the cultural creatives - куда дальше?

May 20, 2010 15:47

Это окончание конспекта книги
Ray, P.H.& Anderson, S.R. (2000). The Cultural Creatives: How 50 million people are changing the world. Harmony Books.

первая часть
вторая часть
третья часть

это меньшинство уже достаточно велико, чтобы мочь оказывать серьезное влияние



  • но чтобы способствовать созданию новой культуры, волонтерские инициативы и социальные движения должны стать организациями нового типа

    • задача институционализации новых ценностей оказывается непростой

      • в частности, она требует пересмотра стандартов "профессионального поведения" и пересмотра привычных бинарных оппозиций ("священное" и "мирское" и пр.)

      один из вариантов - новый тип организации, который нельзя отнести ни к коммерческим, ни к некоммерческим (они занимаются и бизнесом, и служением сообществу), сочетающий в себе работу на развитие осознанности (исследования, обучение) и работу на восстановление социальной справедливости (проекты "на местах")
      • "индустрия саморазвития" - в тройке самых быстро развивающихся сфер некриминального бизнеса
      • а также индустрия самоорганизации и оптимизации бизнеса
      • и Интернет-проекты из разряда "Creative Commons"

        • они очень способствуют тому, чтобы "создатели культуры" узнавали о существовании друг друга и собирались вместе.

      быть НКО не очень выгодно, потому что все время находишься в финансово зависимом положении от грантодателей; в плане независимости выгоднее быть маленькой коммерческой фирмой

      • но тут надо тщательно анализировать, что работает в соответствии с заявленными ценностями, а что - нет; учиться на собственном опыте

      "создатели культуры" хотят зарабатывать на жизнь, действуя в соответствии со своими ценностями, в результате чего их работа стремится к тому, чтобы быть призванием

      • они жертвуют изрядной долей дохода, чтобы мочь заниматься тем, чем хотят, и так, как хотят

        выбирая работу, они смотрят, осмысленна ли предлагаемая им деятельность и приносит ли она пользу людям

        во многих случаях, они на работе реализуют этику заботы, а не этику контроля

        они не хотят жить в отчужденном, раздробленном мире

      один из путей институционализации - создание общественных организаций, т.е. придание определенным интенциям, позиции, методам "официально" легитимного статуса

      • это придает изменениям более долгосрочный характер и способствует профилактике выгорания энтузиастов

        а также помогает сохранять достигнутое, в частности, опыт и связи, а не начинать каждый проект "с нуля", "на голом месте"

    и ключевой вопрос: получится ли это у них?

    когда к вопросам социальной справедливости подходят с осознанностью, это ведет к масштабным культурным изменениям

    • ядро культурно-креативной субкультуры не сомневается, что очень личный эмоциональный отклик на судьбу планеты - это подобающая, разумная основа для деятельности в мире

      эти люди не стремятся к "личному счастью"; их цель можно выразить словами Тик Нат Хана: "научиться слышать плач Земли у себя в сердце"
    

можно сказать, что сама мировая культура сейчас вошла в лиминальную фазу, если использовать метафору ритуала перехода

    • В лиминальной фазе можно и погибнуть; что может помочь нам "достичь другого берега", вернуться в мир и принести туда что-то ценное?

      • если это так, то невозможно переоценить роль сообщества.
        • именно сообщество помогает перейти из лиминальной фазы в фазу реинкорпорации
        • именно туда человек приносит обретенные в странствии сокровища

        В традиционных обществах ритуалы перехода проводятся "старейшинами", которые знают, какие церемонии и зачем им нужно проводить, чтобы человек, осуществляющий переход, двигался в нужном направлении

        Возможно, современной культуре тоже нужны какие-то церемонии и ритуалы, направляющие истории, карты, которые помогают сориентироваться на пути.

        • это могут быть коллективные разделенные воспоминания, мудрость, технологические ноу-хау; наше сострадание, щедрость, воображение, ум, готовность учиться, настойчивость и мужество.

          После того, как вы оставили столько позади, блуждали и нашли путь дальше, нужно обязательно создать что-нибудь своими руками, чтобы завершить это путешествие. Нужен материальный символ, талисман реинтеграции.

          Когда вы стали свободными для того, чтобы быть в отношениях с тем, что вы любите, когда вы создали те структуры, которые будут поддерживать эти отношения, тогда, куда бы вы ни пошли, всюду будет земля обетованная.

        Один из путей - искать новые способы решения конфликтных ситуаций, где в выигрыше оказывались бы не только обе конфликтующие стороны, но и более широкое сообщество.

        • "создатели культуры" ориентированы на исцеление и инклюзивность, интеграцию, а не на соперничество и конфликт

        Еще один очень важный фактор - коллективная разработка образа позитивного будущего

        • без этого развитие культуры заходит в тупик, начинается стагнация и упадок

          более того, если есть образ негативного будущего, тогда неизбежно "мародерское" поведение ("нахапать и бежать")
          • и образ негативного будущего превращается в самореализующееся пророчество

        Мы оставляем старую историю позади, и нам нужна новая; многие люди начинают стремиться к новой истории только после того, как узнаЮт, что она возможна.

        Новые технологии могут оказаться очень полезны, если сделать их средством реализации конструктивных ценностей

      система, отклонившаяся от равновесия, совершает хаотические "прыжки", пытаясь перейти на новый уровень, и ей это либо удается, либо она гибнет


      • У систем, обладающих самосознанием, шансы перейти на новый уровень гораздо выше.


многие "создатели культуры" сами проходили длительную лиминальную фазу



  • а перед этим, на фазе сепарации, они отказались от многого, что стало им привычным: от статуса, собственности и пр.

    это была существенная переоценка ценностей; приведение жизни в соответствие с новыми ценностями никогда не завершается, это "работа в процессе"

    каждый отдельный человек, меняясь и меняя свою жизнь, вносит вклад в масштабное движение, направленное на изменения

    • развитие личной осознанности и личное исцеление очень сильно способствуют восстановлению "социальной ткани", исцелению сообщества

    в начале этой трансформации "создатели культуры", как правило, отправляются в информационный поиск, чтобы найти слова для обозначения новых переживаний

    подавляющее большинство движется в лиминальной фазе в одиночку, в потемках и наугад, и это очень непросто

    • и не обязательно, чтобы это было именно так - ведь те, кто уже прошли эту фазу раньше, могут помочь тем, кто оказался в ней теперь

      когда знаешь, что твоя боль и твоя надежда - не только твои собственные, ты в них не один, ситуация очень сильно меняется

    если кажется, что некоторые создатели культуры - неординарные люди, то они в ответ на такое объяснят, что такими их сделало следование мечте; они родились совершенно обыкновенными

    • как говорила Маргарет Мид, "целостный процесс" - это быть со своей мечтой от замысла до воплощения и нового начала

      "я пытаюсь создать мир, в котором мне самому хотелось бы жить"
    




три источника мудрости, к которым обращаются создатели культуры
  • "старшие"

    • сейчас не существует заранее заданной структуры или ритуала, которые бы способствовали тому, чтобы люди становились "старшими" для кого-то

      • нужны новые "церемонии признания"

        • и очевидно, что они не будут универсальными, и для каждого случая нужно будет изобретать что-то особенное

        когда людей приглашают на такую церемонию, на новый уровень переходят и те, кто ее проходит, и те, кто ее проводит

      "старшие" - это те, кто может примириться с разочарованием, те, кто умеет скорбеть, те, кто научились слушать.
      • они создают истории в соавторстве, они учителя, перформеры
      • это "консультанты с инсайдерским опытом"
  • сообщество

    • создание культурного контекста, который будет поддерживать "ритуал перехода" для каждого из людей

      образы, формы искусства, театр и песня, музыка, метафора и ритуал

      • церемония - это форма связи со священным

        можно вернуться к самым древним из известных ритуалов и транспонировать их с учетом современности
        • находить символ, воплощающий в себе конкретный смысл, и действовать с этим символом

        любое место становится священным, если войти в его дух и совершать там простые действия с почтением и осознанностью

      на самом деле, "консультанты с инсайдерским опытом", сообщество и истории неотделимы друг от друга; тот, кто работает с одной из этих сфер, неизбежно работает и с двумя другими
  • миф
    • есть истории, которым нужно прозвучать именно сейчас
      • и они могут создаваться в соавторстве

        • для этого надо создавать пространства, где они смогут прозвучать, искусственные форумы аутентикации

          места, где люди смогут делиться инсайдерским опытом и получать признание
          • обретать голос и быть свидетелями друг другу

          при этом, в отличие от "первобытных племен", собирающихся у костра, современные люди могут использовать письменную речь
          • то есть "пространство" может быть, например, сборником - книгой или альбомом

          "рассказывать" историю часто оказывается правильнее посредством драмы
    • истории, дающие жизнь и выводящие за пределы старой, ограничивающей истории
      • без историй мы не можем собрать себя, когда наш личный мир разваливается на куски


community work

Previous post Next post
Up