С другой стороны.

Jul 10, 2021 01:35





Наткнулся тут на текст Дмитрия Быкова: «...я помню, Лев Лосев (Лифшиц) спросил: «А что вы делаете рядом с этими монстрами из Достоевского?» И я не смог ему ответить на этот вопрос, я ответил, мол, изучаю материал для романа «ЖД», что и было исполнено. … Мы можем с ними спорить, говорить, а они хотят, чтобы нас просто не было. Они хотят просто нас уничтожить, вот и все. В этом и есть главная мировоззренческая разница. Я готов выяснять отношения с теми или иными людьми, я готов с ними договариваться, наводить мосты… Нам идеология нужна, чтобы создать картину мира, им идеология нужна, чтобы уничтожить всех, кто не они. Поэтому они очень охотно берут к себе любые национальные меньшинства, включая даже евреев, лишь бы эти евреи думали также.»

Впечатляет. На уровне "Никогда мы не будем братьями..." Но, в принципе, насильно мил не будешь, а быть «монстром из Достоевского» в каком-то смысле даже лестно. Да ещё монстром, который охотно общается с «...любые национальные меньшинства, включая даже евреев...» Такой себе монстр получается. Меня заинтересовало другое. Вот есть государство Израиль. И живут там те самые евреи. Очень разные. Одни идут в армию и воюют там с арабами (справедливо - несправедливо, сейчас не об этом) рискуя жизнью. Там всё серьёзно. И если люди готовы умереть, то они умирают за что-то. За какую-то картину мира, которая у них в голове есть. Есть там ортодоксы, они в армию не идут, но готовы с кулаками отстаивать свои ценности, свою картину мира. Есть своя картина мира у арабов. Есть она и у русских. По Быкову она выглядит так :"... они хотят, чтобы нас просто не было.....уничтожить всех, кто не они". Ну да пускай. Он поэт, он так видит.  А какая картина мира у Быкова и его сподвижников? А её нет. По его же словам. "...Нам идеология нужна, чтобы создать картину мира..."  То есть у меня, 53-летнего работяги, картина мира в голове как-то сложилась. Может убогая, но книжки какие-то читал, с людьми общался, да и собственный опыт какой-никакой,  а нажил. А у 53-летнего писателя, поэта, публициста, литературного критика, лауреата всевозможных премий - ничего. Живёт человек, а зачем, почему - не знает. Но так не бывает. Подросток, которого по жизни направляют гормоны, семья и классный руководитель, без мировоззрения обходится, не до того ему. Но в 53 то года....
Думаю, картина мира у него была, да и понимание того, кто он в этом мире тоже имелось. Выдающиеся личные способности помноженные на семейные связи, отодвигающие конкурентов ещё на дальних подступах, должны были дать замечательный результат. Об этом он узнал ещё в детстве, от мамы с папой и от дедушек-бабушек: "Сто путей - сто дорог любимый сынуля, твори, выдумывай, пробуй, а если что, свои люди помогут."  Московская школа с золотой медалью, участие ещё школьником в самых крутых тусовках (быть вхожим в 15 лет в редакцию всесоюзного радио, это чего-то да стоит). Доступ к информации, о котором я и мечтать не мог.
  Для меня мир начался с троек в душной и убогой советской школе на рабочей окраине, набитой Шолоховым и Горьким, с каких-то безумных "политинформаций", и напутствием "иди токарем работай, куда тебе ещё, больше ты нигде не нужен".
Но вот чем всё закончилось? Мой мир сам, без усилий с моей стороны стал меняться, становиться шире и светлей. Появились книги, которых раньше не было, появилась возможность заниматься тем, чем хочешь сам, а не тем, чем тебе скажут. Собственно говоря, с середины 80-х жизнь стала напоминать одержимого фокусника, который всё быстрее и быстрее вытаскивает из ниоткуда невозможные вещи. Не всегда они были приятными, но всегда интересными, иногда до остолбенения)). И могу сказать, это до сих пор так)) Единственное сожаление, мне 53 а не 23, и столько всего ещё хочется узнать и сделать...
А что же Быков?
Его мир становился душнее и уже, и заканчивается в убогой комнатке смешного "Эха Москвы" со старыми фотообоями, старым неприличным Венедиктовым, и никому не нужными быковскими книгами. Они напоминают памятники Ленину, их наплодили столько, натыкали на каждой площади, а их просто не замечают. Работая в редакции и общаясь с журналистами, публикой читающей, я ни разу не услышал, что бы кто-то не то чтобы обсуждал, а просто упоминал книги Быкова. Стихи "на злобу дня" - бывало, но вот книги... Обсуждали Пелевина и Акунина, Сорокина и Лукьяненко, да кого угодно, только не Быкова. Видимо читать книги Быкова, это как смотреть фильм "Матильда", и неприятно, и непонятно зачем, да ещё за свои же деньги.
Конечно, на век Быкова и читателей и почитателей хватит. Но все они давно собрались за одним столом, в радиорубке "Эха" с чаем и печеньками. С улицы давно никто не заходит, да и зачем, ведь за окнами только "..монстры, желающие уничтожить всех, кто не они.."  А жаль. С такими-то возможностями на старте...
"Ни богу свечка, ни чёрту кочерга". Это про Быкова. Не нужен Быкову Израиль, хотя и не Быков он вовсе, а Зильбертруд. Плевать он на Израиль хотел, не интересен он ему. Но и Россия, населённая монстрами, ему неинтересна и скушна. Можно ещё, используя свой интеллект как кочку, залезть на неё и оплёвывать прохожих. Забавно. Особенно, если прохожим деваться некуда, их к этой кочке сгоняют. А когда появляется выбор, и подходить перестают, картина мира рушится окончательно. И остаётся только одно:

image Click to view



Previous post
Up