Очередной летний отпуск мы с невестой проводили в Крыму, жители которого любезно присоединили свой полуостров к нашей, теперь ещё более бескрайней, стране.
Я планирую отпуска (как и многое в моей жизни) заранее. А в ходе планирования всегда ищу интересное, необычное, а иногда даже экстремальное. И в этот раз выбор пал на новый для меня вид активного отдыха: каякинг.
Каякинг - относительно молодой спорт, но очень старый вид передвижения. История каяков, по словам археологов, насчитывает более четырёх тысяч лет (для сравнения - «Седьмое чудо света» и, по совместительству, наиболее известное, крупное и узнаваемое - пирамида фараона Хеопса - всего на 500 лет старше).
Изначально эти маломерные суда делались из дерева, костей морских животных, затем обтягивались шкурами и натирались жиром (чтобы снизить последствия негативного воздействия морской воды), также к лодке крепились внутренние органы животных, наполненные воздухом, что делало её практически непотопляемой. Народы Севера использовали каяки для охоты, рыбалки и исследования близлежащих берегов.
История современного каякинга берёт начало с XIX века, когда каяки, байдарки и каноэ стали использовать в Великобритании, Германии и некоторых европейских странах в качестве туристских судов. Английский юрист Джон Мак Грегор стал одним из основоположников водного туризма, когда в 1865 году построил аналог эскимосского каяка, а в 1874 году основал первый в мире клуб любителей гребли на байдарках и каноэ.
Первые соревнования на каяках произошли спустя 60 лет - в 1936 году - между Германией и Францией. С тех пор интерес к хождению на малых судах возрос во всем мире, а в том же году соревнования на каяках были включены в программу Олимпиады как отдельный вид спорта.
В России первые подобные плавательные средства появились в 1860 году, когда в Петербурге начали проводиться соревнования на лодках, ставших прототипами современных байдарок. К счастью, современные суда мало напоминают своих великовозрастных предков. Нынешние каяки делаются из полимеров пластика (самый распространённый - полиэтилен) и намного реже (более дорогой, хотя и лучший вариант) -углеродных (карбон) или арамидных (кевлар) волокон. Ну и кости, жир и внутренние органы живых существ в современных каяках встречаются не так часто.
Но вернёмся к отпуску и Крыму. Я забронировал тур на каякинг через сайт
http://turnado.net/ и, после согласования, был проинформирован о начале путешествия в 10:00 27 августа.
В 09:50 мы с невестой, в соответствии со всеми требованиями инструкции на сайте: в футболках с длинными рукавами, шляпах с большими полями, экипированные полутора литрами воды на человека, небольшим перекусом и средством от загара, были готовы к началу путешествия из бухты Балаклавы.
Но, как и любое серьёзное мероприятие, каякинг начался с инструктажа и обучения. Инструктор Сергей научил нас держать весло, управляться им на суше (грести так, чтобы не убить стоящих рядом товарищей по активному отдыху) и предложил выбрать вид судна: закрытый или открытый. Считается, что для неподготовленных и наименее опытных путешественников лучшим вариантом является открытый каяк: при перевороте с ним меньше возни, а соответственно - больше шансов выжить (естественно, инструктор сказал иначе, но я углядел в его глазах именно эту мысль). Но, выбирая между обгоревшими ногами (кутаться в длинные штаны было страшно - температура воздуха в 10 утра уже была +28) и смертью от накрывшей морской волны, мы предпочли второе (к счастью я - невероятно подготовленный физически и морально офицер, а моя спутница… слишком маленькая и лёгкая, чтобы нас перевернуть, хотя в дальнейшем она не раз пыталась (надеюсь неосознанно) это сделать).
«Итак, хватит теории, море научит всему, что нужно», - после столь обнадёживающего напутствия всем вручили спасательные жилеты и отправили за маломерными судами, которые за следующие восемь часов станут почти родными. Мы погрузились в свой (как минимум, на ближайшее время) двухместный закрытый пятиметровый жёлто-зелёный каяк и отправились к выходу из бухты.
Более тяжёлый путешественник (спортсмен или каякер) садится сзади, он является рулевым и вообще - самым важным человеком в (мире) судне. Это почётное место, естественно, досталось мне. Не могу сказать, что я справлялся с задачей рулевого на «отлично», да что говорить - полностью уяснить суть и особенности выполнения поворотов и различных вариантов торможений у меня получилось только после четырёх часов движения. Возможно, это связано с реверсивной (относительно автомобиля или, скажем, велосипеда) системой управления, возможно, с особенностями моего мышления (о чём мне не раз напомнили в ходе путешествия), но сложности руления имели место быть. Хотя это не очень усложнило нам жизнь. Всё-таки между рифов мы не ходили, а во время прохождения специального участка с камнями я намеренно максимально притормаживал, чтобы дать себе возможность на планирование дальнейших манёвров.
После первого часа пути, мы причалили к пляжу, как будто специально и очень аккуратно вырезанному в скале морскими волнами. Добраться сюда иначе, чем с моря, практически невозможно, и этот нетронутый красивый маленький и уютный галечный пляж запомнился надолго.
Вероятно, стоит упомянуть, что путешествие на каяках длительностью в семь-восемь часов лишь наполовину состоит из непосредственно гребли. И в ходе путешествия осознаёшь разумность такого распределения нагрузки: четыре часа непрерывной (и, надо отметить, довольно утомительной) работы руками под палящим солнцем даже для подготовленного человека -непростая задача. Группы состоят из людей разного возраста и физической подготовленности (к примеру, в нашей было трое детей до двенадцати лет - то есть в трёх из шести судов, считая инструкторский). Мы останавливались почти каждый час, что, с одной стороны, давало возможность насладиться ощущением бесконечного путешествия по бескрайним просторам морской глади, а с другой - позволяло в достаточной мере передохнуть: искупаться (даже попрыгать в море с как будто специально подготовленных природой огромных валунов), позагорать и перекусить. Без этого непродолжительного отдыха мысль о том, что придется грести еще и обратно в гавань, приводила бы в ужас.
После двух остановок на пляже инструктор предупредил, что мы сможем посетить два грота (углубления в скале над поверхностью воды, в которые реально попасть только с моря). В «Пасть дракона» можно заплыть прямо на каяке, а вот чтобы посетить «Екатерининский», нам пришлось спешиться…, в смысле, сплавиться в море и, оставив жилеты, отправиться внутрь скалы. Интересной особенностью этого грота является вход - со стороны моря он почти незаметен, и чтобы попасть внутрь, необходимо поднырнуть под треугольный выступ, как бы закрывающий грот от любопытных глаз. Но стоит оказаться внутри скалы (а над головой в этот момент, на минуточку, около пятнадцати метров цельного камня), выход становится прекрасно виден, как и весь грот, освещенный отражёнными от воды лучами солнца. Создаётся впечатление, что грот подсвечивается голубыми светодиодами снизу, но это солнечный свет меняет окрас и искажается, проходя через несколько метров морской воды.
В «Пасть дракона» заходят и выходят на каяке, и тот, кому удалось справиться с управлением и не разбить голову о выступающие камни, может почувствовать себя спелеологом, покинувшим пещеру и вышедшим, наконец, на солнечный свет (хотя вряд ли они используют для этого каяки, но пусть будет так).
После гротов мы прибыли на самую западную точку Южного берега Крыма - мыс Айя. Это конечная точка нашего путешествия. Хотя, как можно назвать конечной точкой место, от которого ещё около трёх часов добираться обратно?
Но эти три часа прошли намного легче (хотя тяжело не было и в начале), здесь мы уже могли позволить себе экспериментировать со скоростью гребли, я, наконец, научился поворачивать, и мне больше не приходилось придумывать оправдания, почему мы идём не туда, куда следует.
А незадолго до финиша, в дополнение ко всем великолепным впечатлениям этого дня, вдруг в каких-то двадцати метрах от нашего каяка впереди, а затем сбоку, вынырнула пара дельфинов. Считается, что встреча в открытом море с этими невероятно грациозными, красивыми и умными млекопитающими - к счастью.
Вот на такой радостной ноте закончилось наше, полное эмоций, переживаний, новых знаний, навыков и впечатлений путешествие. За которое мы очень благодарны, компании «Turnado», инструктору и гиду Сергею, жёлто-зелёному каяку, спокойному морю, чистому небу и паре счастливых (надеюсь) дельфинов.