ТПУ «Марьина роща» - эволюция проекта

Aug 10, 2021 05:10


В транспортно-пересадочный узел «Марьина роща» скоро будут входить две одноимённые станции метро Люблинско-Дмитровской и Большой Кольцевой линий, одноимённая же платформа на Рижском направления Московской железной дороги и станция второго и четвёртого Московских Центральных Диаметров (далее - МЦД), а также, возможно, когда-нибудь - перспективная платформа Калибровская на МЦД-3.

Upd 1. Добавлены новые схемы 2020-2021 года.

Upd 2. Добавлена ещё одна схема 2021-го года.


До МЦД






Начнём, как всегда, с предыстории. При проектировании станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро на перспективу был оставлен подземный пешеходный переход под перекрёстком Шереметьевской улицы и 4-го проезда Марьиной рощи. Я рассказывал об этом и показывал место, куда он должен примыкать в одном из выпусков цикла «Второго выхода нет». Если вам интересна эта рубрика, ссылки на выпуски можно найти в верхнем посте.






К сожалению, при проектировании станции метро «Марьина роща» Большой Кольцевой линии (проектное название - «Шереметьевская») строительство подземного перехода не было учтено в проекте, несмотря на то, что наземный вестибюль новой станции расположился с той же стороны, что и подземный северный выход радиальной. То есть проблема подхода пассажиров с запада от вестибюлей обеих станций сейчас никак не решается, а усугубляется тем, что с той же восточной (чётной) стороны Шереметьевской улицы будет ещё и вход на новую железнодорожную платформу, она же станция МЦД-2, МЦД-4.

2018 год






10 июля 2018-го министр транспорта Евгений Дитрих, мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор, председатель правления ОАО «Российские Железный Дороги» Олег Белозёров ознакомились с реализацией проекта по строительству транспортно-пересадочного узла «Рязанская». Впервые именно там демонстрировался первый вариант новой платформы Марьина роща на Рижском направлении Московской железной дороги, которая войдёт в состав МЦД-2 и МЦД-4. Всего на рендере мы видим три островных платформы: для дальних поездов Рижского направления, для МЦД-2 и для МЦД-4. В целом, эта концепция не изменилась. Отличается выходы надземного конкорса. И, если северный и в следующих вариантах ведёт к Веткиной улице, то южный, похоже, выходил на Шереметьевский путепровод одноимённой улицы. И к 7-му проезду Марьиной рощи заодно.






В 2018-м году в буклете АО «Мосгипротранс» можно было встретить другой вариант уже с двумя платформами и по-другому расположенными выходами надземного конкорса. Этот же вариант демонстрировал 17 февраля 2019-го года в рамках лектория в демонстрационном павильоне МЦД сотрудник Центра цифровых высокоскоростных транспортных систем Российского Университета Транспорта (МИИТ) Александр Чекмарёв в презентации об остановочных пунктах МЦД.






В некоторых других материалах от АО «Мосгипротранс», в частности, в схеме переустройства путей Рижского, Курского направлений Московской железной дороги в рамках реализации проекта МЦД-2, встречалось расположение того же нового остановочного пункта западнее Шереметьевского путепровода. На схеме (смотри выше) видны две береговые платформы для поездов МЦД-2 и больше никакой другой инфраструктуры. По-видимому, платформы МЦД-4 и для дальних поездов Рижского направления здесь вписать не получилось. На следующей версии схемы остановочный пункт уже восточнее путепровода:






Скорее всего, данные схемы попали в сеть в 2019-м году позднее относительно того времени, когда они были созданы, ведь уже на других их версиях конкорс расположен так, как сейчас его строят, а вышли те версии в 2018-2019 годах.






Следующая схема (смотри выше) из буклета ГУП «МосгортрансНИИпроект», и здесь странным образом показаны островная и береговая платформы. Оба выхода надземного конкорса на ней помещены так, что северный теперь ведёт на нечётную сторону Веткиной улицы, а южный - к 5-му проезду Марьиной рощи и вестибюлю станции «Марьина роща» Большой Кольцевой линии. И этот же вариант в виде визуализации мы встречаем в буклете 2018-го года от АО «Мосгипротранс»:






2019 год






В конце 2018-го года появилась новая схема переустройства путей Рижского, Курского направлений Московской железной дороги в рамках реализации проекта МЦД-2 от АО «Мосгипротранс». На ней новый остановочный пункт Марьина роща уже имеет «Z»-образный конкорс и две островные платформы: для МЦД-2 и для МЦД-4. 26 августа 2019-го года выходит новая схема уже с тремя платформами (добавилась островная для дальних поездов Рижского направления). Также добавился сход южного выхода на Шереметьевский путепровод одноимённой улицы:






2020 год






С 20 июля по 2 августа 2020-го материалы проекта планировки территории территории, прилегающей к МЦД-2, были выставлены на общественные обсуждения сайтом «Активный Гражданин». В них была схема, фрагмент которой вы можете наблюдать выше. Вариант авторства ГАУ «НИИиПИ Ген.плана г. Москвы» показывает лишь одну островную платформу, которая будет построена для МЦД-2 и открыта в первую очередь.






Впервые рендер проекта остановочного пункта Марьина роща появился лишь 4 декабря 2020-го на официальном сайте Сергея Собянина, мэра Москвы, в очередной части статьи про новые станции МЦД. На нём мы видим в составе узла три островные платформы и два выхода: северный на чётную сторону Веткиной улицы и южный к пересечению 7-го проезда Марьиной рощи со 2-й улицей Марьиной рощи. Выхода на Шереметьевский путепровод нет. Второй рендер появился 30 января 2021-го и здесь мы видим конкорс и платформы чуть ближе, тоже с западной стороны:






2021 год






В конце лета 2021-го года на сайте zakupki.gov.ru появились две свежие заявки на закупки, в которых можно найти ещё несколько схем Марьиной рощи. На изображении выше показан строительный генплан с указанием размещаемых конкорса и первоочередных платформ МЦД-2 (голубая) и МЦД-4 (красная).






Следующая схема показывает путевое развитие вблизи Марьиной рощи, и её прошлая версия датировалась 2019-м годом. Здесь на штампе нет даты, но на схеме есть подпись, что она была утверждена 18 сентября 2020 года (я убрал тут, часть, что не относится к данному посту). Отличия от предыдущей версии минимальны: тут показаны пути Ленинградского направления Октябрьской железной дороги, подъездные пути к ПНП ООО «Цемент-сервис» и ещё одна реконструируемая платформа Рижского вокзала (показана голубым цветом).






Гораздо интереснее другая схема из госзакупки по участку Ермакова роща - Савёловская МЦД-4. Её фрагмент я привожу выше. Здесь почему-то вместо трёх островных платформ показана островная и две береговые, причём так, что у МЦД-2 направление на Нахабино вообще не имеет остановки. Спишем это на ошибку, так как схема делалась для другого участка. Но интереснее тут немного другая развязка путей МЦД-2 и МЦД-4 между Марьиной рощей и Станколитом. Под путепроводом МЦД-4 хотят пропустить целых четыре пути вместо двух, как это показано на других схемах. Два пути, которые раньше тут были запланированы - это 1-й и 2-й главные пути на Рижском направлении Московской железной дороги. Ещё два оканчиваются ничем и то ли являются тупиковыми и заканчиваются в районе путепровода Шереметьевской улицы, то ли в дальнейшем получат продление на третью платформу на Марьиной роще (этого нет на схеме). Таким образом, строящийся новый остановочный пункт мог бы стать станцией зонного оборота составов МЦД-2 даже если не будет построена для этого платформа. Сейчас поезда Рижского направления максимум могут доехать до платформы Стрешнево и обернуться по станции Подмосковная, если нужно обернуть состав в пределах города, как вариант - оборот по Рижскому вокзалу, но после переустройства путей поезда МЦД-2 уже не смогут туда попасть напрямую (после строительства 3-го, 4-го главных путей Рижского направления и разделения специализации путей), как и на Подмосковную (без использования «режущих» маршрутов). Так что логично предусмотреть на Марьиной роще возможность оборота для составов МЦД-2.






Ещё одна схема из проекта автодороги от Третьего Транспортного Кольца до Огородного проезда, где виден контур платформ и конкорса с привязкой к окружающей местности, а также перспективы улично-дорожной сети.

Строительство

image Click to view



В качестве источника обратимся к видео конца июля 2021-го года с YouTube-канала «In The Sky». Следующие кадры будут нарезаны с него. Зачищенная площадка к западу от Шерметьевского путепровода, сооружена подпорная стена, отделяющая будущее положение пути МЦД-2 от проезжей части под Шереметьевским путепроводом:






Вчера появилось сообщение о том, что под путепроводом уже уложен асфальт. Также очевидец информирует о том, что восточнее путепровода Алексеевской соединительной ветви через Рижское направление появилась новая стрелка. Путь, который ведёт от Марьиной рощи до временно закрытой платформы Станколит будет переложен на новую ось восточнее данного путепровода. А на его место будет уложен путь МЦД-2 от Дмитровской до Марьиной рощи. Как должно получиться в результате - смотри здесь.






Далее (смотри выше) вид на восток от Шереметьевского путепровода. По обе стороны от железнодорожных путей идёт строительство подпорных стен. Два выхода конкорса (северный слева, южный справа) находятся в разной степени готовности. К переходу между ними пока не приступали: нужно двигать пути.






Следующий кадр - на переднем плане южный выход конкорса к перекрёстку  7-го проезда Марьиной рощи со 2-й улицей Марьиной рощи. Сносят гаражи и строят здание павильона выхода. Наземный переход к вестибюлям станций метро будет неблизким и, вероятно, в открытом контуре.






Выше запечатлён северный выход конкорса к Веткиной улице, строительство подпорной стены вдоль 7-го проезда Марьиной рощи.






Последний кадр из видео - вид на восток в сторону станции Москва-Товарная Ленинградского направления Октябрьской железной дороги. А это готовность северного выхода на середину июля 2021-го года авторства читателя проекта «Развитие метрополитена и транспорта Москвы» (vk.com/razvitie_metro_msk)






6 марта 2021-го года Андрей Бочкарёв, заместитель мэра в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, сказал:

К строительству нового остановочного пункта Марьина Роща на МЦД-2 мы приступили в прошлом году. Сейчас продолжаются работы по освобождению территории, а также сооружение фундамента южного вестибюля станции. Готовность станции можно оценить в 15%, однако уже в следующем годы мы планируем открыть её для пассажиров. В рамках первого этапа для пассажиров возводится платформа с навесом на всю длину и крытый надземный пешеходный переход типа конкорс. При этом для маломобильных пассажиров предусмотрены лифты и эскалаторы. В ходе второго этапа здесь появится ещё одна платформа для поездов МЦД-4.

Перспектива






22 апреля 2021-го года на сайте mos.ru вышла заметка об открывшейся после реконструкции платформе Внуково будущего МЦД-4, Киевского направления Московской железной дороги. К ней прилагалась показанная выше схема, где в транспортно-пересадочном узле «Марьина роща» можно заметить ещё одну платформу, но на Ленинградском направлении Октябрьской железной дороги и будущем МЦД-3. Эта платформа по-другому называется Калибровская. Она может в перспективе разместиться недалеко от Останкинского путепровода на Шереметьвской улице и иметь выходы к Мурманскому проезду, 14-му проезду Марьиной рощи, Веткиной улице и Шереметьевской улице. По последней информации, данную платформу отложили на будущее и при вводе МЦД-3 её не будет. Пересадка между Калибровской и Марьиной рощей получилась бы довольно длинной, поэтому нет смысла включать её в данный транспортно-пересадочный узел, так как пересадка между МЦД-2, МЦД-4 и МЦД-3 будет на следующем остановочному пункте Рижская.






Спасибо за внимание! Пишите комментарии и подписывайтесь на мой блог.

НИИиПИ Генплана, МЦД, Московские Центральные Диаметры, перспектива, Калибровская, МосгортрансНИИпроект, Метрогипротранс, Марьина роща, реконструкция, Мосгипротранс

Previous post Next post
Up