Структуру двух последних фаз завершающей стадии мы уже отчасти рассмотрели в главе про предварительную стадию, поскольку они переплетаются. Так что нам осталось описать активную фазу последней стадии и еще раз повторить ранее пройденное на каком-нибудь наглядном примере. Поскольку для большого процесса «СССР-СНГ» завершающая стадия только-только началась в январе 2008 года, то придется использовать сравнительный анализ двух наиболее близких к нам процессов - завершающей стадии учреждения РФ и процесса ликвидации СССР, являющегося завершающей четвертью конструктивной стадии процесса формирования новой цивилизационной надстройки на месте бывшей Российской империи.
При конструировании обобщенной модели процесса адаптации мы выявили общую для всей завершающей четверти конфигурацию четырех контуров управления. Доминирующим коммуникативным контуром, на котором сконцентрировано внимание управляющего центра, является исполнительная ветвь. Только что завершилось формирование конструктивной подсистемы, прошедшей пик своего влияния и теперь под руководством центра постепенно отдающей ресурсы в исполнительный контур. Представительная подсистема управления находится в нижней точке своего политического влияния и должна испытать «кризис идентичности» в середине завершающей стадии. После чего к концу завершающей стадии после прохождения пика влияния исполнительной ветви произойдет обновление и выход в центр событий представительной подсистемы, готовой перераспределять ресурсы, накопленные исполнительным контуром в ходе завершающей стадии.
Узел 10 «Консолидация»:
В конце предыдущей главы мы уже рассмотрели конкретный пример «миграции» политического центра. На рубеже нового 2008 года произошел переход политического влияния от института главы государства к временному институту «дуумвирата», консолидирующего влияние на все три коммуникативных подсистемы.
Анализируя структуру политического процесса, очень важно не ошибиться в его уровне и в его предмете. В конкретной ситуации начала 2008 года возникает соблазн рассматривать ветви государственной власти в качестве подсистем и контуров политического процесса. Поскольку это было почти всегда верно на протяжении предшествующих 66 лет советской и постсоветской истории, когда с центром политической системы было сопряжено государство - конструктивная подсистема цивилизации. Однако времена меняются, и по окончании конструктивной стадии политический процесс плавно перетекает в сферу технологического развития цивилизации. Государство становится подчиненным инструментом, а политическое влияние перетекает в советы директоров корпораций, контролирующих крупнейшие производственно-технологические комплексы.
В узле «консолидации» и прилегающих к ней фазах происходит централизация политического влияния и концентрация внимания сплоченного политического центра на самом процессе транзита власти от одних институтов к другим. Не удивительно, что кандидат в президенты оказывается одновременно и главой совета директоров крупнейшей и ключевой для экономики энергетической монополии. Так что два ведущих контура управления - исполнительная (технологическая) и конструктивная (государственная) подсистемы оказываются сопряжены. Осталось определить форму представительной подсистемы цивилизационной надстройки, которая должна оказаться в нижней точке своего влияния. Мы уже отмечали, что наследником угасающего влияяния Политбюро ЦК КПСС является Совет глав государств СНГ, а сами институты Содружества - и есть потерявшая остатки влияния форма представительного контура. Состоявшийся в июне 2008 года в Санкт-Петербурге экономический форум с участием президентов стран Содружества оказался более влиятельным инструментом согласования интересов, чем предшествующий саммит СНГ. А президент России фактически выступал и в качестве главы «Газпрома».
Таким образом, выведенная нами из общих кибернетических соображений структура процесса адаптации вполне работает и в узле «консолидации», переходном между двумя стадиями Выхода из Надлома. Однако структуру трех фаз собственно завершающей стадии мы все же будем иллюстрировать на более привычных для нас примерах, когда политический центр все еще сопряжен с государством.
Хотя и здесь между двумя процессами (РФ) и (СССР/ СНГ) есть содержательная разница. Российская Федерация - это все же обычное государство, несмотря на статус правопреемника Союза и прилагающиеся «фантомные боли» политической элиты. А вот Советский Союз был не обычным государством, а «универсальным» (по терминологии Тойнби). «Универсальное государство» - это одна из форм конструктивной подсистемы цивилизации, в то время как обычное государство - это конструктивная подсистема отдельной нации. Отличие универсального государства от обычного - в содержании проводимой политики и предмете управления. Но пока мы не будем отвлекаться на различия и удовлетворимся сходством государственных форм на уровне СССР и в Российской Федерации.
Узел «консолидации» в позднем СССР - это переход власти генерального секретаря к политическому лидеру «силового» блока Андропову. Переход заведомо для всех временный с учетом состояния здоровья бывшего председателя КГБ. По пути к высшей власти Андропов успел отчасти потерять влияние на спецслужбы, блокированное ставленником «киевского клана» Федорчуком, но взамен приобрел позицию главного идеолога. Между тем в универсальном идеократическом государстве именно позиция главного идеолога является центром исполнительной подсистемы контура, определяющим направление движения всей государственной махины. После смерти Брежнева эти идеологические полномочия генсек оставил себе и вернул контроль над КГБ. Так что все полномочия были консолидированы в одних слабеющих руках, что облегчило последующую трансформацию.
В 1999-м Путин консолидировал в своих руках почти всю власть практически по тому же самому алгоритму, с поправкой на обычное государство, где центр исполнительной подсистемы находится в правительстве. При формальной консолидации власти фактически она была ограничена наличием коалиции старых «семейных» и новых «питерских», разделенных на «олигархов» и «силовиков». Аналогичную коалицию представляло собой андроповское Политбюро, где роль «питерских» играли выходцы из кавказских краев и республик.
Фаза X «Активация»:
Чтобы сравнить уже не события (узлы), а фазы процессов, нужно точно определить предметы управления для политической элиты позднего СССР и сложившейся РФ. Достаточно очевидно, что это - соответственно, советский ВПК и российский ТЭК. Еще раз уточним, что речь идет о предмете для политической сферы, а не для сопряженного с ней государства. Соответственно, основным методом политического влияния на советский ВПК является идеология, а вот политическое влияние на российский нефтегазовый комплекс можно оказывать через юридические рычаги государства, опираясь при этом на мощь пропагандистской машины.
Поэтому вовсе не случайна символика, которая проявляется в начале X фазы. Андропов позиционирует себя сначала как главного идеолога, и лишь после этого в качестве формального главы государства. Но еще раньше он демонстрирует владение ключевыми инструментами политического контроля - КГБ и МВД. Соответственно этому выбрана и символика праздника «инауграции» с участием лидеров всех стран советского блока - 60-летие Союза, подчеркивающая преемственность и курс на обновление в смысле придания нового блеска истинным идеалам.
Сознательный или не вполне выбор даты для инаугурации второго президента РФ В.Путина - 7 мая, «День Радио», также оставляет мало сомнений в значении этой символики. Предшествующая выборная кампания подтвердила владение ключевыми инструментами влияния, выстроенными ельцинской администрацией, - пропагандистской машиной российского ТВ и политтехнологической корпорацией, тесно связанной с корпорациями ТЭК. Символика лидерства Путина объединяет ипостаси профессионального юриста, силовика и шоумена. Ну и для узкого круга понимающих - еще и кандидата наук по теме управления природными ресурсами российского ТЭКа.
В обобщенной схеме адаптации фаза «Активации» означает переключение внимания центральной подсистемы от конструктивной, стабилизирующей подсистемы и направление ресурсов к исполнительному контуру. То есть осторожная попытка снять новую или отремонтированную машину с тормоза и начать движение.
Малая фаза XB «Запуск»:
На старте Х фазы, в ее активной четверти, все три рабочих контура политической системы соревнуются за внимание политического центра. При этом политический центр, хотя и побуждаем лидерами исполнительного контура (генералами ВПК или олигархами ТЭКа), сохраняет опору в политическом крыле «силовиков» (КГБ или ФСБ). Опираясь на эти два крыла политической элиты, центр должен подчинить оставшийся, представительный контур, представляющий республиканские и региональные элиты. Напомним, что именно представительный контур отвечает за перераспределение ресурсов, в данном случае - от базовых сообществ к центру, разделив их между всеми контурами управления.
В начале 1980-х речь шла, в первую очередь, о «раскулачивании» южных регионов и республик, причем методом «кнута и пряника», направленного на раскол «регионалов». Одним, как лидерам Азербайджана и Ставрополья, предлагается работа в центральных органах, другим, как в Узбекистане и Краснодарском крае - уголовное преследование. Однако, так или иначе, но статус оставшихся республиканских и региональных лидеров был понижен. Такое же общее понижение статуса в 2000-м году ожидает всех глав субъектов Федерации, но наиболее влиятельные получат компенсацию в президиуме вновь созданного Госсовета и руководстве вновь созданной партии «Единая Россия».
Перед завершающим этапом малой фазы XB, когда задача подчинения «регионалов» завершена, необходимо проявляются противоречия между новыми союзниками - «олигархами» и «силовиками». Поскольку «олигархи» (или «генералы ВПК» в другом случае) сами оказываются ослаблены после разрыва бывшего в фазе IX союза с «регионалами», то ведомые ими «силовики» ищут новые точки опоры во внешней политике и в узле 10C находят ее.
Было бы весьма наивно думать, что Горбачев сам, без помощи руководства КГБ мог наладить контакты с западными лидерами и с патриархом советской политики Громыко. А равно и мобилизовать интеллектуальные силы подконтрольных КГБ академических институтов для выработки политической программы. Тем самым обыграть лидеров ВПК, которым было, тем не менее, обещано «ускорение». Аналогично и Путин вовремя вступил в глобальную антитеррористическую коалицию с Бушем-младшим, получив внешнюю опору для изъятия сверхдоходов у олигархов ТЭКа, но гарантировав им высокие цены на нефть и рост капитализации.
Малая фаза XC «Коррекция курса»:
Союз «олигархов» (неважно - ВПК или ТЭКа) и «силовиков» (КГБ или ФСБ), тем не менее, сохраняется, хотя бы по причине консолидации «регионалов». 1 декабря 2001 г. все влиятельные лидеры регионов и большинство депутатов Госдумы оказываются в рядах новой партии «Единая Россия». Но уже 5 декабря в качестве противовеса спикером Совета Федерации избирается С.Миронов, а сама верхняя палата заполняется представителями «силовиков» и «олигархов».
Аналогично выдвижение Н.Рыжкова на пост председателя Совета Министров СССР было компромиссом между генералами ВПК и генералами КГБ, которые собственно и выдвинули бывшего директора «Уралмаша» в большую политику. При этом нужно заметить, что союзный Совмин при Рыжкове не был самостоятельной политической силой, как и мироновский Совфед. Необходимость укрепления политического союза ВПК и КГБ диктовалась таким же фактором - усиленным лоббированием «регионалов», которые через Горбачева, Алиева, Шеварднадзе обеспечивали усиление позиций строительной отрасли и «агропрома».
Завершающий этап конструктивной четверти Х фазы связан с кризисом, ставящим под удар союз двух ведущих сил. Катастрофа на Чернобыльской АЭС вынуждает лидеров ВПК и КГБ выяснять, кто из них несет главную вину. Толи это диверсия или головотяпство, и тогда виновата система КГБ, то ли это проблема с конструкцией реактора, и тогда виноват ВПК. Самое грустное, что виновата была система парткомов, транслировавшая некомпетентные указания об ускорении научно-технического прогресса, но такая постановка вопроса была блокирована идеологическими табу. В результате поистине «пиррову победу» над союзником одержал КГБ, который еще осенью 85-го, оказывается, направлял в ЦК докладную о низком качестве строительства и рисках эксплуатации ЧАЭС. Ну и, разумеется, западные эксперты из конкурирующих ВПК помогли обосновать версию о негодной конструкции всех советских АЭС.
Но речь сейчас не о причинах Чернобыля, а об аналогиях в кризисной ситуации с захватом заложников «Норд-Оста», когда «силовики» из ФСБ также одержали «победу» в борьбе за лидерство с союзником, но сам кризис сильно ослабил правящую коалицию и дал шанс отыграть очки «регионалам». В результате начались трения между политической командой лидера и его силовой опорой, то есть тенденция к обособлению центра от всей политической элиты, которая выразилась в инициировании политической реформы, призванной обезопасить политический центр от его же союзников в элите.
Малая фаза XD «Попытка централизации»:
В январе 2003-го президентская администрация Путина проводит новую редакцию закона о выборах президента, чтобы снизить риски для себя. В результате «олигархи» вынуждены использовать заложенную в законе тенденцию к росту влияния партий, чтобы перехватить инициативу и продвинуть идею партийного правительства. Однако попадают в ловушку, умело подставленную тактическими союзниками из «Единой России». Если партийное правительство формирует не пропрезидентская партия, то речь идет о политическом перевороте. Поэтому поддержка лозунга «партийного правительства» даже на уровне послания президента - не есть победа «олигархов», а только повод к их расколу.
Аналогично в 1987 году идея либерализации экономики и самостоятельности госпредприятий с выборностью директоров по югославскому образцу собрала достаточно широкую поддержку в элите, поскольку все - и центральная власть, и «регионалы», и даже «генералы ВПК» надеялись получить свои дивиденды. Причем наиболее политически сильные «генералы ВПК» несколько переоценили свои силы. Поскольку обособившийся «центр» и два остальных крыла политической элиты не были заинтересованы в еще большем усилении и без того сильных. Поэтому проигрыш «генералов» был запрограммирован и случился еще до утверждения общей идеи.
Основной удар был направлен на политического союзника «генералов ВПК» - руководство армии. Относительной случайностью является лишь форма, в которой произошел кризис с пролетом через всю страну и посадкой на Красную площадь пилота-любителя Руста. Но не является случайностью отсутствие политической воли у руководства Минобороны, которое отлично знало - если сбить самолет, то снимут за то, что сбили. Если бы не этот инцидент, то был бы другой. А вопрос, мог ли КГБ организовать этот или другой подобный инцидент, является риторическим.
Аналогично и весной 2003 года, еще до послания Путина, содержащего идею о партийном правительстве, произошла централизация в «силовых» ведомствах с усилением «питерской» команды президента.
Малая фаза XIA «Попытка сопротивления»:
Очевидной причиной усиления «силового» крыла была попытка усиления и централизации «олигархического» крыла - готовящиеся планы слияния ЮКОСа и Сибнефти. Причем Ходорковский, судя по его неадекватным действиям, был введен в заблуждение насчет степени его поддержки политической элитой, и использован в качестве тарана. Точно также как союзник Рыжкова Ельцин. Хотя, в отличие от Ходорковского, Ельцин был реальным политическим лидером, имевшим опору и в ВПК, и среди «регионалов», но и он переоценил степень готовности потенциальных союзников идти вместе с ним до конца. Однако другого выхода кроме как оказать сопротивление у Ельцина тоже не было, поскольку его главный союзник - лидер ВПК во главе Совмина свою политическую партию проиграл секретариату ЦК, то есть Горбачеву. И отставка союзника проигравшей стороны - только дело времени. Однако Ельцин не зря искал популярности в народе, и хлопнув дверью, сумел стать символом, и тем самым расколоть политическую элиту.
Аналогично, и Ходорковскому активно намекали, что незачем переть на рожон, раз уж тебя все равно переиграли, и бизнес уходит под контроль более лояльным и умным олигархам. Но раз так, то МБХ тоже решил стать символом, хотя и не популярным как Ельцин, а вовсе даже одиозным, но хотя бы сорвать игру бывшим союзникам, а заодно расколоть политическую элиту.
Таблица 11. X фаза «Активация»
узлы стадии D
РФ
СССР
10. Консолидация
Путин - и.о. президента РФ, 31.12.99
генсек Андропов, 10.11.82
10.4C
инаугурация президента Путина, 7.5.2000
Андропов - лидер и идеолог, 30.12.82
10.5.
Путин - председатель Госсовета, 1.9.00
Андропов - председатель президиума ВС, 16.6.83
10.6
кадровая «рокировка», 28.3.01
смерть Андропова, 13.2.84
10C. (=D.5) Разворот
глобальная а/т коалиция, 11.9.01
пленум ЦК, «перестройка», 25.4.85
10.8
спикер СФ С.Миронов, 5.12.01
пред.СМ Н.Рыжков, 27.9.85
10.8C
саммиты РФ-НАТО, РФ-ЕС, 28-29.5.02
Горбачев о «новом мышлении», 15.1.86
10.8D
Путин «ставит на место» Лукашенко, 14.8.02
27 съезд КПСС, Горбачев укрепляет позиции, 6.3.86
10.9
«Норд-Ост», 23-26.10.02
Чернобыль, 26.4-1.5.86
1010.A
теракт в Грозном, 27.12.02
беспорядки в Алма-Ате 16.12.86
10D. Разлад
закон о выборах президента, приоритет партий, 13.1.03
пленум ЦК, политреформа, 27.1.87
10.10C. Разлад
реорганизация «силового блока», 11.3.03 13.1.03
Руст на Красной площади, 28.5.87 27.1.87
10.11 + 11A
послание о «партийном правительстве, 16.5.03
пленум ЦК по экономической политике, 26.6.87
«доклад аналитиков» о заговоре олигархов, 26.5.03
пакет актов СМ к закону о госпредприятиях, 17.7.87
11.2
арест П.Лебедева, 2.7.03
письмо Ельцина Горбачеву, 12.9.87
10.12 + 11.3
указ о выборах ГД, 2.9.03
пленум ЦК, 21.10.87
11. Раскол
арест Ходорковского, 25.10.03
отставка Ельцина, 10.11.87
Продолжение...