Человек, в отличие от остальных представителей эукариотного царства «Животные» - существо биосоциальное. Основными отличиями от других представителей фауны являются (в соответствии с различными точками зрения): наличие культуры, мышления, способностей к сознательной творческой активности, созданию материальных и духовных благ, непрерывный рост потребностей, умение торговать. Но каждое из этих отличий в обязательном порядке подразумевает возможность общения.
Большинство живых существ, встречающихся на нашей планете, имеют определенные навыки общения, которые развиваются в течение их жизни. Но только человек сумел развить свои коммуникативные способности до возможности передачи мыслей, эмоций и чувств на 95 языках (по некоторым подсчетам на Земле около 6000 языков с учетом наречий, но официально признаны лишь 95, что интересно, влючая латынь - мертвый язык, но всё же являющийся государственным в Ватикане).
Таким образом, возможность общения, передачи мыслей и эмоций посредством вербальной коммуникации является одним из основополагающих критериев отличия «homo» от животного. И не удивительно, что именно эту характеристику очень легко оценить при, даже кратковременном, общении с человеком. Естественно, каждый представитель нашего вида уникален, наделен рядом характеристик и особенностей, заложенных генами, воспитанных ближайшим окружением и социумом. Но какие из них больше остальных способствуют успешному общению в современном мире?
Различные источники, что неудивительно, по-разному определяют эти характеристики, но я попытаюсь определить их самостоятельно и расположу в восходящем порядке (от наименее к наиболее значимому):
1. Доброжелательность и эмпатия. Способность человека проявлять положительное отношение и симпатию к другим людям, даже при несогласии или неодобрении, бесспорно, является важной характеристикой личности для организации общения. Большинство источников разделяют доброжелательность и эмпатию в различные характеристики, я не могу с этим согласиться: без одного невозможно второе и наоборот, в то же время мне кажется, что значимость доброжелательности, часто завышают. Я считаю, что куда важнее для коммуникации…
2. Толерантность. Хотя это может показаться удивительным, но многие люди не желают доброжелательного отношения к себе. Большинству достаточно, что их просто принимают такими, какими они хотят себя видеть. Так что терпимость, или толерантность, является даже более значимой характеристикой личности, чем доброжелательность. Опять же, в современных реалиях, возможно, стоило бы поднять значение терпимости ещё на несколько пунктов, но я, всё же оставлю её здесь.
3. Конкретность. Большинство ораторов и практически все успешные люди, часто контактирующие с другими людьми особенно выделяются своей конкретностью. Они говорят четко, ясно, обдуманно и по делу. Таких людей приятно слушать, с ними хочется вступить в диалог. Кажется, что «вон он-то» знает, о чём говорит. И наоборот, когда человек начинает разговор очень «издалека», не переходит к сути и «ходит вокруг, да около» - это вызывает раздражение и явно не может считаться характеристикой, способствующей качественному общению.
4. Инициативность. Что помогает начать разговор? Почему некоторые люди способны завести диалог с незнакомцем, а другие с трудом могут даже вызвать себе такси? Бесспорно, здесь играет роль застенчивость, но всё-таки я не считаю, что ей стоит придавать особенное значение, намного важнее, насколько человек инициативен, то есть способен ли он «взять» ситуацию «в свои руки», не дожидаясь действий окружающих. Именно инициативные люди способны не только давать старт коммуникации, но и менять темы разговора, уходить от неудобных вопросов (или задавать их), вмешиваться в чужой разговор (как бы это ни было неприлично), таким образом создавать новые коммуникативные связи, расширять круг собеседников и совершенствовать навыки общения.
5. Умение лгать. Как однажды написал Владислав Сурков: «Притвориться тем, кем ты не являешься, скрыть свои намерения - важнейшая технология биологического выживания». Человечество всю свою историю совершенствуется в умении врать. Мы говорим детям, что обманывать нехорошо, в том числе чтобы они слишком рано не научились обманывать нас. Но, приходит время, и взрослый уже не может понять, правду ли говорит ребёнок. И в том числе этот момент определяет выход на очередной этап овладения искусством общения. Мы врём постоянно, используем недосказанности, эвфемизмы, загадки, метафоры, клише, слоганы, двусмысленности и ярлыки для того, чтобы скрыть свои намерения и мысли. А человек, умеющий врать виртуозно, запоминающий и использующий свою ложь, ярко выделяется в сферах, требующих развитого навыка коммуникации.
6. Интеллект. Я считаю, что, независимо от сферы деятельности, именно уровень развития интеллекта: скорость возникновения новых нейронных связей, качество работы синапсов и быстрота взаимодействия нейронов определяют способность успешного выполнения задачи, овладения навыком поддержания беседы. Каждая из перечисленных выше характеристик имеет огромное значение для успешного общения, но именно интеллектуальный уровень развития является определяющим. Ведь достаточно умный человек всегда может научиться врать, проявлять инициативу, говорить по делу, относиться к другим с пониманием и, даже, доброжелательностью.
Подводя итог, упомяну, что существуют десятки характеристик личности (к слову, некоторые из упомянутых мной критериев к таковым, с научной точки зрения, не относятся), и каждая из них, так или иначе, способствует (или наоборот) успешному общению. Но я попытался описать те характеристики, которые мне кажутся, действительно, наиболее значимыми.