Циничный проповедник: 3. Нарцисс свободы

Dec 20, 2020 18:25




Заседание Конгресса за свободу культуры
.
Ранее: Циничный проповедник Малколм Маггеридж.
1. Учитель и журналист 2. Секретный агент
.
Работа Маггериджа теперь была связана с координированием деятельности IRD - Департаментом информационных исследований, секретное министерство холодной войны при британском министерстве иностранных дел.

Департамент сотрудничал с министрами, британскими делегатами, представителями лейбористской партии и профсоюзов, Центральным информационным бюро и зарубежной службой Би-би-си и Reuters, а также - с редакторами журналов и газет, которые распространяли ложную информацию, направленную на подрыв профсоюзных движений, национально-освободительных движений, против левых и либерально настроенных активистов,  публиковали пропагандистские материалы или полемические, пытаясь подвергнуть сомнению любое оппозиционное высказвание или действие.
О том, как работал IRD  под управлением MI6 и ЦРУ, можно прочитать в четвертой части размещенной мною статьи Ричарда Кибла "Журналисты и секретные агенты" (Hacks and Spooks), во второй части статьи есть информация и о Маггеридже.
.

Малкольм Маггеридж вспоминал о том, как начиналось сотрудничество двух служб: даже британская разведка была ошеломлена масштабами, в которых ее американские коллеги развернули Холодную войну в сфере культуры.  В те «елисейские дни» в Лондоне, «когда среди нас появились первые прибывшие прямо из своих невинных гнезд  Принстона или Йеля, или Гарварда, высадившиеся на Уолл-стрит, или на Мэдисон-авеню, или в Вашингтоне, округ Колумбия»

Маггеридж был поражен тем, « как недолго длился медовый месяц! Как скоро они обогнали наши британские начинания по кадрам, энергии и масштабу операций, и прежде всего по вложенным средствам! ... Сеть OSS-CIA , раскинувшаяся по всему миру, превзошла нашу некогда легендарную Секретную службу, как элегантный Кадиллак превосходит древнюю карету »[Malcolm Muggeridge, Esquire, January 1973.]».

Американские друзья были обеспокоены "нейтральными настроениями" в британском обществе, целью сдвинуть общество вправо и вовлечь в антикоммунистическую борьбу.

Журналы The Nation и New Statesman, где редактором был Мартин Кинсли процветали, занимая левую нишу, хотя и антисталинистскую. Еженедельный тираж New Statesman составлял 85 000 экземпляров, что свидетельствует о впечатляющей устойчивости к попыткам подорвать к нему доверие.

Тайные субсидии журналу Twentieth Century «были переданы вместе с инструкциями «вести постоянную полемику с The New Statesman and Nation».
ЦРУ стремилось проникнуть в нейтрализм, затуманивавший суждения многих британских интеллектуалов, в том числе тех, кто был близок к New Statesman. Считалось, что  редактор Кингсли Мартин «не принял идею социалистического видения, полностью оторванного от Москвы, что глубоко раздражало американских воинов холодной войны», - расказывает Франсис Стонор Сондерс в книге " The Cultural Cold War".
Британская разведка также была заинтересована в создании голоса, который мог бы выступить против "политики двойственности" New Statesman, его «мягкости» и «ужасных упрощений». Поддержка OSS "бедствующего" журнала Tribune, означала не только финансирование, но и координирование, которое осуществлял Малькольм

После встречи с редактором, Тоско Фивелом в апреле 1950 года для обсуждения будущее журнала, Маггеридж писал:
.«Очевидно, что они оказались в очень плохой ситуации, и я сказал, что в интересах Холодной войны они должны продолжать наносить контрудары по New Statesman.
Развил одно из моих любимых утверждений - что большой успех New Statesman как пропагандистов заключался в утверждении, что быть умным - значит быть левым,
тогда как верно почти обратное »
-(Malcolm Muggeridge, Like It Was (London: Collins, 1981)

.
Нужно напомнить, что Малколм Маггеридж был тем самым важным оружием, которое должно было влиять на общественное мнение и левых интеллектуалов, он как раз и представлялся, как разочарованный марксист, видевший преступления сталинизма собственными глазами. Борец за свободу против рабского существования народа, попавшего под тирании сталинизма, он должен был подавать пример и вести за собой других.
.
Член руководящего комитета Конгресса за свободу культуры, Маггеридж твердо придерживался его анти-нейтралистской, проамериканской позиции, публично аргументируя это следующим образом:
.
«Если я приму, как это делают миллионы других западноевропейцев,
что Америке суждено стать опорой свободы в этом мире середины двадцатого века,
из этого не последует, что американские институты идеальны,
что американцы неизменно хорошо себя ведут или что американский образ жизни безупречен.
Это означает лишь то, что в одном из самых ужасных конфликтов в истории человечества
я выбрал свою сторону, так как всем рано или поздно придется сделать выбор,
и предлагаю оставаться на стороне, которую я выбрал,
сквозь все трудности, надеясь сохранить
достаточно смелости, чтобы не падать духом,
достаточно разума, чтобы не позволить себя сбить с толку или отклониться от этой цели,
и достаточно веры в цивилизацию, к которой я принадлежу,
и в религию, на которой эта цивилизация основана,
чтобы следовать совету Беньяна и терпеть опасности и унижения на этом пути,
потому что цель того стоит »
(Malcolm Muggeridge, “An Anatomy of neutralism,” Time, november 2, 1953)

Другой важной задачей, которая была поручена Маггериджу, была организация структур тайного финансирования, обеспечиваемого спецслужбами, газет и журналов, занимающихся пропагандой.
Для этого нужны были  надежные "видимо богатые люди", которых можно было объявить независимыми спонсорами.

На встрече в пабе на Флит-стрит Маггеридж сообщил о первом кандидате, им был кинорежиссер-эмигрант Александр Корда.



Сэр Александр Корда (1893 -  1956) - британский кинорежиссёр и продюсер,
выходец из Венгрии, наиболее влиятельный деятель британской киноиндустрии
накануне Второй мировой войн
.
Статья в Википедиии сообщает, что когда-то у Корды были левые взгляды, но не рассказывает о его связях со спецслужбами. Зато об этом есть информация в другой статье «Секре́тная разве́дывательная слу́жба МИД Великобритании», в ней говорится, что в МИ6 существовало управление нелегальной разведки «Z», использовавшее в работе за рубежом прикрытия как международных торговых фирм, так и индивидуальных предпринимателей и финансистов.

К 1936 г. личный и агентурный состав управления «Z» насчитывал до 200 чел. Среди сотрудников управления «Z» числился, например, британский режиссёр венгерского происхождения А. Корда, чья международная киностудия «Лондон филмз» нередко использовалась в качестве неофициального прикрытия сотрудников разведки.  Стоит упомянуть, что именно в 1936 году венгерский иммигрант получил британское гражданство.

Корда был другом Яна Флеминга и бывшим работодателем еще одного агента, Роберта Брюса Локхарта (который числился у него советником по международному прокату фильмов).

Корда принял предложения Маггериджа о сотрудничестве и разрешил IRD использовать его банковский счет для перевода субсидий, предназначенных для журнала, который будет официальным органом Конгресса.

Конгресс за свободу культуры позиционировал себя плацдармом защиты западной культуры от посяганий коммунистов, в своем Манифесте свободы он объявил себя защитником заветных либеральных ценностей, борцом за «право каждого человека придерживаться и выражать свое собственное мнение, особенно мнения, которое отличается от мнений  правителей».
По иронии судьбы, в реальности оказалось, что  именно политика Вашингтона в конечном итоге представляет наибольшую угрозу для этого благородного права.

После одобрения на самых высоких уровнях ЦРУ и МИ-6 проект журнала был передан в руки трем офицерам разведки: Майклу Джоссельсону, Лоуренсу де Ньюфвиллу и Монти Вудхаусу (Michael Josselson, Lawrence de Neufville and Monty Woodhouse.). Вудхаус, шпион старой закалки, представлял IRD,  Жоссельсон и де Ньюйфвил действовали под прикрытием Конгресса.

На долю Джоссельсона, де Ньюфвилла и Вудхауса выпало разработать «операции и процедуры» для создания и ведения журнала. Эти люди и создали систему финансирования и распространения тогда еще неназванного журнала, назначили надежного и контролируемого человека (получившего допуск обеих служб) который должен был редактировать и отслеживать содержание.

Журнал назвали Encounter, а его редактором стал разочаровавшийся коммунист Стивен Спендер

ЦРУ  использовало фиктивные фонды в качестве финансирования журнала, официально около 170 фондов жертвовали деньги на культурное дело; Фактически, все они были каналами для перетекания средств ЦРУ, многие из которых были созданы только по этой причине.

В Англии министерство иностранных дел тайно вносило скромные суммы, иногда в виде банкнот в простых коричневых конвертах, доставляемых в офис, а иногда в виде грантов, отмытых через четыре банковских счета, прежде чем они наконец попали в карман Спендера, который всегда впоследствии утверждал, что он никогда, никогда не знал, что ЦРУ было его тайным боссом.



Журнал Encounter был самым удачным продуктом деятельности Конгресса, многие считали его ошеломляющим, несомненно, лучшим интеллектуальным журналом на английском языке для того времени, а многие считают его лучшим из того, что издавалось с тех пор.  Его тираж разлетался по миру, его читал весь англоязычный мир. Он стал одним из самых западных влиятельных журналов, отражающих либерализм, влияющим на умы интеллектуальных элит не только Запада, но и развивающихся стран.

Каждый месяц, листая его элегантно оформленные страницы, можно было встретить статьи выдающихся писателей. Журнал никогда не ощущался как пропагандистский, поэтому и сегодня некоторые пытаются преподнести его, как творчество невинных и аполитичных, но свободно мыслящих людей, не подозревавших о том, что они работают под управлением спецслужб.
Однако в журнале никогда не было материалов, упоминавших что-то хорошее о социализме, и никогда - плохого - о США. Зато щедро оплачивались материалы тех, кто сбежал от кровавого режима.
.





ЦРУ поддерживало не только Encounter в Англии, но и его кузенов: Der Monat в Германии, Preuves во Франции, Tempo Presente в Италии и некоторые менее известные журналы. Оно заплатило за перевод или публикацию примерно 1000 книг, а за год потратило 750 000 долларов США на отправку Метрополитен-опера в тур по Европе. Оно продвигало выставки, которые сделали абстрактную экспрессионистскую живопись Нью-Йорка основным художественным стилем периода после 1950 года.



Карикатура, изображающая агентов ЦРУ, контролирующих работу Конгресса за свободу культуры:

Алло, Парижский Симфонический оркестр?
Это-ЦРУ.
Вы не исполняете больше Чайковского, или мы испортим вам гобои.

В прошлом месяце вы упомянули о том,как замечательна демократия, только пять раз.
У меня пара кулаков, которые заставят вас увеличить это число до десяти.

Реализм - это для комми. Абстрактный экспрессионизм  борется за свободу,
так что, черт возьми, вы сделаете из этого холста абстрактный экспрессионизм
И добавьте больше синего. Больше синего- больше свободы!Маггеридж не только участвовал в работе Конгресса и  журнала Encounter.

К чему еще точно приложил руку Маггеридж, это к пропаганде голодомора. В книге Роберта Конквеста «Большой террор: сталинские чистки тридцатых годов» были обнаружены материалы, принадлежащие IRD, а многочисленные тома советской истории, которые редактировал Конквест, также содержали материалы IRD, представленные как  собственное независимое исследование.

Не удивительно, что Маггеридж сожалеет  о том, что его старые статьи не передают ужасов голодомора, после обучения, он смог отточить пропагандистское мастерство.

Впрочем, Маггеридж всегда о чем-то сожалеет:
.

В глазах потомков неизбежно будет казаться, что, защищая нашу свободу, мы разрушили ее.
Огромный тайный аппарат, который мы создали, чтобы доказать ресурсы и намерения наших врагов, только в конце концов запутал наши собственные цели; эта практика обмана других во благо государства безошибочно привела к тому, что мы обманываем самих себя; и эта огромная армия тайного персонала, созданная для выполнения этих целей, вскоре попала в сеть своих болезненных фантазий с катастрофическими последствиями для них и для нас.- писал Маггеридж в 1966 году, продолжая работать с MI6 и ЦРУ.
цитируется отсюда

Представляя себя независимым мыслителем, Маггеридж держал в секрете свою связь с секретными службами.
.
«Секретность так же важна для секретной службы,
как облачение и благовония для мессы или тьма для духовного сеанса,
и ее необходимо поддерживать любой ценой,
независимо от того, служит ли она какой-либо цели».
Malcolm Muggeridge, Chronicles of Wasted Time: The Infernal Grove (London: Collins, 1973).
.
Согласно официально растиражированной версии, Малколм расстался с МИ6 после войны, переключившись на журналистскую работу.

Вот и в журнале National Review пишут:

«Он вернулся к частной жизни в Англии в качестве писателя, журналиста и редактора, несмотря на попытки заставить его поступить на службу в послевоенную британскую разведку.»

Да, Маггеридж не числился в штате разведки, но он, как и многие, был внештатным сотрудником. И это подтверждает та же самая статья:

«Несмотря на свою личную симпатию к печально известному позже высокопоставленному британскому коммунисту-шпиону Киму Филби, Маггеридж конфиденциально и пророчески предупредил британскую разведку... о  фундаментальной ненадежности Филби.

В Лондоне во время войны он уже встречал неизвестных тогда коммунистических шпионов Гая Берджесса и Энтони Бланта и очень не любил их, и он сыграл долгую роль в их разоблачении, а также - Дональда Маклина, которого он знал в Вашингтоне, округ Колумбия.... По этому поводу он написал свое самое блестящее эссе «Затмение джентльмена» (Time, 1979), которое еще не переиздавалось.

Несмотря на то, что после разочарования в России  он был ярым и упорным антикоммунистом, он написал одно из своих самых сильных сатирических эссе против американского сенатора Джозефа Маккарти, « Senator McCarthy McCarthyized or the Biter Bit » (Punch, 1953), в котором он утверждал что оскорбительное поведение и тактика Маккарти на самом деле помогли делу коммунистов Америки и всего мира, и он указал, что победа Маккарти в Сенате 1946 года над либеральным, но «крайне антикоммунистическим» сенатором Робертом Ла Фоллеттом из Висконсина была достигнута при подавляющей поддержке коммунистов Висконсина и попутчиков, которые хотели избавиться от Ла Фоллета.

Маггеридж отметил, цитируя последующие показания Конгресса, что Ла Фоллет «был одним из очень немногих членов Сената, который заранее видел ужасающие опасности настроения, в котором президент Рузвельт подошел к Ялтинской конференции, до такой степени, что он действительно хотел встретиться с президентом перед отъездом в Ялту и умолять его занять более жесткое и реалистичное отношение к русским ».

***
«Контекст холодной войны, составленный наиболее воинственными
интеллектуалами в Конгрессе за свободу культуры,
[ одним из которых был Малколм Маггеридж]
был таким, в котором вы действовали под знаком абсолютной верности идеалу,»
.
- пишет итальянский писатель, поэт и переводчик, бывший узник Освенцима, Примо Леви
.
«Цели оправдывали средства,
даже если они включали ложь (прямо или бездействием) коллегам;
этика подчинялась политике.
Они запутались в своей роли, преследуя свои цели,
воздействуя на душевные состояния людей,
предпочитая склонять вещи одним способом, а не другим,
в надежде на достижение определенного результата.
Это должно было быть делом политиков.
Задача интеллектуала должна была заключаться в том,
чтобы разоблачить политическую экономию с помощью истины,
ее скупого распределения фактов, ее защиты статус-кво.
Преследуя абсолютистскую идею свободы,
они в конечном итоге предложили другую идеологию,
«свободолюбие» или нарциссизм свободы,
которые возвели доктрину над терпимостью
к еретическим взглядам.»
.
Primo Levi, The Drowned and the Saved
(London: Michael Joseph, 1988)
Продолжение следует.

Противостояние, Маггеридж Малколм

Previous post Next post
Up