"На готовеньком ".
- Так можно определить наше общество и ’’общественность”, - печать, литературу, - клубы, митинги. И все шумные протесты против ’’негодного правительства”.
”Негодно”-то оно, пожалуй, и ’’негодно”: но было, однако, годно заготовить нам и завтраки, и хлеб, и шампанское, и чистые салфетки, и комнату для обсуждения ’’его недостатков”. И стоит теперь у двери и сторожит, чтобы кто не вошел и не помешал нам ’’обсуждать его недостатки”.
И вот я думаю, что оно действительно ’’негодно”: но мне как-то совестно это выговаривать вслух...
Если бы его ’’негодного” не было, какой-нибудь ницшеанец при выходе из комнаты ’’обсуждения” заехал бы мне в рыло ”по новой морали” пролетария, ссылаясь на дозволение Маркса, снял бы с меня шубу, жена, со ссылками на ’’свободу чувств”, уложила бы на одну кровать с собою и со мною - любовника; и подростки-гимназисты, говоря, что ’’завтра все равно - все сгорит”, зажгли бы сегодня мой дом, мою старую библиотеку; и, наконец, плату за мои статьи начал бы получать какой-нибудь ’’десятский”, ’’сотский” или ’’тысяцкий”, ссылаясь, что 1) никакого особенного таланта у меня нет, а 2) если бы даже и был талант, то он мне дан ’’средою”, и, следовательно, деньги за мою работу принадлежат не мне, а ’’среде”, которая взамен мне выдает ’’талоны” на получение общественных ’’завтраков”, ’’обедов” и ’’чаев”, довольно невкусных или, по крайней мере, ”не по моему вкусу”.
От всех сих новых и ожидаемых благословенностей пока охраняет меня ’’старое негодное правительство”: и я никак не имею духа ткнуть его в морду сапогом - или дать ему по уху. * * * 11.VII.1914