Новохохловская - позор проектантов транспортной инфраструктуры

Jul 22, 2021 12:31


Сразу оговорюсь, что критиковать в этом посте буду исключительно решения по планировке транспортно-пересадочного узла «Новохохловская». Дизайна мы здесь касаться не будем, так как эта работа была выполнена качественно, в том числе Сергеем Прохоровым из RAF ARF. Но художественное оформление - это то, что навешано на тот каркас, который выбрал заказчик проекта, а они в данном случае это ОАО «Российские Железные Дороги» и город Москва.

Upd. Добавлено несколько иллюстраций, ещё один вариант проекта для МЦК.








Московское Центральное Кольцо






Когда появился актуальный проект Московского Центрального Кольца (далее - МЦК), то на пересечении его трассы с Курским направлением Московской железной дороги было предложено разместить остановочный пункт, который пригодился бы для пересадки между двумя транспортными объектами.






Данная платформа фигурировала под названием Хохловская, а позже была названа Новохохловской. Первоначально предлагалось построить для МЦК и для Курского направления по две береговые платформы и конкорсы, которые были бы связаны по кратчайшему для пересадки маршруту.






Конкорс МЦК планировался наземным у западных торцов платформ, конкорс Курского направления - надземным у южных торцов платформ. Последний соединялся с первым надземным переходом.






Для данной концепции даже была сделана «корявенькая» визуализация:











А вот парочка чертежей (это был проект 2013 года):






Обратите внимание на четыре главных пути на МЦК на поперечном разрезе:






А вот вариант 2015 года, всё ещё с двумя платформами, хотя на рендере я уже вижу одну и странное положение главных путей МЦК относительно неё:











В какой-то момент береговые платформы как на МЦК, так на остановочном пункте Курского направления заменили на одну островную:






Однако чем ближе пусковой для МЦК 2016-й год, тем заметней становится то, что реализуют совсем другой проект. Конкорс у платформы на МЦК «уехал» в восточный торец, дальний от ж/д путей Курского направления:






Между тем, АО «МКЖД» хранило молчание насчёт проекта платформы, лишь обнародовав рендеры непонятного павильона. Оказывается, было две версии:











Как выяснилось позже, это всего лишь объект торговли, который решили тут построить на пути пересаживающихся пассажиров, поток которых в связи с переносом в другой торец платформы МЦК выхода значительно увеличился.











Как я понял, проектированием этого сооружения занимались Архитектурное бюро Тимура Башкаева и АО «Моспроект-3». Подобные объекты также можно встретить на станциях МЦК «Верхние котлы», «Нижегородская» (тут вообще целый торговый центр отгрохали), «Измайлово» и «Стрешнево». Вероятно, в те годы были сильны сомнения в эффективности МЦК, зато в успешности на её станциях и рядом торговой и офисно-деловой активности не сомневались.

Курское направление






Когда в 2016-м году открыли пассажирское движение по МЦК, спустя какое-то время стало понятно, что новый транспортно-пересадочный контур весьма популярен у пассажиров. Тогда же стали реализовывать вторую очередь этого проекта - перенос железнодорожных платформ радиальных направлений. И остановочный пункт Новохохловская появился на схемах в составе островной платформы и надземного конкорса с выходом в ту же точку, что и и раньше. А для станции МЦК никаких изменений не планировалось. Второй конкорс для пересадки? Нет, не слышали. Слишком жирно будет, ведь тут практически нет собственного пассажиропотока, чтобы развести его с пересадочным.











В результате конкорс слегка изменился относительно первоначального плана, но, в целом, всё в результате построено, как было задумано изначально для платформы Курского направления. Сергей Прохоров из RAF ART предлагал разные варианты для колонны и навеса, также вот варианты пешеходной галереи между зданием торгового павильона и зданием выхода конкорса радиальной платформы:











В итоге остановились на втором варианте, которому также ответили с другой стороны навесом от здания торгового павильона до северного выхода (№2) станции МЦК «Новохохловская»:











Итого всё вместе стало составлять несуразный в архитектурном плане объект, да ещё и неудобный относительно пересадки, так как помимо увеличившегося расстояния между конкорсами пассажиру приходится пройти через стоящее у него на пути здание торгового павильона, а это ещё по два раза открыть двери павильонов по маршруту следования между транспортными объектами.






Ещё одна странность здесь - это планируемый выход, обозначенный на схеме выше цифрой «2» к Третьему Транспортному Кольцу (далее - ТТК). Зачем он тут нужен при отсутствии в этом месте остановок общественного транспорта или прохода под эстакадой ТТК, непонятно.

Московский Центральный Диаметр






Когда в городе начали реализовывать концепцию Московских Центральных Диаметров (далее - МЦД), то стало понятно, что запуск данного сервиса на действующей железнодорожной инфраструктуре это временная мера ради ускорения сроков ввода. Но в перспективе для поездов МЦД понадобятся на радиальных направлениях отдельные главные пути. Так, на Курском 3-й и 4-й главные пути отсутствуют между Курским вокзалом и станцией Люблино. В свою очередь для остановки на перспективных путях нужно построить новые платформы. И схема развития инфраструктуры показывает у Новохохловской вторую островную платформу.






Другая схема от ГАУ «Институт Генплана Москвы» вторит ей. Кроме того, тут уже показан не один дополнительный подземный конкорс, а два. Получилось, что пересадка между островными платформами радиальной Новохохловской может быть выполнена только через новый конкорс, так как вторая остовная платформа расположится севернее действующей и существующий надземный конкорс до неё не дотянется. Впрочем, может быть, он бы и дотянулся, но в дело вступает габарит межпутья, не позволяющий разместить ещё один сход, а сверху «поджимает» путепровод связки ТТК с Юго-восточной хордой (далее - ЮВХ), что не позволит сделать сход от действующего конкорса «рукавом» на опорах к новой платформе. Поэтому для пересадки и выхода с неё нужен ещё один дополнительный конкорс.






В итоге часть не так давно построенной радиальной платформы потребуется разобрать, встроить подземный конкорс для пересадки. Соответственно, для пассажиров МЦД-2 путь пересадки на МЦК станет ещё больше, ведь новый выход будет аж за путепроводом связки ТТК с ЮВХ. Получается, придётся строить длинную пешеходную галерею от здания торгового павильона на север к новому выходу. Но есть решение лучше: построить наконец второй (западный) наземный конкорс станции МЦК, сократив тем самым пересадку и на действующую сейчас платформу, и на проектируемую. Схема развития инфраструктуры на Курском направлении сообщает, что для пропуска 3-го и 4-го главных путей придётся реконструировать путепровод МЦК над Курским направлением. А значит, вместе с этими работами можно будет заодно и построить новый конкорс станции МЦК.

4-й путь МЦК и МЦД-5






Также схемы, на которых указан маршрут перспективного 4-го главного пути МЦК, включают перегон Угрешская - Новохохловская. Получается, что здесь ещё можно одновременно выполнить подготовительные работы и для этого проекта: построить дополнительный пролёт путепровода через пути Курского направления для 4-го главного пути. К сожалению, несмотря на улучшение, этот узел никогда не станет удобным, так как отсутствие здесь комплексного проектирования, когда удалось бы увязать одновременно все проекты, даст о себе знать в любом случае, так как почти ничего уже подвинуть и перестроить не выйдет. Да и в курсе ли этой проблемы городские власти? Дополнительные главные пути Курского направления здесь должны построить в ближайшее время в рамках реконструкции Курского вокзала и соседних перегонов. Так что, через несколько лет мы должны узнать о судьбе Новохохловской. Пока же узел представляет собой образец того, как не надо проектировать ТПУ.






Другая проблема - если перспективный МЦД-5 пройдёт по соединительной ветви Перово - Бойня и на нём появится своя Новохохловская южнее МЦК. Тогда, по-хорошему, нужно сдвигать как минимум платформу МЦД-2 (а как максимум - и Курского направления) так, чтобы из северного торца была на МЦК пересадка, а из южного - на МЦД-5. И, если сейчас всё это не будет уже учтено, то в будущем опять придётся заниматься сносом. Надеюсь, теперь вы понимаете, почему такой заголовок у моего поста. Данный узел не продуман изначально, и все изменения в будущем только ухудшают его положение.






Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!

МЦД, ретроспектива, Московские Центральные Диаметры, перспектива, raf art, МЦК, Желдорпроект, Новохохловская, Московское Центральное Кольцо

Previous post Next post
Up