Большая Коппелия

Mar 14, 2009 02:41

ТРЕТИЙ РАЗ это уже скучно. :-)
Я когда-то смотрела новосибирскую Коппелию, и на волне мощного мариинского возврата к историческим версиям Спящей и особенно Баядерки мне этот милый спект из третьего музыкального театра страны (разве нет?:-) показался как минимум не раздражающим, даже, помню, милым.  Грешила на то, что сценическая традиция исполнения Коппелии в нашей стране - не очень богатая, нет привычки к последней версии и поэтому возврат к "седой старине" и нелепостям старого балета, урезание танцевальности в пользу пантомимы и усекание мужских партий до подсобно-носительных не воспринимается таким противным.;-)
Сейчас в Большом это тааак расширили и углУбили (это шутка, на самом деле переделали под особенности большого стиля), что нашу большетеатровскую "Коппелию", традиционно числящуюся по штату спектаклей для выпускных классов балетных училищ вместе с "Тщетной", практически не узнать: по постановочной эстетике, имитации имперского стиля и масштабу (3 полноценных действия, настоящие каблучные характерные танцы, пантомима как естественная и весомая часть действия, пиршество/многообразие балеринского танца и  урезанно-вспомогательная, скупая на танец роль главного героя) можно образовывать другую связку : "Корсар" Бурлаки-Ратманского  и "Коппелию" Вихарева. Разве что нет собственного "сада из прелестниц", но развернутые ансамблевые танцы подружек Сванильды в 1 действии отчасти компенсируют эту недостачу.
У Коппелии есть огромное достоинство, я бы даже добавила - как положительное отличие от Корсара - более чем роскошная партия балерины, где есть возможность проявить характер, а главное показать очень разные стороны своего дарования (если оно есть) и искрометную технику. Не стыдно было бы эту партию предложить станцевать даже "самой Светлане Захаровой":-) 
Но динамика моего отношения к спектаклям новорожденной "связки" принципиально отличается: если на Корсар я планировала сходить 1 раз и завязать, но после 1-ого раза в состоянии корсаромании, пошла и на  третий и на второй состав, слазила даж на ярус, чтобы  сверху взглянуть на "садик Паши" (партерная плоскость убивает весь "цвет"  и объем Сада), то "Коппелия" в первый раз показалась мне интересной, на  второй - местами интересной, а в третий раз - откровенно скучной, пройденной, прочитанной и перечитанной.  Или Осипова, везде и всегда одинаковая, меня ввергла  в уныние? Я обратила внимание на то, что мне куда интересней смотреть на Янина, который   сделал  довольно убедительную, но сильно сниженную, бытовую версию Коппелиуса, сегодня же во втором действии я сосредотачивалась в основном на Янине, и рассмотрела роль подробнее. Вкусно сделана, рассматривать можно и дальше, но упрек в бытовом снижении роли не снимаю. Коппелиус - не просто смешной старик, он старик страшный, одержимый, готовый на то, чтобы ради своих «научных» целей уворовать душу человеческую.
А Осипова.. главная претензия к ней - что она  везде  и всюду одинаковая, что скучно до сведения скул: ротик бантиком, бровки домиком, тридцать два зуба навстречу залу и форэва умиление на лице.  Личиком хлопотала, глазками сверкала, а вот сверкнуть пуантами так, как вчера это сделала Александрова, поймать стиль "испанской" и "шотландской" оклассиченной пляски, не шмогла .И никакие пируэнты многонаворотные не помогли, мелкая техника - не конек нашей быстровыдвигающейся звезды, а  у Сванильды - это базовая техника партии.

Первой Сванильдой для меня останется Горячева, в ней есть то, чего не хватило темпераментным  балеринам - временно и условно объединяю Машу и Наташу. Это обаяние, грация и лирика. У Горячевой блестящая партерная техника,   у нее нет той впечатляющей полетности, что есть у Александровой и особенно Осиповой, но именно тератерная техника "делает" роль Сванильды. Поэтому у Осиповой было мало шансов стать здесь первой. И даже второй. Но  "бедной Насте" достался самый неопытный партнер, поэтому весь спектакль, когда к ней подходил Франц-Овчаренко, я не на шутку опасалась за целостность  балерины. И еще мне показалась тяжеловато исполненной вариация в па-де-де  третьего акта. А в целом - Горячева сделала исключительную роль. И вдобавок ей полагается премия за проявленный героизм:-)))
Александрова довела образ Сванильды до очень острого рисунка. И актерски, и технически. Очень броская, хулиганистая, задорная, умная, деловая девица, знающая себе цену, своенравная и никогда не сдающаяся. Хотя жизнь "после свадьбы" остается  за пределами спектакля, зуб даю, что вяловатый, бесхребетный  Франц, которого показал нам  в паре с Машей Скворцов, слету и навсегда попадет под ее каблук пуант, как только они выйдут из церкви:-)
Маша для меня  началась по-настоящему во втором действии (первое осталось за Горячевой), после яркой картинки  первого второе действие  при первом просмотре меня усыпило.
Сразу же хочу сказать, что все три балерины не очень-то напоминали механические куклы. Кажется мне, что больше всего сымитировала механическую Коппелию  Осипова, механичность кукольных движений у нее получалась лучше всех, но все равно я видела живых балерин из-под кукольного рисунка. Маша, как мне кажется, сознательно не очень-то и имитировала, у нее это была  своего рода нахальная игра.  Она дурачила Коппелиуса, потешаясь над ним, как только он отворачивался, но главные ее усилия были направлены на спасение Франца. Актерская изощренность, фирменный, крупный,  разМашистый актерский рисунок  - оживили это полуслепую  темную сцену.  При этом такая убедительность и органика (невозможно забыть, с какой яростью Александрова топтала книгу по черной магии).
Танцевальным центром спектакля с Александровой для меня стали две  демихарактерных вариации в доме Коппелиуса: моментальное преображение стильной испанки в не менее стильную шотландку, от пуантов только искры летели (здесь Настя Горячева, не отличающаяся такой графичной, отчетливой, искрозажигательной  техникой, оказалась в тени, про Осипову с мармеладными пуантами было уже говорено.  
Третье действие принесло небольшое разочарование -  я начала с  тезиса о том, что новая Коппелия похожа на Корсар? Вот тут,  в падеде третьего действия  все окончательно и проявилось. Где-то я эту Сванильду, разбойницу-атаманшу, я уже видела! Так это  практически близнец Медоры - что по характеру, что по стейдж презенс, что по балеринскому танцевальному стилю, найденному в Корсаре и протиражированному в Коппелии.  Образ, безусловно, цельный, но знакомый: Медора в предполагаемых обстоятельствах, спущенная на воду с корабля на землю. И манера Маши в финальном падедле была точно такой же, как в Корсаре: примадонна императорских театров, которая знает себе цену, умеет владеть залом  - ей всё  запросто! Это было замечательно, но меня все время не покидало чувство дежа вю. Увы.
Про Осипову ничего даже и писать не буду - все это уже видано-перевидано: многообещающая всему миру балета, любимица  клаки и плебса, падкого на дешевые трюки, балерина  Наташа в предполагаемых обстоятельствах: губки бантиком, глазки с блестками, тридцать два зуба в два ряда, умильное  самоупоение, ну и т.д. А потом, что это за игра в балете, где от балерины требуется донести внятно сюжет? Ну, темперамент ей дан от Бога, а в остальном сплошное кокетство, работа на зал и имитация чувств. Осипова изображала (допустим, гнев) при топтании "черной" книги, а выходило капризом  маленькой девочки (у Горячевой и Александровой это выходило естественно, а здесь попахивало имитацией). И потом, скажите вы мне, разве Сванильда Осиповой отказывала Францу, после чего он к Коппелии-то полез в окошко и сюжет вышел на новую спираль? Я что-то этого не заметила. :-( Мож, не доглядела? 
Солистки опять при работе - вариация очень выразительные, есть где проявить и характер, и блеснуть техникой. Заметная опять одна Крысанова, но если в Пахите она безупречна, то здесь кантилены не хватило, вариация разбилась на некие куски - элементы и "связки" (в терминологии фигурного катания). Совершенно естественным путем "работа" досталась Яценко, непонятно только, почему ей одной, без дублерш? А форма ее еще далека от той, что надо иметь хотя бы в вариации. Правда, к третьему просмотру она почти справилась с текстом, но это всего-навсего "работа". Почти справилась с текстом вариации и (тоже неизменная) Молитва - Кобахидзе. Почти не дрожит  к третьему разу опорная нога в больших позах, фактура для молитвы - лучше не бывает, но кантилены для адажио в арсенале нет, поэтому опять таки танец не смотрится единым: элементы (выполняемые с очень заметным напрягом) и "связки",  но кода по темпам и элементам (прыжок, вращение на фоне или рядом с другими солистками ) для Нели непосильна (и 4 туров фуэтэ эта славная, но слабенькая  "девочка" не в состоянии хотя бы штатно скрутить, жалкое впечатление). Сюита солисток - очень слышное место  "работы" (только не персонажа Яценко, а стиля деятельности клаки). Фавориткой вышла Леонова - Безрассудство (какой старнный, однако костюм у этого Безрассудства - женский аналог Арлекина?), на втором месте работа Яценки, на третьем, призовом - Кобахидзе. А в случае с Крысановой, например, зал совпадал с клакой, и  работа не была такой заметной. Кстати, судя по неадекватной реакции "создателей праздничной атмосферы", в стадию сильной проф.поддержки попал и первый солист Скворцов.
Так вот, о о грустном - о Францах. 1 прыжок в 1 действии, ни одного во втором, 1 вариация и 1 кода в третьем, два дуэта за спиной балерины и много-много пантомимы.  Понятно, что при таком "исключительном" наборе выдающегося танцовщика нам здесь не увидеть никогда. Но очень хотелось бы увидеть хотя бы хорошего. К сожалению, Овчаренко очень и очень сырой, но со временем, наверное, его хватит, чтобы и свою вариацию станцевать без ошибок, и Сванильду ненароком не уронить (Боже, Боже,  чему их там учат, в училищах-то, девочек подпускают в последние 2 месяца перед выпуском?). За вычетом всего этого брака, мальчик много обещает и уже отдает - он легкий, движения красиво оформлены, пируэт свободный и  быстрый.  Но это была репетиция, что судить за ошибки на прогоне, может за сегодняшнюю ночь дозреет до приличного Франца?:-) Актерская наивность в пополаме со свежестью чуйств этому образу очень идет.
Скворцов, от отличие от Овчаренко, который навалял, но все же наобещал,   мне сильно не понравился. Вообще танцовщик благородной манеры здесь не у дел, нужен более живой и более демократичный по своим манерам Франц. Вроде бы без ошибок станцевал и вариацию, но музыка-то броская, а он танцевал без блеска, вяло, прямо скажу, танцевал. Игрой тоже не блеснул, в общем быть ему подкаблучником при такой яркой жене, как Сванильда.
И лучший из худших - таки  оказался Лопатин. Что и следовало ожидать. Дуэт у них с Осиповой слаженный, проверенный, при довольно хрупком сложении Лопатин, тем не менее в дуэте с любимой балериной Осиповой  смотрится уверенно. В вариации блеснул виртуозным и устойчивым вращением и быстрым кругом, хотя жете невысоки и их форму эффектной не назовешь, но когда вращение идет на высокой скорости, то это уже и в глаза не бросается. По фактуре тоже попадание идеальное: тут не нужен принц, наоборот, Скворцов своей куртуазностью не очень в этот балет вписывается, напротив, простоватость Лопатина к балету идет. Но временами он Алена из "Тщетной" по пластическому рисунку напоминал, что не есть хорошо! И опять-таки Слава - очень аккуратен в танце, а в вариации хотелось бы большей остроты, задора, экспрессии, наконец, в соответствии с страстно вопрошающей об этом музыкой.
То, что доносилось из "ямы" - обсуждению не подлежит, тяжелый случай, просто позорная работа оркестра в ударных местах. Второй раз вижу на пультом дирижера дронова и неприятно поражаюсь.

В общем, не ждитя меня на Коппелии... пока там не появится  кто-нибудь выдающийся.  Типа Светы (любой из двоих моих любимых Свет) али Димы.
Чуть не забылась. Но вспомнила, когда написала слово "выдающийся".  В 1 и 2 составах разные солисты Мазурки. Сегодня их было почти не видно - а вчера... это пестня: броская, но элегантная Меськова  (лицевая  сторона польского характера, мазурка - ведь  главный национальный танец) и растворяющаяся в воздухе нежность Антроповой (оборотная сторона польского). И вааще: эти усы, лампасы на шароварах, папахи и прочая   - что-то видится родное... допустим ансамбль кубанских казаков.:-) В общем, мазурка (только с выдающимися Меськовой и Антроповой:-))) и быстрая часть чардаша идут в актив  Большой "Коппелии".

ПыСы
Вчера две мои подружки, только  что вернувшиеся из Милана и посмотревшие тамошнюю "Коппелию" в перерывах дули мне в уши, как хорошо у них и как плохо у нас.  Но после третьего действия одна сдалась окончательно, выйдя из зала с возгласами: "Как это по-нашему, я бы сказала "буйно", какой Милан против этого устоит?", а вторая (которая сидела не в пяти метрах от ямы и не  была зачарована блистанием сваровски на лифе балерины), все равно признала, что богато,  народу в яме и на сцене в два раза больше, хотя танцуют в два раза меньше, что расходы видны невооруженным глазом (антикризисный балет),   что да, там у них, конечно,  пастораль, но у нас получился настоящий большой балет.

балет, Коппелия, премьера, бОЛЬШОЙ ТЕАТР

Previous post Next post
Up