Сорок первый в МХТ

Mar 11, 2008 13:41


Сорок первый

Сюжет известный. Мне лично не из литературы. А из давнего советского фильма, в котором главные герои были исключительной красоты - Олег Стриженов и Изольда Извицкая. Гражданская война, он - белый офицер в плену у пролетарки, красногвардейки Марютки. Он - сама интеллигентность и изысканность, она - экзотическая красота, хотя и диковатая. Конфликт классовых противоречий и естественных чувств. В социальном вакууме, на острове, в отрыве от цивилизации (или точнее сказать, от цивилизационных катаклизмов). Сначала побеждают естественные чувства, потом - социальные противоречия, аккурат при появлении товарищей белогвардейца. Фильм - очень памятен. Из-за романтического сюжета? Скорей, из-за красивых людей, приукрасивших эту романтизированную историю.

История о нас
Начало ХХI века. Трое молодых людей в Камергерском переулке читают и представляют эту же историю, теперь уже почти 100-летней давности. Двое мальчиков выходят в майках и джинсах, снимают все с себя вплоть до трусов, надевают давнее исподнее: белые подштанники и нательную рубашку и одежду тех времен: тот, кто дальше будет белогвардейцем - офицерскую шинель с башлыком, другой, который будет красногвардейцем - красную революционную тужурку. 


Девчонку обряжают Марюткой - балахонистые штаны, бушлат, платок на голову по глаза: не баба - маленький мужичок - Марютке бабой быть бабой было заповедано при приеме в красную гвардию, и боец Марютка до встречи с белогвардейцем Говорухо-Отроком это правило строго соблюдала.
Актеры то представляют, то рассказывают эту давнюю историю. Их отстраненность - естественна: отчасти потому, что играют прозу, отчасти - потому что это все равно не про них (не про нас). Что им (нам) Гекуба? О чем история-то?

История о союзе
История вышла не о союзе - причем, не двоих, а о троих. Красный командир Евсюков (в фильме фигурировавший разве только в качестве героя неуклюжих марюткиных стихов) зримо и даже незримо присутствует в отношениях Марютки и белого офицера. Появляется (как чертушка, или как призрак мирового коммунизма?) даже в самые интимные моменты. 


Не дает Марютке забыться. Мол, помни, Марютка свои клятвы и преданность революционному делу (?) Или, эх Марютка, помни, кто ты, и кто - он (?). Или просто желая приобщиться к союзу двух сердец (?) Перед убийством Говорухо-Отрока ружье для последнего выстрела подставляет Марютке именно «призрак» Евсюкова. В финале истории, уже после смерти «синеглазенького» на заднике показывают кино: Марютка и двое ее главных мужчин (ее любимый и ее командир) - в одной лодке. Втроем, вместе, обнимаются, улыбаются - абсолютно счастливы.

История о ершистой девчонке
И все-таки треугольник получился в спектакле с сильным перекосом. История вышла, главным образом, о Марютке. Не уверена, что именно так и было задумано режиссером. Дело в актрисе. Актриса (Яна Сексте) основательно оттянула один угол на себя. Артисты, представляющие Евсюкова и Говорухо-Отрока, как-то не очень отличимы, как два товарища, не смотря на то, что вроде бы (по сюжету, но не факт, что по режиссерской концепции) должны радикально отличаться по поведению, так сказать демонстрировать классовые противоречия и различия социального происхождения. А отличаются только фактурно (Евсюков - актер с внешностью попроще). Не исключено, что дело - в режиссекой установке (овесники, оказались по разные стороны баррикад в силу времени. потенциально - так есть - два товарища). А вот Марютка вышла страшно витальной, активной, энергичной со сверхподвижным лицом, на котором ежесекундно сменяются эмоции. 

 

 



 
 


Никакая не красавица. Никакая не женщина. Марютку сделали угловатым подростком. С очень сильным, цельным, бойцовским характером. Эта цельность, сила и витальность страшно привлекательна. Особенно для слабых натур. Мягкотелых интеллигентов. Поэтому обошлись без романтической красоты и женственности.
В начале спектакля замуровали Марютку в мужскую одежду. Поставили под ружье. Я все ждала, что любовная история пробудит в ней женщину. Так и не пробудила. Так и прожила Марютка всю историю ершистым подростком: сама себе выбрала любимого из классовых врагов, не посчиталась с «духом товарища Евсюкова» и принятыми на себя страшными красногвардейскими клятвами, а потом - сама и пристрелила. Без раздумий, почти на автомате, с записанным на подкорке кодексом поведения в экстремальных ситуациях. Даром, что возлюбленный оказался мягкотелым интеллигентом и не ни на минуту не задумался, что женщина другого социального происхождения рефлексии не знает и бьет (почти) без промаха. Только раз промахнулась. Чтобы не промахнуться в следующий. В сорок первый раз.

А режиссер
хороший. Тонкий режиссер. Я его высмотрела на телевидении, во «Фраке народа». Еще несколько лет назад. До сих пор ни одного спектакля не видела. Поэтому пришла на «Сорок первый». Спектакль можно много разбирать по косточкам, по милым приметам, по замечательным театральным образам, а не только по концепции.




Писатель
Лавренев - похоже, тоже хороший.:-) Судя от отрывкам прозы, которые читают актеры. Правда, образ Евсюкова как «пасхального яйца» в спектакле казался не инсценированным, не смотря на надетую малиновую куртку, а только прочитанным. 
 

МХТ, Сорок первый. театр

Previous post Next post
Up