Операция по спасению

Apr 15, 2024 18:28




Бывшие немецкие воееннопленные, поступившие в лагеря для перемещенных лиц,
среди которых были меннониты,1947 г

Цикл "Меннониты"    Рассказывает Бен Гуссен
.

Пообещав спасти как можно больше людей, ЦК меннонитов  начал общеевропейскую спасательную операцию.
Когда беженцы бежали на запад, агенты по оказанию помощи, такие как Роберт Крейдер, для встречи двинулись на восток.
Часто с большим риском они пробирались в российскую зону, уводя эвакуированных через охраняемые границы, в пустых товарных вагонах или через заброшенные подземные шахты.

ЦК меннонитов  напечатал 5000 официальных «паспортов Менно». Эти документы, содержащие фразу «Декларация о голландском происхождении и разрешение на въезд в Голландию», давали их владельцам право на совместную защиту в рамках ЦК и Генеральной конференции меннонитов Нидерландов.

Советы раскрыли такую схему и обвинили страну в незаконном укрытии советских граждан, но после этого в СССР вернулись только четыреста меннонитов.

Для ЦК меннонитов  закрытие голландской границы стало подтверждением опасности, в которой находились беженцы в Европе, им предстояло либо томиться в немецких лагерях, либо исчезнуть за быстро закрывающимся железным занавесом.

Как и в 1920-е годы, предпочтительным местом назначения мигрантов была Канада, так как после Первой мировой войны эта страна приняла 21 000 меннонитов русского происхождения и репрессии в ней казались маловероятными.
С момента объявления войны Третьему рейху Канада отказывала иммигрантам, которых считали этническими немцами.
Хотя ЦК в целом поддерживал переезд в Канаду, меннонитских лидеров беспокоила опасность секуляризации.

Проблема была решена в апреле 1946 года, когда Парагвай согласился принять меннонитов массово и без ограничений. Страна, не имеющая выхода к морю,  предоставившая автономию небольшому «меннонитскому государству» в 1921 году, стремилась привлечь больше «этих жертвенных пионеров мира и труда» в  дикую пустыню Чако. Проживание в пустыне, казалось, вполне могло спасти беженцев от опасностей ассимиляции и ужасов коммунизма.

«Меннонитское самоуправление в Парагвае было очень успешным», - оценил один из руководителей; «Меннониты Чако действительно составляют абсолютно независимое государство. К ним никогда не применялось какое-либо законодательство Парагвая». Хотя вмешательство действительно было минимальным, внутренняя политика поселенцев страдала от разногласий. Возникло несколько фракций, в основном благодаря нацистской пропаганде; в 1944 году один спор даже завершился редким случаем насилия между меннонитами.

Опираясь на старые представления о «материнских» и «дочерних» колониях, ЦК мечтал о восстановление некогда великих поселений царской России уже на парагвайской земле.

«Подобно тому, как паук плетет паутину из своего тела, - предположил один социолог, - так и новые колонии имеют тенденцию плести из своего собственного опыта и традиций социальную организацию, подобную той, что существует в родительском теле».

Мигранты, надеющиеся покинуть Европу, прошли проверку через Международную организацию ООН по делам беженцев, занимающуюся решением общеконтинентального кризиса. Однако ее конституция исключала всех «лиц немецкого этнического происхождения, будь то граждане Германии или представители немецких меньшинств в других странах, которые… бежали из Германии или в Германию… чтобы избежать попадания в руки союзных армий».

Пока их называли «этническими немцами», эвакуированные не имели права на помощь.

Религиозный национализм предложил альтернативу. «Эти беженцы-меннониты не являются ни «русскими», ни «немцами», - заявил чиновникам выросший в Канаде сотрудник ЦК Питер Дайк, черпая вдохновение из современных усилий по формированию израильского государства; «Их лучше всего было бы классифицировать как «меннонитов», что не сделало бы ничего более экстраординарного, чем то, что постоянно и повсюду происходит в случае с евреями».

Хотя Дайк признал, что лишь немногие говорили об их вероисповедании в откровенно националистических терминах, он утверждал, что они, тем не менее, составляют нацию: идея меннонитизма «не ограничивается одной только религией и не подразумевает церковь или членство в церкви; оно означает бесконечно больше, охватывая все, что подразумевает культура, язык, традиции и особый образ жизни».

Меннониты, как и евреи, должны иметь право на особое обращение, привилегии и самоопределение.

Международная организация беженцев отнеслась к этому скептически. «Сомнительное происхождение, насчитывающее несколько столетий, не может изменить характер нынешнего поколения», - написал аналитик.

«Эти люди [являются] членами немецкого меньшинства во всех этнических аспектах и менталитете, независимо от того, какие исторические претензии они могут иметь к неясному отдаленному происхождению».

Исследование ЦК также показало, что «все они явно принадлежат к немецкой расе и желают сохранить свою немецкую культуру».

Но представители скрыли такие выводы.

В феврале 1947 года первый послевоенный корабль беженцев в Европе отплыл в Парагвай, на борту которого находились 2303 меннонита. Почти все получили финансирование от предшественника Международной организации беженцев.

Хотя ООН никогда официально не признавала меннонитизм как отдельную национальную категорию, она тем не менее, рассматривала это признание как таковое, профинансировав три дополнительных перевозки в Латинскую Америку и спонсируя тысячи мигрантов в Канаду в начале 1950-х годов.

«Организация не желает», решили чиновники, «рассматривать меннонитов как этнических немцев».



Беженцы в Бакнанге (Германия), 1947 г
Дети получают сухое молоко, которое им  прислали американские меннониты


Обед в Людвигсхафен, Рейн, Евангелическая организация помощи,1947 г


Беженцы-меннониты шью новую и чинят старую одежду



Одежда для беженцев от меннонитской церкви



Женщины меннонитов готовят угощения к Рождеству в лагере для перемещенных лиц



Праздник в лагере
Источник: Benjamin W. Goossen "Chosen Nation.Mennonites and Germany in a Global Era"

Завтра: Условия эмиграции осложняются...и облегчаются

Германия, Меннониты, Зарубежные историки о России и СССР

Previous post Next post
Up