Это продолжение (третий кусок) конспекта книги
Ray, P.H.& Anderson, S.R. (2000). The Cultural Creatives: How 50 million people are changing the world. Harmony Books.
Первые два куска тут:
The cultural creatives - кто они?
The cultural creatives - откуда они берутся? Авторы утверждают, что ключевыми факторами для возникновения культурно-креативной субкультуры в США послужили два: экологическое движение и движение, связанное с "развитием и расширением сознания".
Экологическое движение
для того, чтобы почувствовать себя "мы", людям часто бывает нужно объединиться против общего врага
здесь мы его уже имеем в виде экологических проблем
когда люди достигают уровня дохода, позволяющего им не только бороться за существование, у них появляется возможность воспринимать информацию о глобальных проблемах
помимо протеста, важно еще иметь видение позитивного будущего
и уже на основе него разрабатывать технологии и создавать формы искусства
сторонники экологического движения не просто политические активисты - они стремятся реорганизовать все аспекты культуры так, чтобы защищать планету
- "мы не правые и не левые - мы впереди!"
- осознают свою взаимосвязь с другими социальными движениями
-
важнее грандиозного свершения героя-одиночки оказывается совокупность малых шагов, добровольно предпринимаемых множеством людей на протяжении длительного времени
общественности эти малые шаги часто невидимы, и каждый из активистов считает "нас немного; только вот мы с друзьями"
- интересно, что бы изменилось, если бы эти люди знали, сколько их на самом деле?..
больше ориентация на сообщество и участие
при этом критическое отношение к либерализму и марксизму, так как они слишком ориентированы на рост и материальное производство
готовность делать хотя бы что-то уже сейчас, а не ждать у моря погоды
принимая коллективную ответственность за будущее, люди принимают позицию "предков" по отношению к будущим потомкам
"совершать поступки ради блага, распространяющегося до седьмого колена"
- например, сохранять прекрасные уголки природы в качестве храмов, которые точно Божьи
"создатели культуры" не считают, что есть какая-либо несовместимость между экологическим движением и социальной справедливостью
финансовые организации и корпорации стремятся поддерживать рост собственного дохода, невзирая на то, что с системной точки зрения, бесконечный рост невозможен
- пока что большинство "создателей культуры" не знает, как с этим бороться
- но они продолжают искать новые решения
Развитие и расширение сознания
достижения, которые раньше приписывались только мудрецам, поэтам и святым, на самом деле потенциально доступны всем
первое поколение в этом движении - индивидуально ориентированное, "личное пробуждение", - вплоть до предельной эгоцентричности
Чогъям Трунгпа говорил об этой волне как о "духовном материализме"
- т.е. усилении собственной эгоцентричности техниками, заимствованными из духовных практик
- но в таком масштабе это, как и Нью-Эйдж, есть ничто иное, как переходный феномен
в 60-е и 70-е представители социальных движений и движения за расширение сознания представляли собой практически непересекающиеся множества
каждое из них считало, что именно оно - ответ на мировые проблемы
но "создатели культуры" в своей жизни сплетают между собой эти течения: любовь к природе, социальную активность и духовный путь
- они вообще в очень многих областях жизни занимаются "наведением мостов"
те, кто занимались расширением сознания, делали "невидимую работу"
- их было поначалу всего несколько тысяч человек
- а сейчас их уже десятки миллионов
- и в этом смысле хорошо, что появился Эсален, где они могли собираться
- в Эсалене было порождено множество экспериментальных культурных форм
за прошедшие годы многие "новички" и "любители" стали мастерами
- и у них появилась масса жизненного опыта, характерного для зрелого возраста
- они стали создавать новые школы, учебные центры и социальные службы
- они поняли, что когда работаешь на изменение культуры, упорство оказывается крайне важным
именно те, кто не сходит с дистанции 10-20-30 лет, оказывает существенное влияние на культуру
для этого им нужны новые формы институциональной поддержки, чтобы не строить с нуля при каждой новой итерации
возникает вопрос: где взять на это денег? и какие навыки нужны для создания подобной институциональной поддержки
нужно простраивание опор для подобного "строительства"
второе поколение - культурное пробуждение; ориентация не только на личное благо, но и на деятельность на благо других существ
исследования показали, что выраженность интереса "создателей культуры" к духовной практике коррелирует с продуктивностью их социальной активности
они создают организации, способствующие тому, чтобы одни группы людей помогали другим ("создатели культуры" помогают помогать)
представители "ядра" группы "создателей культуры" открыты к самым разным способам переживания священного в жизни
89% людей из этой группы убеждены, что для осмысленной жизни необходимо развитие осознанности (в то время как в генеральной совокупности это убеждение разделяет 61%)
активно занимаясь практиками развития осознанности, "создатели культуры" меняют ткань собственного переживания жизни, меняют качество взаимодействия с другими людьми, в том числе и в работе
- особенно заметно это в помогающих профессиях, а среди них - в медицине
они способствуют развитию осознанности сообществ и организаций (педагогика освобождения, "позитивный запрос" и пр.)
стараются понять, в чем их дар, талант или особое умение, и стараются найти нишу, в которой это особое умение могло бы оказаться максимально полезным максимальному количеству людей
Конвергенция социальных движений
мировоззрение и позиция разных движений стали все более сходными
- особенно в области "невидимой культурной работы", а не политических заявлений
- больше акцент не на протест против, а на поддержку альтернативных вариантов
- больше акцент на сам процесс социальной активности, а не только на результат
- больше осознавания взаимосвязанной природы тех проблем, которые движения стремятся преодолеть
- больше понимания, что разные движения нуждаются друг в друге
- больше готовность к переговорам и сотрудничеству между движениями
разные движения поддерживаются одними и теми же людьми
и это как раз "создатели культуры"
многие из них задействованы в нескольких движениях сразу
- а остальными интересуются
- в частности, много читают
опыт, накопленный в рамках одного движения, они несут в другие
и обсуждают этот опыт, свои намерения и ценности, с другими представителями этих движений
- так складывается общее "ценностное поле"
- и конструктивно-критическое отношение к различным социальным "данностям"
то есть, с одной стороны, зона пересечения влияния на умы разных социальных движений ведет к возникновению "создателей культуры", а с другой стороны, "создатели культуры" создают "наложение" влияния на умы разных движений
есть технологии массовой коммуникации, позволяющие налаживать связи и распространять информацию без задержки