Недавно обсуждались *не помню где* вегажители, в частности нас удивляло, почему при хорошем развитии разума у них отсутствует а) развитая техническая цивилизация, б) историческая память о галактах и разрушителях. Нулевая гипотеза была - что они не изобрели внешние хранилища памяти, начиная с письменности, и полагались только на свою "внутреннюю" память, способность своих мозгов к запоминанию. То есть весь объем знаний запоминался и передавался изустно. Как бы ни был велик объем "внутренней" памяти, он рано или поздно будет заполнен, и тогда цивилизация, во-первых, не сможет нормально развиваться дальше, так как негде будет сохранять достижения, и, во-вторых, будет забывать многое старое, что покажется ей не слишком существенным, - чтоб освобождать сколько-нибудь места для новых достижений.
И тут мне встретилась у одного небезызвестного автора достаточно убедительная модель, как это могло быть.
АРДА
В этом вымышленном мире почти полностью отсутствует книгописание. Несмотря на широкое распространение грамотности, оная применяется только для бытовой переписки. Написанием книг занимаются лишь отдельные личности, для которых это хобби, "занятие для души"; и у них, как правило, нет продолжателей и преемников.
Нет традиции ведения хроник, и, соответственно, не организаций, занимавшихся бы ведением хроник и копированием уже существующих документов.
На весь мир достоверно известная лишь одна библиотека (Архив Минас Тирита), но ею уже минимум тысячу лет практически никто не пользуется. Возможно, раньше было несколько центров цивилизаций с хорошо развитым книгописанием, но сейчас они все так или иначе уничтожены.
Большие массивы наукообразных знаний, особенно исторических, в Арде традиционно передаются изустно. Называется это Rhyme of Lore - "Поэзия Знаний"; и на ее заучивании специализируются Masters of Lore, Мастера Знаний, счет которым за последние несколько тысяч лет истории Арды шел на единицы, максимум десятки на весь мир. Выглядит Rhyme of Lore как длинные песни, художественно описывающие исторические события.
В силу высокой художественности, которая, возможно, была привнесена авторами песен для облегчения задачи запоминания, Rhyme of Lore, попадающая в народ, не воспринимается широкими массами как надежный источник информации: для простых людей песни - они песни и есть, их поют по вечерам у камина, для увеселения. Как результат - за несколько поколений даже исторически достоверная информация о редких событиях (то есть тех, что повторяются раз в несколько поколений), даже до сих пор актуальная, обретает статус "бабушкиных сказок".
Жители Средиземья живут буквально по соседству с чудесами, но не знают об их существовании и смеются над теми, кто верит, что чудо существует. "Приличным" людям становится неприлично знать, скажем, что в соседнем лесу живут Эльфы, даже если Эльфы действительно там живут; и такой приличный человек при случае будет всё отрицать; а "чудак", который в Эльфов верит, будет звучать на его фоне неубедительно.
Немаловажно, что путешествия в Арде также не распространены, так что съездить проверить "сказки" на соответствие действительности никто не возьмется.
Мастера же Знаний не стремятся распространять просвещение. Они просто хранят знания в памяти; извлечением знания из своей памяти они занимаются, только если их лично касается необходимость вспомнить что-то из истории (например, влипают в переделку, в которой нужно уточнить, не было ли уже прецедентов; или кто-нибудь обращается к ним и очень настойчиво просит рассказать).
По мере сокращения числа Мастеров Знаний, исчезает из Арды и само знание. Кончается это тотальным забвением её десятитысячелетней истории, лишь маленькую крупицу которой успевает спасти Бильбо Бэггинс, посвятивший 80 лет жизни написанию (в качестве хобби и личной инициативы) Красной Книги Арды - некоего художественного произведения, основанного на исторических событиях Арды (историческую достоверность он уточнял из первых уст - то есть лично у Мастеров Знаний; но попало в книгу, естественно, не всё, а лишь то, что годилось в контекст).
Возможно, столь удручающее состояние книгописания в Арде является одной из причин её медленного, но верного регресса.