Честно говоря, не знаю, может я буду сейчас рассказывать секрет Полишинеля и абсолютно известный факт, но уж коль захотелось потрепаться разве можно остановиться?
На днях написала пост про последнее читанное мною, и в комментах зашел разговор, о перечитывании общепринятой классики. Захотелось озвучить несколько мыслей по поводу.
Читать я всегда очень любила, это давалось мне легко, потому всю программу по литературе я читала без пропусков, это так же была моя принципиальная позиция, типа вызова - прочесть весь список литературы на лето, заодно это и правда помогало коротать каникулы. Первая половина дня обычно ничем не занятая всегда была отведена у меня под чтение.
Однако, думаю у многих скорочитающих есть такая проблема, прочитать книгу за короткие сроки для меня не вопрос, но иногда я это делаю абсолютно механически, наполовину размышляя о речке, на которую собрались завтра и о том ехать на велике или всё же пойти пешком. При таком чтении я запоминаю основные события, но не особо задумываюсь о подтекстах, этакое чтение полного произведения в сокращенном варианте получается.
Хороший преподаватель может существенно сократить урон от такого чтения. Если ему удается увлечь тебя, рассказать захватыващую историю книге, ввести тебя в мир ее создания, ты обязательно перечитаешь, восполнишь свои знания, и, если и не полюбишь произведения, то максимально его поймешь. У меня был такой преподаватель, но к сожалению на годы его работы пришлись 5-6й классы, когда не читают еще ничего серьезного и действительно дискутабельного. Преподаватели, которые шли позже ухудшались по нарастающей. Женщина которая была просто не тем восхительным преподом, что был до нее; женщина, которая не была авторитетом, легко сбивалась с мысли и не могла увлечь; наконец дама, которая плевать хотела на литературу, нашу любовь к ней, не принимала альтернативное мнение и очень любила конспекты, а еще ставить оценки пока человек болеет.
В общем это присказка, не сказка. Когда мы переехали в Москву, так вышло, что целый месяц я не работала, сначала нужно было обживать новую квартиру, потом еще какое-то время не работать. От отсутствия знакомых и толковых занятий у меня тихонько ехала крыша, и спасением стал Быков. Думаю многие знают его проект "Гражданин поэт", где стихи Быкова, иллюстрировавшие актуальные политические события в России, очаровательно читал Ефремов в образах разных великих поэтов прошлого.
Уж не знаю как я наткнулась, но узнала, что Быков читает открытые лекции по литературе и ведет на, кажется, культуре программу "Открытый урок с Дмитрием Быковом". Я посмотрела несколько лекций о российской и зарубежной литературе и бесконечно влюбилась! Вот такого учителя мне не хватало весь подростковый период. Он говорит о книгах с жаром, искренней заинтересованностью и хорошим ораторским талантом. Мне конечно больше нравится смотреть лекции о знакомых произведениях, будучи в контексте многое видится в новом свете. Однако, лекции о неизвестных авторах и книгах тоже очень хороши. Многие в комментах обвиняют Быкова в индивидуальном взгляде на вещи, свою точку зрения, но мне это кажется прекрасным, когда человек недюжинного таланта рассказывает о своей точке зрения, ты никогда не остаешься равнодушным. Примешь ли ты ее или нет неважно - ты задумаешься. Лекции побудили меня перечитать кое-что из читанного еще в школе и смелее взглянуть на нелюбимых авторов. В частности благодаря им, я смело взялась за "Бесов" Достоевского, и нашла чем насладиться в этой книге.
Пока не довелось, но с удовольствием бы посетила такую лекцию лично. Сейчас Быков вполне регулярно читает их в Москве, дело только в том чтобы туда собраться. Надеюсь когда-нибудь это случится.
Если вы еще не видели этих лекций, очень советую. Ищутся она на ютубе проще простого Дмитрий Быков +открытый урок или лекции по литературе.
Click to view
- один из уроков для затравки.
ПыСы: дико бесит система редактирования текстов на яблочном устройстве. Особенно всякие копировать/вставить. Я одна такая?