Покровское (Покровская) МЦД-2 и Курского направления МЖД. Также в презентации присутствует схема, фрагмент которой привожу ниже:
Северный конкорс получит выходы по обе стороны 3-го Дорожного проезда (который станет частью Юго-восточной хорды) и к промзоне, находящейся к югу от платформы (видимо, от него будет пешеходная дорожка до улицы Подольских курсантов). Также на схеме есть и южный конкорс, но он менее детально прорисован, даже на схеме 2020-го года он выглядит понятней:
Останкино
В документации к
госзакупке от 7 июля 2021 года приводилось два варианта реконструкции платформы Останкино будущего МЦД-3 и Ленинградского направления Октябрьской железной дороги. В первом (смотри выше) было минимальное развитие - продление подземного пешеходного перехода через Валаамскую улицу и оснащение схода на платформу МЦД-3 лифтом. Южная действующая береговая платформа разбиралась из-за 5-го, 6-го главных путей для первой Высокоскоростной Железнодорожной Магистрали «Москва - Санкт-петербург» (далее - ВСЖМ-1). По второму варианту реконструкции (смотри ниже) предлагался надземный конкорс ближе к южным торцам двух продолжающих работу платформ вместо действующего подземного перехода. Также ранее рассматривался вопрос переноса платформы на север, ближе к станции метро «Фонвизинская» Люблинско-Дмитровской линии. Но в итоге от переноса отказались, хотя и запланировали эту платформу на перспективу.
В
проекте автодороги Третье Транспортное Кольцо - Огородный проезд, что был выставлен для публичных обсуждений на сайте «Активный гражданин», можно найти предварительные рендеры ещё одного варианта реконструкции Останкино, часть из них я взял из сопутствующего
видеоролика:
В данном варианте сохраняются все три действующие платформы (но тут нет путей ВСЖМ-1, что как бы намекает на неактуальность), а надземный конкорс располагается посередине платформ, примерно на линии существующего тут подземного пешеходного перехода.
Рижская
Недавно у меня вышел
пост при эволюцию проектов реконструкции Рижской, которая является действующими платформами на МЦД-2 и Ленинградского направления Октябрьской железной дороги (она станет платформой МЦД-3), а также в перспективе тут будут платформы МЦД-4 и ВСЖМ-1. Там вы можете посмотреть рендеры того, как этот узел видят в АО «Мосгипротранс». Ниже и выше тут схемы из того же общественного обсуждения автодороги ТТК - Огородный проезд (когда-то это называлось Северной рокадой). Я их привёл, так как в документации вместо Рижской МЦД-3 мы видим Нииколаевку, а на другой схеме все «Рижские» уже на месте. Непонятно, почему расхождения.
В документации можно обнаружить, как этот транспортно-пересадочный узел видится городским проектировщикам. Помимо второго выхода станции метро «Рижская» Большой кольцевой линии (о котором я также
рассказывал ранее), они хотят построить надземный пешеходный переход через проспект Мира (и это забавно, так как железнодорожная эстакада в одном из предварительных вариантов связки маршрутов МЦД по мнению Москомархитектуры портила тут облик города, а вот «надземник» - пожалуйста).
Далее предварительные рендеры этого места с «Активного гражданина»:
Кстати, платформа МЦД-3 находится совсем не там, где это показано, а на отдалении от платформ МЦД-2 и перспективной МЦД-4. Но ничего, есть и более качественный рендер, где всё показано верно. Сначала без подписей:
Ниже версия с подписанными объектами. Данный рендер был в выложенном 29 сентября 2021 года
ролике в официальном Telegram-канале Департамента транспорта Москвы. Тут можно, разве что, покритиковать то, что у «Рижской» Калужско-Рижской линии метро не будет нового выхода, в отличие от на неё пересадочной станции Большой кольцевой линии (но вдруг что-то поменяли).
Рижский вокзал
На предыдущем рендере внимательный читатель мог заметить, что на месте действующих платформ Рижского вокзала показана аллея с деревьями. Это не ошибка, а реальные планы. Выше приведён план
проекта застройки Рижского грузового двора, в основном, соответствующий рендеру. На плане видно, что действующие пути и платформы у здания Рижского вокзала ликвидируются, а вместо них используются платформы к северу от вокзала, размещается сейчас экспозиция Музея железнодорожного транспорта (локомотивы и вагоны).
На схеме из проекта автодороги «Третье Транспортное Кольцо - Огородный проезд» (смотри выше) показаны три существующие платформы, которые на текущий момент пока не принимают пассажирские поезда, но будут в скором времени задействованы под пригородное движение. Согласно первой схеме из этого раздела моего поста, здания отделений багажа и перевозки почты будут снесены, на их месте будет сквер. А у памятника героям-железнодорожникам построят новый кассово-турникетный павильон. А вот куда переедет Музей железнодорожного транспорта, информации на данный момент нет.
Последняя схема - фрагмент более крупной схемы переустройства путей для МЦД-2 и МЦД-4 из
госзакупки от 24 августа 2021-го года. Надпись на схеме свидетельствует о том, что она была утверждена 18 сентября 2020 года. Это как путевое развитие видит АО «Мосгипротранс». Здесь тоже на Рижском вокзале показана те самые недействующие сейчас платформы, которые пока ещё низкие, но будут перестроены в высокие. Вот вся эта схема целиком (есть неточности - нет путепровода Горьковского направления МЖД, МЦД-4 через проезд между улицами Нижегородская, Рабочий посёлок, возможно, другие):
Путепровод МЦД-3 через Ярославское напр.
Если сместиться от обсуждавшихся выше Рижской и Рижского вокзала на юго-восток, то мы попадём к ещё одному перспективному объекту, о котором 29 сентября 2021 года был написан
пост в официальном Telegram-канале ОАО «Российские Железные Дороги». Выше приведён рендер оттуда. На нём мы видим на переднем плане двухпутный пролёт нового путепровода для МЦД-3, с помощью которого платформу Рижская будущего МЦД-3 и Ленинградского направления Октябрьской железной дороги соединят с путями Митьковской соединительной линии. На заднем плане показан один из двух существующих двухпутные пролётов путепровода Митьковской соединительной линии через Ярославское направление Московской железной дороги и Ленинградское направление Октябрьской железной дороги. Новый путепровод разместится севернее существующих пролётов согласно следующей схеме (
выложена 24 мая 2021 года пользователем Vlad на форуме «Наш транспорт»):
Для пропуска поездов на Ленинградское направление здесь появится новый двухпутный путепровод через 7 главных путей Ярославского и Ленинградского направлений
Выше схема взаимоувязки всех проектов (МЦД-2, МЦД-3, МЦД-4, ВСЖМ-1, Рижский вокзал), на которой тоже обозначен новый путепровод (фрагмент
схемы из
госзакупки от 7 июля 2021 года).
Путепровод МЦД-3 через Русаковскую улицу
В том же посте из официальном Telegram-канале ОАО «Российские Железные Дороги» от 29 сентября 2021 года упоминается ещё один объект и его рендер. Это восточный пролёт путепровода МЦД-3 на Митьковской соединительной линии, который нужен для прохождения здесь четырёх главных путей (пока их три). Ниже вторая часть схемы,
выложенной на форуме «Наш транспорт» 24 мая 2021 года пользователем Vlad, где обозначен данный объект:
Тоннель МЦД-3 на Рязанское направление
На представленной выше схеме из предыдущего раздела моего поста есть и другой транспортный объект МЦД-3, работы по которому начались в конце сентября 2021 года. Это железнодорожный тоннель Рязанского направления Московской железной дороги стрелки с него к Митьковской соединительной линии. Данный тоннель будут продлевать на северо-запад для вывода путей Рязанского радиуса МЦД-3 на Митьковскую соединительную линию. Кстати, пути Рязанского и Казанского направлений Московской железной дороги, по сути, общие и оба они идут параллельно до станции Люберцы-1, но маршрут МЦД-3 пойдёт дальше до Раменского и Ипподрома, а это именно Рязанское направление (часть можно встретить ошибочное именование Ленинградско-Казанским МЦД-3, хотя он Ленинградско-Рязанский). Вот
сообщение пресс-службы Московской железной дороги 5 июля 2021 года:
- Митьковская соединительная ветвь протяженностью около 3 км между путями Казанского направления с одной стороны и Ленинградского направления с другой будет также реконструироваться. Для сохранения технологии работы Московской железной дороги с запуском нового диаметрального маршрута на ней будет построен дополнительный четвертый главный путь. Таким образом, маршрут МЦД-3 пройдет в обход двух вокзалов, что позволит снизить нагрузку на станцию метро «Комсомольская». Также рассматривается перспектива строительства нового остановочного пункта Митьково в месте пересечения Митьковской ветви с Русаковской улицей вблизи от станции метро «Сокольники» Сокольнической и будущей Большой кольцевой линии. Он разместится между существующими станциями Электрозаводская Казанского направления и Рижская Ленинградского направления, - рассказал начальник МЖД Михаил Глазков.
Click to view
<...> В настоящее время здесь развернуты работы по переустройству двухпутного железнодорожного тоннеля 1925 года постройки, в ходе которого его пути будут удлинены и развернуты в сторону Митьковской соединительной ветви - основного стыковочного звена будущего МЦД-3, объединяющего Ленинградское и Казанское направления Центрального транспортного узла. Для сохранения схемы приёма и отправления пригородных поездов и поездов дальнего следования планируется демонтаж трех приемоотправочных путей с последующей укладкой временных главных путей в обход зоны строительства.
Электрозаводская
3-4 августа 2021 года на transport.mos.ru, официальном сайте московского транспорта
появились схема и
рендер проекта реконструкции платформы Электрозаводская Казанского, Рязанского направления Московской железной дороги. На схеме есть три островных платформы вместо одной действующей островной на данный момент. Видать, с учётом платформы на перспективных 5-м и 6-м главных путях до Люберец-1, запланированных в перспективе.
Наземный вестибюль с выходом к Большой Семёновской улице и наземному вестибюлю станции метро «Электрозаводская» Арбатско-Покровской линии, задействующий здание нынешнего общественного туалета, вызывает много вопросов. Тут и неоднозначный нетиповой дизайн, и попытка воссоздать тут утраченное здание вокзала, и отсутствие связей «сухие ноги» с вестибюлями станций метро. Но ещё больше смущает дата «09.02.18» в названии файла.
МЦД-5 в виде радиусов с двумя «вилками»
На днях на форме «Наш транспорт» пользователь 21vek
выложил страницы из презентации по объёмно-планировочным решениям станции Подлипки-Дачные (проект реконструкции, который я уже
выкладывал раньше в двух вариантах), датированной 2020-м годом. В данных материалах есть схема МЦД-5, на которой Ярославский и Павелецкий радиусы разорваны, а Ярославский имеет аж две «вилки». Про одну (на Пушкино или на Болшево) уже было известно раньше, вторая же, от Болшево на Фрязино или Шёлково, только недавно появилась на другой
схеме из
доклада 12 мая 2021 года Петра Красикова, заместителя генерального директора АО «Дирекция московского транспортного узла». Правда, там МЦД-5 на Щёлково был в перспективе:
Сроки ввода объектов до конца 2021 года
Недавно
вышел очередной Отчёт по мониторингу реализации мероприятий Программы развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла с учётом организации перспективных диаметральных маршрутов на период 2020-2024 гг., на этот раз за III-й квартал 2021 года. В данном документе, опубликованном на официальном сайте Автономной некоммерческой организация «Дирекция Московского транспортного узла», в общем-то, нет какой-либо новой информации. Как уже понятно, сорваны сроки ввода после реконструкции платформы Кокошкино на Киевском направлении Московской железной дороги, зато Апрелевку сдали по графику.
Двухэтажный поезд на МЦК
Click to view
С 25 августа по 8 сентября 2021 года на Московском Центральном Кольце в тестовом режиме работал двухэтажный поезд Stadler «KISS» ЭШ2-025. Всё это время на сайте «Активный гражданин» шло голосование среди пассажиров об оценке данного состава. Прогнозируемо,
отзывы о нём положительные.
На этом сегодня всё. Спасибо за внимание! Подписывайтесь, комментируйте.