Это заключительная часть материала по ещё непостроенным и недоделанным выходам станций метро. Как заметил один из моих читателей в комментариях под предыдущей частью материала, я решил включить в посты информацию и про планировавшиеся третий, четвёртый, другие выходы, если таковую мне получилось найти. Здесь тоже будет ряд таких станций.
Белорусская
В 2013-м году на ныне несуществующем сайте проектной компании «Метро-Стиль» появился
проект подземного комплекса на площади Тверской Заставы и сопутствующей реконструкции пересадочного узла между станциями метро «Белорусская» Замоскворецкой и Павелецкой линий. На приведённой выше схеме красным отмечен планировавшийся второй выход радиальной станции на нижний ярус подземного пространства нового торгового комплекса. Этот выход примыкает двумя ходками к центральному залу станции. На этой же схеме зелёным цветом показан третий выход станции Замоскворецкой линии, одновременно являющийся третьим выходом станции Кольцевой линии и, к тому же, второй пересадкой между обеими станциями метро. «Белорусская»-радиальная соединена с промежуточным уровнем малым наклонным ходом из южного торца центрального зала, а к «Белорусской»-кольцевой коридор примыкает на уровне аванзала перед наклоном её выхода на Лесную улицу. Общий новый выход станции соединяется с коридором пересадки большим наклонным ходом и выводит к перекрёстку 1-й Тверской-Ямской улицы с Лесной на площадь Тверской заставы, а вторым сходом к перекрёстку улиц Лесная и 1-я Брестская. Проект торгового комплекса был отменён, а вместе с ним и строительство дополнительных выходов станций метро.
Проект «Транспортная развязка, многоярусный подземный гараж-стоянка с торговым комплексом на площади Тверская Застава» разработан «Метро-Стилем» в соответствии с Распоряжением Правительства Москвы № 1567-РП от 4.08.2004 г. по заказу ООО «Стройинком-К». Организацией на объекте были выполнены в том числе следующие проектные работы:
- проект пешеходного перехода с устройством пандуса и лифта на выходах из перехода, и входа в комплекс на 2 этаж с устройством эскалаторов;
- проект второго выхода в город со станции «Белорусская» Замоскворецкой линии, через комплекс и второй пересадочный узел между станцией «Белорусская» Замоскворецкой линии и станцией «Белорусская» Кольцевой линии Московского метрополитена (выполнен по Техническому заданию «Стройинком-К» и ТУ ГУП «Московский метрополитена», согласован в ГУП «Московский метрополитен»).
(фото от 21.02.2010, автор - Битцевский Панк с форума «Наш транспорт»)
(фото от июля 2015, автор - bluesmaker.livejournal.com)
Павелецкая
Ещё один проект от компании «Метро-Стиль», который был выложен ими на своём сайте в 2013-м году и канул в Лету. К сожалению, поднять его описание не получается даже через архив страниц Интернета. Поэтому хочется сказать большое спасибо Владимиру Свириденкову за присланные схемы проектов «Белорусской» и «Павелецкой». Без них подборка была бы неполной. Выше схема размещения второго выхода станции «Павелецкая» Кольцевой линии. Второй выход предлагалось вывести коридором из проектируемого комплекса на площади Павелецкого вокзала в восточный торец станции метро. Детали проекта на данный момент неизвестны. Возможно, планировалась установка траволаторов для ускорения перемещения пассажиров. Многострадальный многоэтажный многофункциональный комплекс долгое время был заброшен. Сейчас, вроде бы, его будут достраивать, а про выход «Павелецкой» ни слова.
(фото от 10.06.2017, автор - russos.livejournal.com)
Достоевская
В проекте станции «Достоевская» Люблинско-Дмитровской линии метро был предусмотрен перспективный второй выход из южного торца к перекрёстку улицы Дурова, Делегатской улицы и Самарского переулка. По более раннему варианту между южным торцом «Достоевской» и западным проектируемой станции «
Суворовская» Кольцевой линии должны была быть пересадка. Как этот узел проектируют в данный момент - пока неизвестно.
Зато известно, что для размещения в южном торце «Достоевской» автором других изображений на станции И.В. Николаевым было задумано панно «Речь Достоевского на пушкинском юбилее 1880 года», на котором Ф.М. Достоевский изображён в окружении писателя И.С. Тургенева и других его современников. Знаменитый памятник А.С. Пушкину в Москве был открыт 6 июня 1880-го года. Панно должно было разместиться симметрично тому, что установлено в северном торце, где изображён портрет Ф.М. Достоевского. Ко всему вышесказанному могу ещё добавить, что однажды дверца торцевой стены была открыта, и я увидел, что там сделана лестница симметрично той, что в северном торце, а также выполнен небольшой участок отделки.
(фото от 19.06.2010, автор - Битцевский Панк с форума «Наш транспорт»)
Парк культуры
Выше приведена схема, скорее всего, за авторством АО «Метрогипротранс» по проекту западного выхода станции метро «Парк культуры» Кольцевой линии метро и прямой пересадке на одноимённую станцию Сокольнической линии. В этом проекте второй выход «Парк культуры»-кольцевой из западного торца центрального зала выводится лестницей и подходным коридором к аванзалу эскалаторного наклона, который выходит в подземный вестибюль, который соединяется с проектируемым подземным переходом через Садовое кольцо (Зубовский бульвар, в районе домов №4 стр. 1 и №27 стр. 1) у пересечения с Зубовским проездом. Пересадку на радиальную станцию выполняется через примыкание ходками к центральному залу станции Кольцевой линии, далее длинным подходным коридором и наклоном до второго яруса центрального зала радиальной станции, куда сейчас примыкает один из двух «рукавов» выхода в объединённый вестибюль двух станций (для Сокольнической этот вестибюль южный), одновременно являющийся пока и переходом. Данный выход мог бы решить проблему замены эскалаторов на наклоне пересадки и выхода в город станции Кольцевой линии. Но, так как его не было, пришлось временно закрывать станцию. Однако при реконструкции был допущен один серьёзный просчёт - вместо трёх эскалаторов на наклоне поставили снова три штуки, что никак не решило проблему нагрузки совмещённого вестибюля.
(фото от сентября 2011, автор - russos.livejournal.com)
Киевская
Выше приведён чертёж из проекта торгового центра «Европейский», который находится у Киевского вокзала. Это план подвала автором является проектно-инжиниринговое предприятие «АлександрЪ». Мы видим, что станции метро «Киевская» Арбатско-Покровской и Филёвской линий параллельны, но они расположены на разной глубине. В центральном зале станции Арбатско-Покровской линии симметрично ходкам выхода в здание Киевского вокзала и пересадки на «Киевскую» Кольцевой линии есть три неиспользуемых ходка над путём в сторону станции «Парк Победы». По проекту эти ходки должны соединиться подходным коридором с аванзалом эскалаторного наклона, что будет выведен в подземный вестибюль под 2-м Брянским переулком. Сход из этого вестибюля выводится к перекрёстку Брянской улицы и 2-го Брянского переулка. А из южной части вестибюля выполняется подземное соединение со вторым ярусом платформы станции Филёвской линии, где сейчас есть только выход в здание Киевского вокзала. Таким образом, станция Филёвской линии тоже получает новый выход, появляется второй переход со станции Арбатско-Покровской линии на «Киевскую» Филёвской и наоборот. Данный второй выход мог бы решить проблему замены эскалаторов на общем выходе станций Арбатско-Покровской и Кольцевой линии, но увы. Другой момент - это то, что отчего-то наклон нового выхода не выводят к пересечению 2-го Брянского переулка с Большой Дорогомиловской улицей, где этот выход был бы более востребован, так как сейчас по близости никаких выходов нет. Кроме того, был бы полезен подземный переход под Большой Дорогомиловской для тех, кто желает перейти её, чтобы попасть в «Европейский».
(фото от 02.05.2011, автор - Aviateur, сайт transphoto.org)
(фото от апреля 2013, автор - russos.livejournal.com)
Парк Победы
На станции «Парк Победы» Арбатско-Покровской Калининско-Солнцевской линий метро формально 16.03.2017 был открыт второй выход. А формально потому что это наклонный ход южного зала, выходящий в ту же точку, что и наклон северного зала. У них один общий западный вестибюль, но появился дополнительный сход из него (№6) к улицам Барклая и Генерала Ермолова. А настоящий второй выход должен примыкать к восточным торцам обоих залов и с помощью подходного коридора и наклонного хода выводить к восточному вестибюлю с выходом на нечётную сторону Кутузовского проспекта к улице Генерала Ермолова и площади Победы, собственно, к парку Победы. Может быть, он будет соединён всё с тем же действующим подземным переходом под Кутузовским проспектом, с которым соединяется западный вестибюль.
Первая схема выставлялась компанией АО «Ингеоком», строившей второй наклон в западный вестибюль и перегон «Деловой центр» - «Парк Победы» Калининско-Солнцевской линии. Проект вестибюля, скорее всего, авторства АО «Метрогипротранс», которые занимались проектированием всей станции. На схеме можно заметить коридор, соединяющийся с восточными торцами обоих залов «Парка Победы» (
оригинал схемы |
ещё один). Вторая схема это набросок от Владислава Лаврова, где также показан наклон, связывающий восточные торцы залов с новым вестибюлем, а сверху (чёрным цветом) - нереализованная третья станция узла, планировавшаяся для Солнцевско-Мытищинской хорды Третьего Пересадочного контура.
(фото от февраля 2010, автор - russos.livejournal.com)
(фото от 03.03.2018, автор - ncd2010.livejournal.com)
Ленинский проспект / Площадь Гагарина МЦК
Наверное, самая неожиданная станция из листа ожидающих новый выход. Но и здесь он может когда-нибудь появиться. Дело в том, что когда-то в этом узле проектировалась третья станция, относящаяся к Митинско-Бутовской хорде в составе Третьего Пересадочного Контура. Эти линии метро отменили, но при строительстве Гагаринской развязки Третьего Транспортного Кольца задел в на платформе станции «Ленинский проспект» Калужско-Рижской линии в виде лестничных сходов, ведущих на второй ярус, был дополнен подходным коридором, ведущим на построенную в то же время в конструкциях станцию «Площадь Гагарина» Московского Центрального Кольца. Данный подходной коридор имеет задел в восточной его части для пересадки на третью станцию узла. Кроме того, планировалось дополнить его ещё одним коридором со сходами на платформу «Ленинского проспекта». Так как ещё одна станция в этом узле вряд ли появится, сложно рассчитывать на то, что из восточного торца пересадочного коридора появится ещё один выход в город, который должен был быть совмещён с пересадкой. Но на «Площади Гагарина» есть только один выход в город, а данная станция является самой загруженной на Московском Центральном Кольце.
(фото от октября 2016, автор - bluesmaker.livejournal.com)
Красносельская
При строительстве станции «Красносельская» Сокольнической линии метро был оставлен задел для восточного выхода к перекрёстку улицы Гаврикова с Краснопрудной улицей, переходящей здесь в Русаковскую. В восточном торце платформы «Красносельской» имеются лестничные сходы на второй ярус. По сути, это почти половина вестибюля, сооружённая в конструкциях и отделке. Сейчас наверху рядом с местом перспективного восточного выхода находится здание торгового центра «Краснопрудный». Подозреваю, что оно не просто так имеет скошенный угол, выходящий на перекрёсток. Скорее всего, зона для наземного или подземного вестибюля продолжает быть зарезервированной. А рядом есть подземный переход под Краснопрудной улицей, который было бы правильно интегрировать с вестибюлем. Вообще, вторые выходы на станциях «Сокольники» и «Красносельская» очень нужны для сокращения пересадки на планирующуюся станцию
Митьково третьего Московского Центрального Диаметра. Надеюсь, что про них своевременно вспомнят (скорее всего, нет).
(фото от апреля 2010, автор - russos.livejournal.com)
Боровицкая
В 1970-е годы, когда начинали проектировать Серпуховско-Тимирязевскую линию, станцию «Боровицкая» (тогда - «Библиотека имени Ленина») с другими станциями центрального пересадочного узла должны были связать по-другому. Сверху на картинке «Боровицкая», снизу - «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, справа «Арбатская» Арбатско-Покровской и «Александровский сад» Филёвской (тогда - «Калининская»). Пересадка на «Арбатскую» выполнялась как через ходки в середине центрального зала на «Боровицкой», так и через лестницы в восточных торцах боковых залов. На «Новокузнецкой» Замоскворецкой линии есть схожее решение. А пересадка на «Александровский сад» в объединённый вестибюль этих станций должна была осуществляться через наклонный ход, выведенный в восточный торец центрального зала «Боровицкой». Возможно, планировался каскад из двух наклонных ходов - малого и большого. В дальнейшем проект «Боровицкой» не раз менялся, и схема со вторым выходом с неё больше не попадалась. По итогу, в восточном торце центрального зала сделана пересадка к «Арбатской», а на «Александровский сад» прямой пересадки нет. Ходили слухи о том, что всё же собственный выход запланирован к подземному переходу под улицей Воздвиженка, что у здания «Военторга». По другой информации, расширение комплекса зданий Российской Государственной Библиотеки имени Ленина не оставляет в своём проекте возможности строительства выхода «Боровицкой».
Александровский сад
У данной станции метро есть целых два нереализованных дополнительных выхода. Северный вестибюль «Александровского сада» Филёвской линии (на схеме, приведённый выше, показан справа) мог стать общим с «Боровицкой», но не сложилось. Ещё раньше не срослось с выходом на улицу Воздвиженка, который должны были встроить в здание дома №5/25 (это Московский музей Архитектуры имени А.В. Щусева). В северных торцах платформ расположены лестницы, ведущие на второй ярус. Когда-то они были доступны для перехода между двумя береговыми платформами станции. Позже для этих нужд был построен мостик примерно посередине «Александровского сада», а переход в торце перестали использовать. Сейчас там технические помещения станции.
С восточной платформы планировался выход в дом №4/7с1 по Воздвиженке. В этом здании можно заметить что-то, похожее на задел, - две арки, в одной из которых въезд на подземную парковку, а во второй - книжный магазин «Республика». На самой станции «Александровский сад» задел обозначен заложенным мрамором проёмом на восточной платформе.
(фото от марта 2009, автор - russos.livejournal.com)
(кадр из декабрьского видео 2019 года с YouTube-канала «Юрий Демидов»)
Тверская / Чеховская
Станцию метро «Чеховская» Серпуховско-Тимирязевской линии и весь узел с пересадками на «Тверскую» (тогда - «Горьковскую») Замоскворецкой линии и «Пушкинскую» Таганско-Краснопресненской реализовали в соответствии с первоначальным замыслом почти полностью. За исключением некоторых деталей: не был построен дополнительный пересадочный коридор между «Тверской» и «Чеховской», соединяющийся ходками с центральным залом последней и выходящий лестницами в южные торцы обоих боковых залов «Тверской» (такое решение было реализовано на станции «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии и не было на станции «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии). Сейчас действует единственный путь для перехода, соединяющий южный торец центрального зала «Тверской» с западным торцом центрального зала «Чеховской».
Также цифрой «6» на первой схеме и цифрой «1» на схеме второй обозначен перспективный объединённый вестибюль станций «Тверская» и «Чеховская», соединённый наклонным ходом с промежуточным ярусом пересадки между этими станциями и выходящий в 67-й квартал Тверского района. На второй схеме он прорисован чуть больше. Предположу, что этот выход мог быть либо встроен в дом №12с6 по улице Тверская, либо находиться во дворе этого дома. Ещё вариант - южнее этого дома, где сейчас огороженная стройплощадка клубного дома «Tverskaya X», он же жилой комплекс «Тверская 10».
(кадр из видеоролика от 25.06.2017 с YouTube-канала «VideoFromMoscow»)
Дубровка
Наверное, вы думали, что я расскажу про перспективный второй выход этой станции Люблинско-Дмитровской линии, соединяемый наклоном с северным торцом или с ходками с центральным залом, но нет. Таких проектов найти не удалось. Может быть, там когда-то будет
переход на Троицко-Некрасовскую линию метро, кто знает... Но недоделка здесь есть в виде закрытого проёма в подземном переходе под Шарикоподшипниковской улицей. Видимо, здесь планировался выход на территорию бывшего завода, а ныне - торгового комплекса «Дубровка». По какой причине этот недодел до сих пор не был открыт, неясно. Автор фото предположил, что у Шарикоподшипникового завода планировалась подземная проходная.
(фото от января 2013, автор - Дурень с форума «Наш транспорт»)
Нагорная
На станции «Нагорная» Серпуховско-Тимирязевской линии метро есть задел под юго-западный выход к перекрёстку Электролитного проезда с улицами Криворожская и Ремизова. Данный вестибюль должен был быть пересадкой на станцию Митинско-Бутовской хорды, входящей Третьего Пересадочного Контура, но проект был отменён. Объём готовности вестибюля неизвестен.
(фото от 18.12.2015, автор - Antares 610, wikipedia.org)
Партизанская
У станции «Партизанская» Арбатско-Покровской линии метро планировался восточный вестибюль, связанный с проектировавшимся стадионом Сталина. Оба объекта так и не были построены. Объём реализации выхода неизвестен. Он должен был соединяться лестничными сходами с восточными торцами обеих платформ и выводить ко 2-му кварталу Измайловского парка.
(фото от 27.01.2014, автор - Anakin с форума «Наш транспорт»)
Петровско-Разумовская
В
заметке про строительство станции «Петровско-Разумовская» Серпуховско-Тимирязевской линии из газеты «Московская Правда» от 29.10.1989 было написано следующее:
На новой станции делаются два выхода - на Дмитровское шоссе и Локомотивный проезд
Как известно, у станции Серпуховско-Тимирязевской линии не был построен выход к Дмитровскому шоссе. Вероятно, его отменили в начале 1990-х годов из-за нехватки финансирования. Владислав Лавров
приводил следующую цитату из неизвестного источника в 2007 году:
В противоположном торце станции в перспективе предусмотрен выход (при условии перпендикулярного к продольной оси станции тоннеля примыкания эскалаторного спуска).
Видимо, вестибюль планировалось расположить вблизи перекрёстка Верхней аллеи с Дмитровским шоссе. В 2011 году АО «Метрогипротранс» представило первую версию проекта второго зала «Петровско-Разумовской», который был нужен для пересадки на Люблинско-Дмитровскую линию:
Из приведённой выше схеме понятно, что предлагалось соединить южные торцы обоих залов станции с наклонным ходов, выводящим в подземный переход под Дмитровским шоссе. Однако в следующей версии узла уже был наклон, соединяемый только новым (восточным) залом:
Очень жаль, что по какой-то причине было решено отказать от общего для двух станций южного вестибюля. Теперь шансы на то, что старый (западный) зал получит новый выход из южного торца, стремятся к нулю. Можно лишь предположить, что это выход может быть построен по первоначальной идее с вестибюлем на пересечении Верхней аллеи и Дмитровского шоссе.
(фото от августа 2014, автор - russos.livejournal.com)
Добрынинская, Новокузнецкая, Семёновская и другие
В схеме из Генерального плана развития Москва от 2010 года треугольниками обозначены вторые выходы, запланированные на ряде станций. В их числе, помимо некоторых, уже разобранных отдельно, числятся такие станции, как «Добрынинская» Кольцевой линии, «Новокузнецкая» Замоскворецкой и «Семёновская» Арбатско-Покровской. Присутствует и «Электрозаводская» Арбатско-Покровской, которая вряд ли получит теперь новый выход, так как с неё строится пересадка на одноимённую станцию Большой Кольцевой линии. Что касается первых трёх станций, они также фигурируют в
постановлении Правительства Москвы №564 от 27 июня 1995 года (которое утратило силу на основании постановления Правительства Москвы №357-ПП от 04.06.2013) в разделе «Вторые выходы на станциях». Список там следующий:
- «ВДНХ» - 1991-1997 (открыт 25.08.1997)
- «Белорусская» (кольцевая) - 1991-1996 (открыт 25.08.1997)
- «Маяковская» - 1994-1998 (открыт 12.09.2005)
- «Комсомольская» (не указано, что кольцевая) 1999-2003 (отложен)
- «Бауманская» - 2002-2004 (отложен)
- «Павелецкая» (кольцевая) - 2000-2010 (отложен)
- «Парк культуры» (кольцевая) - без сроков (отложен)
- «Арбатская» (видимо, Филёвской линии) - без сроков (отложен)
- «Электрозаводская» (Арбатско-Покровской линии) - без сроков (отменён)
- «Семеновская» - без сроков (отложен)
- «Киевская» (видимо, Арбатско-Покровской линии) - без сроков (отложен)
- «Новокузнецкая» - без сроков (отложен)
- «Добрынинская» - без сроков (отложен)
- «Сокольники» - без сроков (отложен)
На схеме из Генерального плана развития Москва и других схемах также есть: «Савёловская» Серпуховско-Тимирязевской линии (отложен или отменён), «Рижская» Калужско-Рижской линии (отложен/отменён), «Парк Победы» Арбатско-Покровской (открыт дублирующий наклон 16.03.2017), а также «Международная» Филёвской линии (открыт 30.12.2017). В целом, можно сделать вывод, что после кризиса 1998 года программа открытия вторых выходов на действующих станция, в основном, была провалена. Нынешним властям, к сожалению, это не интересно, так как не даёт цифр в километрах введённых линий и тысячах жителей, охватываемых новыми станциями. Но есть надежда, что после смены мэра и окончания глобальных проектов, таких как Большая Кольцевая линия, Московские Центральные Диаметры, новые хордовые
Рублёво-
Бирюлёвская и Троицко-Некрасовская линии, на смену им придёт программа интеграции и улучшения существующей инфраструктуры, в рамках которой построят новые выходы и дополнительные пересадки, а ещё -
станции на действующих перегонах. Будем надеяться и ждать! И да, я знаю, что есть ещё ряд станций, у которых всего один выход в город. «Фрунзенская» Сокольнической линии, которая, скорее всего, получит выход, совмещённый с пересадкой на
станцию Рублёво-Бирюлёвской линии. Или «Алексеевская» Калужско-Рисжкой линии и «Дмитровская» Серпуховско-Тимирязевской, про которые никакой информации найти не удалось. Станция «Полянка» всё той же Серпуховско-Тимирязевской должна получить вместо выхода переход на «
Якиманку» Калужско-Рижской линии. А про «Сухаревскую» на Калужско-Рижской мне снова ничего не известно. Уверен, вы найдёте и другие станции, которые нуждаются во втором/третьем/новом выходе. Напишите про них в комментариях. Спасибо за внимание!