Ч.I "Эссе", Введение

Jul 06, 2007 18:13


  «Не правда ли, странным и, по види­мости, нелепым намерением кажется по­пытка составить Историю согласно идее о том, каким должен бы быть мировой ход вещей, если бы он осуществлялся сообраз­но определенным разумным целям; кажет­ся, что в соответствии с таким замыслом мог бы появиться только Роман.»   Иммануил Кант, «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане»1 Введение. Постановка задачи

Нельзя не согласиться с грустной иронией «беспокойного старика» Канта. Философское убеждение в том, что всё дейст­вительное разумно, казалось бы, не выдер­живает малейшего соприкос­новения с повсе­дневной политической дейст­вите­льностью. Из всех выражений, которыми сторонние наблюдатели, то есть мы с вами, описывают изгибы политики, самым мягким является «бесплатный цирк».
Между тем, в стародавние времена заинтересованному наблюдателю таким же «цирком» представлялось, например, движение планет по небесной тверди. Вместо того чтобы летать, как все тела, по прямой или хотя бы по параболе, планеты вдруг начинают совершать непонятные пируэты, «эпициклы». И только переход от геоцент­рической системы Птолемея к гелио­центрической модели Коперника позволил Кеплеру «выпрямить» ход небесных светил, а Ньютону открыть закон всемирного тяготения. Сегодня это позволяет рассчитать балли­стические траектории для межкон­тинен­тальных и космических ракет.
Точно так же чудеса разнообразных превращений, которые позволяли алхимикам давать целые представления для благородной публики, были полностью разоблачены всего лишь упорядочением всех химических элементов в одну не слишком сложную таблицу Менделеева. В свою очередь, это позволило открыть структуру атомных ядер и продемонст­рировать почтенной публике красоту неуправляемой термо­ядерной реакции. Последнее изобретение придало особую пикантность номерам полити­ческого цирка, которые регу­лярно демонст­рируют лидеры ядерных держав.
Поэтому нам следует поддержать требование предсе­дателя акустической комиссии А.А.Семплеярова о немедленном разоблачении всех этих политических фокусов. Но для этого необходимо, как минимум, определить центр, вокруг которого вращается общественная жизнь. И еще неплохо было бы свести все разно­образные элементы социального устройства в перио­дическую таблицу.
Иммануил Кант полагал, что всемирная история должна накопить достаточное количество достоверных фактов, чтобы можно было выстроить на них надежную теорети­ческую модель. Подобно тому, как Солнце и планеты должны пройти достаточно большую часть своей траектории, чтобы уве­ренно судить о законах небесной механики.
Это условие можно подтвердить на примере открытия «таблицы Менделеева». Наука химия должна была сначала найти и описать доста­точное число отдельных химических элементов. Менделееву для создания теорети­ческой модели вполне хватило первых пятидесяти элементов из нынешних ста десяти. Поэтому и мы вправе не дожидаться, пока наше полити­ческое Варьете закроется навсегда по техническим причинам, а уже сейчас попытаться вывести всех участников предс­тавления на чистую воду.
Двадцатый век российской истории и особенно его 90-е годы, когда разрушению и перестройке подверглись почти все общест­венные институты, вкупе с развитием информа­ционных технологий создали массив наблюдений, сравнимый по богатству с наследием прошлых веков. Кроме того, поиск закономерностей на основе недавних событий позволяет исключить ошибки пересказа и перевода. Участие автора в событиях в качестве полити­ческого консуль­танта позволяет снять проблему ненадежности источников инфор­мации. Хотя, разумеется, обобщенную модель нельзя построить без сопоста­вления текущей политики с истори­ческими процессами.
Кантова «Идея всеобщей истории…» попала в руки автора уже в ходе работы над книгой. Обрадовало одобрение постановки задачи столь уважаемым ученым, но гораздо больше поразило совсем другое совпадение…
Почему можно бесконечно перечитывать почти всего «Мастера и Маргариту», кроме скучного абстра­ктного финала? С первых страниц романа читатель помимо своей воли выходит из обыденного потока времени. Если быть точным, этот захваты­вающий момент наступает, когда в деловую беседу литераторов на Патриарших прудах вмешивается незваный консу­льтант. Мастерское введение в круг действующих лиц живого Канта в диалоге Воланда с Бездомным заставляет нас точно так же воспринимать появление других исто­рических персон и не удивляться соприча­стности к событиям в древнем Ершалаиме. Необычное, необыденное чувство непосред­ственного пребывания в Истории - такое же, что возникает у Понтия Пилата при разговоре с Иешуа.
На любого, кто не раз перечитывал булгаковский роман, знакомство с выше­названной статьей Иммануила Канта производит эффект «дежа вю». Где-то мы уже слышали такие же слова про скрытый от нас план или замысел, предопре­деляющий исторические события на тысячу лет вперед. Выходит, иностранный консультант всего лишь пытался пере­сказать тезисы программной статьи профессора Канта. А мы-то, вслед за Бездомным, решили, что нам навязывают анти­научные, мистические взгляды.
Парадокс заключается в том, что, несмотря на все попытки спрятать живого Канта подальше в истори­ческие обзоры, для многих он является единственным знакомым фило­софом, благодаря Булгакову. Мало того, если про кантову «вещь в себе» большинство выпускников советских вузов все же слышали, то взгляды Канта на историю явно не вписы­вались в курс «истори­ческого матери­ализма». Тем не менее, именно эти философские положения запомнили миллионы читателей булгаковского романа.
Наконец, следует заметить, что «Мастер и Маргарита» - это роман об историке, написавшем Роман. BR clear=all>
1 Кант И. Трактаты и статьи (1784-1796), М., 1993, с.117
Продолжение...
Previous post Next post
Up