Знамение - как проекция или инверсия

May 21, 2006 01:42

Некогда в американском городе Б. сгорела хабадская синагога. Mаленькая дочь раввина, не хасида, сказала: "Это им знамение с неба". - "Да," - согласился отец, рав Х-н - "это знамение строить новую синагогу".
Знамение, как и сон, несёт то содержание, кoторое в него вносит толкователь.
Серьёзный человек - Паскаль, заметил, что когда он занимается математикой, зубная боль ослабевает. Он решил, что это знак заниматься больше наукой. Через некоторое время кни понесли, он чуть не погиб. Паскаль решил, что это знак с неба, что надо заниматься не наукой, а религиозной философией.
Вот ещё пример, из Виктора Франкла:
Незадолго до того, как Соединенные Штаты вступили во вторую мировую войну, я получил приглашение из американского посольства в Вене прийти и получить визу для въезда в Штаты. В то время я жил в Вене с моими родителями. Они, разумеется, не ждали от меня ничего иного, нежели что я получу визу и поспешу уехать. Но в последний момент я начал сомневаться, спрашивая себя: "Следует ли мне делать это? Могу ли я так поступить?" ... Размышляя о своей ответственности, я почувствовал, что в такой ситуации естественно просить совета у неба. Я отправился домой и, когда пришел, заметил кусок мрамора на столе. Я спросил отца, откуда он взялся, и отец сказал: "О, Виктор, я подобрал его на месте, где стояла синагога" (она была сожжена национал-социалистами). "А почему ты взял его с собой?"-спросил я. "Потому что это часть двух плит, на которых написаны десять заповедей",-и он показал мне сохранившуюся позолоченную еврейскую букву на мраморе. "Я могу сказать тебе больше, если хочешь,-продолжал он.-Эта буква является сокращением одной из десяти заповедей". Я в нетерпении спросил: "Какой же?" Ответ был: "Почитай отца своего и мать свою, и пребудешь на земле". Тут же я решил остаться в стране вместе с родителями, отказавшись от визы.
Автор отмечает, что если бы у него не было таких мыслей до того, он бы увидел лишь кусок карбоната кальция, а не часть десяти заповедей. Тем самым, знамение как механизм получает материалистическое, но, тем не менее, волнующее объяснение - это способ заглянуть в самого себя, увидеть своё состояние и услышать свой внутренний голос. Это своего рода самопроизвольный само-тест Роршаха нa моральное чувство.
Автор называет это проективным тестом, но лучшей метафорой ИМХО будет инверсия.

Инверсия - это такое преобразование плоскости при котором круг как бы выворачивается наизнанку. Внутренность круга становится плоскостью вне круга. Граница же круга остаётся на своём месте.
Так вот, человек переносит своё внутреннее содержание нa окружающий мир. Граница остаётся границей, все внутренние точки находят образ вне человека, кроме одной - центр. Любая внутренняя концентрическая окружность переходит во внешнюю концентрическую окружность. По мере уменьшения окружности, образ всё увеличивается, а центральная точка в пределе переходит в бесконечную окружность. Что же это за абстрактная окружность? Снова Паскаль: Бог - это бесконечная сфера, центр которой везде, а граница нигде.
Previous post Next post
Up