Журналисты и секретные агенты. часть 1

Feb 21, 2020 15:51

Недавно во френдленте прочитала переводную статью ИноСми, с сетованиями на то, что россияне слишком сильно увлекаются теориями заговора. С точки зрения западного пропагандиста, это действительно проблема, мои соотечественники во всем чувствуют скрытый подвох и не склонны верить тому, что печатается в газетах или говорится с трибуны.
В данном случае автор статьи, которую я почти полностью перевела и дополнила справочной информацией и фотографиями, считает, что вера в теории заговора бывает полезна, потому что помогает сохранить критический подход к восприятию преподносимой медиа информации.



Центр правительственных коммуникаций
(англ. Government Communications Headquarters, GCHQ)
- спецслужба Великобритании, ответственная за ведение радиоэлектронной разведки
и обеспечение защиты информации органов правительства и армии,
расположен в Cheltenham, Gloucestershire, in South West England.
.
Richard Lance Keeble.
Hacks and Spooks* - Close Encounters of a Strange Kind:
A Critical History of the Links between Mainstream Journalists and the Intelligence Services in the UK.

* Hack [разг.][уничиж.] - писака ;  Spook [разг.] - шпион

РИЧАРД ЛАНС КИБЛ.
Журналисты и секретные агенты, близкие отношения странного вида.
Критическая история связей между ведущими журналистами и спецслужбами в Великобритании.

Справочная информация

Аппарат разведки  Соединенного Королевства  состоит из
  • Службы безопасности, также известной как MI5 (Военная разведка, раздел 5)- это внутренняя контрразведка и службы безопасности,
  • Секретной разведывательной службы (MI6) или SIS,
  • Центра правительственных коммуникаций (GCHQ)
  • Оборонной разведки (DI).
MI5 отвечает за защиту Великобритании, ее граждан и интересов, как дома, так и за рубежом, от угроз национальной безопасности.
SIS отвечает за сбор информации за пределами Великобритании в поддержку государственной политики в области безопасности, обороны, внешней и экономической политики.
GCHQ собирает информацию с помощью электронного прослушивания
DI является частью стратегического командования и предоставляет лицам, принимающим решения в министерстве обороны (МО) и правительстве Великобритании, результаты разведки  и их оценку.

Часть 1
СМИ И СЕКРЕТНОЕ ГОСУДАРСТВО
THE MEDIA AND THE SECRET STATE

.Наряду с «демократическим» государством в Британии существует секретное и высокоцентрализованное государство, занимаемое службами разведки и безопасности, имеющими огромные ресурсы: MI5, MI6, GCHQ, специальные разведывательные подразделения вооруженных сил, секретные армии и тайные подразделения полиции.

Как подчеркивает Энтони Сэмпсон(Anthony Sampson, Who Runs This Place? The Anatomy of Britain in the 21st Century), MI5 и MI6 являются лишь частью гораздо более широкого разведывательного сообщества: «Это включает в себя частные компании, часто нанимающие бывших офицеров MI6, которые имеют свои собственные интересы в культивировании тайн и которые быстро расширялись в период 1980- 1990-х гг, благодаря мировому рынку.»

По мнению Ричарда Олдрича (Richard Aldrich, Espionage, Security and Intelligence in Britain 1945-1970) историки не спешат признавать влияние и власть секретного государства: «В отличие от Франции, где секретная служба всегда оставалась менее респектабельной деятельностью, переданной на периферию правительства, в послевоенной Великобритании она была центром ». Пол Тодд и Джонатан Блох (Todd and Bloch, Global Intelligence) в своем детальном анализе мировой разведки делают вывод, что « Великобритания остается самым скрытным государством в западном полушарии ».



Внутри Центра правительственной связи
.Радикальный историк Е.П. Томпсон ( E.P.Thompson, Writing by Candlelight. London: Merlin Press, 1980), ) в ранней, основополагающей статье о появлении «тайного, неподотчетного государства в государстве» утверждает, что как это ни парадоксально, этому «способствовала непопулярность органов безопасности и полиции».

«Под влиянием этого ... они научились разрабатывать методы невидимого влияния и контроля. Этому также способствовала британская традиция нейтралитета государственной службы; это защищало высокопоставленных государственных служащих от их смены или расследований их деятельности при смене администрации и придавало их политике легитимность «беспристрастных, неполитических намерений» ».

Примечательно, что в своем анализе современного секретного государства Стивен Доррил и Робин Рамсей (Stephen Dorril and Robin Ramsay, Smear! Wilson and the Secret State. London: Fourth Estate, 1991) отводили СМИ ключевую роль.Доррил и Рамсей обозначили сердце секретного государства, это -  службы безопасности, кабинет министров и высшие эшелоны министерств: внутренних дел , вооруженных сил и обороны, атомной энергетики, ее сопутствующих министерств вместе с сетью топовых государственных служащих.

Как «сателлиты» секретного государства, в  список вошли «агенты влияния в средствах массовой информации», начиная от фактических агентов служб безопасности, проводников официальных утечек и заканчивая высокопоставленными журналистами, жаждущими официальной похвалы и, возможного возведения в рыцарство в конце их карьеры.

Тем не менее, изучение связей между журналистами Флит-стрит и спецслужбами невероятно сложно. Лишь немногие исследователи и журналисты (в основном мужчины), такие как Стивен Доррил (Stephen Dorril), автор оригинальной истории MI6, Дэвид Ли и Ричард Нортон-Тейлор (David Leigh and Richard Norton-Taylor ) из The Guardian, Мартин Брайт (Martin Bright) из The Observer, независимый журналист Пол Лашмар (Paul Lashmar), журналисты-расследователи Ник Дэвис, Марк Холлингсворт, Филлип Найтли, Джон Пилгер и Робин Рамсей (Nick Davies, Mark Hollingsworth, Phillip Knightley, John Pilger and Robin Ramsay) , редактор альтернативного журнала Lobster, сумели проникнуть скозь туман, окутывающий работу агентов.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЕКРЕТНОГО ГОСУДАРСТВА
THE LEGAL FOUNDATIONS OF THE SECRET STATE:
BEYOND THE GLARE OF THE PROBING MEDIA.
.Примечательно, что с 1980-х годов закон усилил растущие полномочия секретного государства и защитил его от зондирования СМИ. Закон о службах безопасности 1989 года (на самом деле составленный юристами MI5) впервые защитил их на законодательной основе и предоставил им юридические полномочия прослушивать телефоны, размещать прослушивающие устройства, совершать кражи со взломом домов и перехватывать почту.
UK Press Gazette прокомментировала (6 сентября 1993 года): «Наибольшее вторжение в личную жизнь осуществляется службами безопасности без контроля, без демократического разрешения, что может привести к самым ужасным последствиям для работы  и жизни людей. По сравнению с ними пресса - это верная служанка ».

Закон об официальной тайне 1989 года (OSA-Official Secrets Act) заменил OSA 1911 года, после того, как государственная служащая Сара Тисдалл была заключена в тюрьму в 1983 году за слив в газету  Guardian  планов правительства  относительно сроков прибытия крылатых ракет в Англию. Затем последовал оправдательный приговор высокопоставленному государственному служащему Клайву Понтингу, обвиняемому в соответствии с разделом 2 (1) OSA, после того как он слил информацию о том, что правительство ввело в заблуждение Палату общин по поводу потопления аргентинского корабля «Бельграно» во время конфликта в Фолклендах в 1982 году.



Клайв Понтинг( Clive Ponting )
- британский государственный служащий, Министерства обороны Великобритании.
В июле 1984 года он направил два документа в адрес лейбористского парламента Тэма Дэйелла
о ключевом инциденте в Фолклендской войне 1982 года,
который доказал, что общественности лгали
о гибели аргентинского военного корабля генерала Бельграно.
Был оправдан, как защитник общественных интересов



Сара Тисдалл ( Sarah Tisdall )
бывшая служащая Министерства иностранных дел и по делам Содружества Великобритании,
которая была заключена в тюрьму за передачу документов британского правительства
в газету The Guardian в 1983 году.
.Закон 1989 года охватывал пять основных областей: правоохранительную деятельность, конфиденциальную информацию, предоставляемую правительствами иностранных государств, международные отношения, оборону, безопасность и разведку.

Публикации  документов, переданных служащими. как это сделал Понтинг, по любому поводу были запрещены. Журналистам также было отказано в защите общественных интересов. Кроме того, они не могли утверждать в свою защиту, что их раскрытие не нанесло вреда национальной безопасности.

В соответствии с Законом о разведывательных службах 1993 года был создан Комитет по разведке и безопасности (Intelligence and Security Committee), который проводит тайные заседания для рассмотрения деятельности служб, подотчетных премьер-министру, а не парламенту.

В соответствии с Законом о службе безопасности 1996 года функции MI5 были расширены, для «действий в поддержку предотвращения и обнаружения» преступления ». Затем пришедшее к власти лейбористское правительство расширило полномочия, позволяя спецслужбам и другим государственным органам проводить скрытое наблюдение.



Система уведомлений об обороне (Defence Advisory Notices, более известная как D Notices) также служит для сдерживания средств массовой информации в освещении чувствительных вопросов безопасности. После того, как секретарь Консультативного комитета по обороне, печати и радиовещанию выпустил уведомление, редакторам предлагается подвергнуть статьи и репортажи цензуре.

Эта система, введенная в 1912 году для предотвращение нарушений безопасности со стороны немецких шпионов, совершенно добровольная. Всего имеется пять уведомлений: об операциях, планах и возможностях вооруженных сил Великобритании, ядерной промышленности, чрезвычайных подземных нефтяных запасах и т. д.  (...) Однако, в 1999 году некоторые критики утверждали, что преследование бывшего корреспондента Sunday Times Тони Джерати (Tony Geraghty) после того, как он отказался предоставить свою книгу «Ирландская война», для проверки, опровергло миф о «добровольной» системе.



Джерати стал первым журналистом, обвиненным в соответствии с новой OSA после того, как он раскрыл масштабы военных  операций по наблюдению и грязные уловки MI5 в Северной Ирландии.

В некоторых главах «Ирландской войны», которые армии особенно не нравились, упоминались компьютеры Caister / Crucible, которые содержат разведывательные данные о большинстве людей, живущих в Северной Ирландии; мстительный(Vengeful) компьютер [кодовое название компьютерной системы - Operation Vengeful], который отслеживает движение автомобилей по провинции; и система телевизионных камер Glutton, которая сканирует и автоматически считывает номерные знаки транспортных средств в таких отдаленных местах, как Дерри и Гретна Грин.

Обвинения против Джерати были в конечном итоге сняты, а позднее, в ноябре 2000 года, были выдвинуты против полковника Найджела Уилда (Col. Nigel Wyld), одного из предполагаемых контактов Джерати.



Найджел Уилд
Редактор газеты Sunday Times в Северной Ирландии Лиам Кларк (Liam Clarke) также был арестован специальным отрядом полиции после того, как его газете была запрещена публикация  о дальнейших грязных уловках со стороны Специального разведывательного полка - подпольной камеры, созданной для работы с информаторами в IRA (Ирландская республиканская армия) и военизированных группах лоялистов (Loyalist paramilitary groups).



Лиам Кларк.
По словам Робина Рамсея (Robin Ramsay, Politics and Paranoia), Кларк стал жертвой соперничества между Специальным отделением RUC (Royal Ulster Constabulary) -  Королевской полиции Ольстера- и армией, в результате чего RUC слила информацию о серии убийств в Северной Ирландии, проведенных  подразделением армии Force Research Unit   в Sunday Times.



The Force Research Unit (FRU) -Силовое исследовательское подразделение
было совершенно секретным подразделением британской армии,
которое занималось подготовкой информаторов
и, как утверждается, участвовало в ряде убийств в Ирландии.
Как сообщается, в настоящее время оно было переименовано в
Joint Support Group -Объединенную группу поддержки и,
по-видимому, связаную со Специальным разведывательным полком, созданным в 2005 году.



ГАЗЕТЫ - ИГРУШКИ МИ-5
NEWSPAPERS “PLAYTHINGS OF MI5”
.Как прокомментировал Рой Гринслэйд (Roy Greenslade), блогер «Guardian» и редактор «Mirror» во время кризиса в Персидском заливе в 1991 году: «Большинство бульварных газет - или даже газет в целом - являлись игрушками в руках MI5».

Журналист, бывший сотрудник MI6 и советский агент Ким Филби однажды сказал, что MI6 широко проникла в «английские СМИ», управляя агентами в Daily Telegraph, Sunday Times, Daily Mirror, Financial Times и Observer.

Джон Ле Карре( John le Carré), который пишет романы о шпионах, работал на MI6 между 1960 и 1964, он утверждает, что британская секретная служба контролировала большую часть прессы - так же, как и сегодня.



Джон Ле Карре( John le Carré)
В 1959 году он перешёл на работу в разведслужбу MI6, где работал последующие пять лет
под дипломатическим прикрытием в ФРГ.
Вначале он занимал должность второго секретаря посольства Великобритании в Бонне,
затем - консула в Гамбурге.
В шпионских произведениях Ле Карре обходится без супергероев,
без романтической окраски профессии секретного агента.
Он рисует напряженный, но тусклый будничный мир работы спецслужб,
мощное противостояние разведок, но без перестрелок и затянувшихся погонь.
Его герои - «антиджеймсбонды».
Ле Карре отрицательно относился к творчеству Флеминга и называл агента 007 «фальшивым»
. Ле Карре утверждал, что дух каждой нации находит отражение в характере деятельности её разведки.
.
Журналист-расследователь Дэвид Ли ( David Leigh) зафиксировал серию случаев, когда спецслужбы манипулировали выдающимися журналистами. Он упоминает о том, что обращение агентов разведки к репортерам - обычная практика:
«Я думаю, что честной журналистике лучше всего служит откровенность. Мы все должны четко разобраться в этих подходах и разработать этику, чтобы справиться с ними. В нашем тщеславии мы представляем, что мы контролируем эти источники. Но правда в том, что они очень сознательно стремтся контролировать нас ».

Ли определяет три способа, которыми секретная разведывательная служба (SIS) манипулирует журналистами:
  • Они пытаются завербовать журналистов, чтобы шпионить за другими людьми, или пытаются сами попасть под журналистское «прикрытие».
  • Они позволяют сотрудникам разведки выдавать себя за журналистов, чтобы «писать тенденциозные статьи под вымышленными именами».
  • И «самая злонамеренная форма»: они распространяют пропагандистские материалы спецслужб через добровольных журналистов, которые скрывают происхождение материала от читателей.
.
Джон Симпсон (John Simpson), редактор отдела международных связей BBC, в своей автобиографии описывает, как к нему однажды обратился «человек из MI5». «В какой-то момент они могут заставить передать что-то нужное для них. Или они могут просто попросить передать кому-нибудь сообщение. Вы никогда не знаете заранее », - сказал он, добавив: «Журналистам не стоит играть в игры со службами; у них плохая репутация ».

Зарубежный обозреватель Марк Франкланд (Mark Frankland) рассказывает в своей автобиографии о SIS в конце 1950-х годов:
«Журналисты, работающие за границей, были естественными кандидатами в агенты и особенно полезны в таких местах, как Африка, где спешила обосноваться британская разведка."

Билл Норрис (Bill Norris), бывший африканский корреспондент Times и заместитель директора органа по пропаганде этики СМИ, говорит: «Я не буду носить форму и оружие или действовать в качестве шпиона ради моего собственного правительства или любого другого. Тем не менее, у меня есть репортеры, которые готовы делать это и считают это совершенно этичными ».

Он рассказывает о времени, когда работал в Times в 1960-х годах, военный атташе в британской Верховной комиссии в Лагосе попросил его шпионить в интересах своей страны. Он отклонил предложение, к большому удивлению полковника. «Позже я узнал, что это предложение было принято одним из моих коллег из соперничающей газеты».
Джонатан Блох и Патрик Фицджеральд (Jonathan Bloch and Patrick Fitzgerald), исследуя тайную войну в Великобритании, сообщают, что редактор «одного из самых выдающихся британских журналов» полагает, что более половины его иностранных корреспондентов работали на MI6.

А в 1991 году Ричард Нортон-Тейлор (Richard Norton-Taylor) сообщил в The Guardian, что среди 500 выдающихся британцев, которым  ЦРУ платила через ныне несуществующий Банк (Bank of Credit and Commerce International) 90 были журналистами.
 Многие журналисты признавались, что хотят стать шпионами: Таки(Taki), обозреватель «Светской жизни» в Spectator, признался, что пытался стать агентом ЦРУ после того, как узнал, что его отец был агентом, ведущий BBC Newsnight Джереми Паксман (Jeremy Paxman) признался, что он обращался к рекрутеру SIS в университете, но ему отказали.

.


BBC Broadcasting House.
MI5, конечно же, пристально следила за всеми сотрудниками BBC в период с 1948 по 1985 год с помощью  системы проверки. В комнате 105 на первом этаже Broadcasting House в Лондоне на BBC работал сотрудник службы безопасности, известный как «Специальный помощник директора по персоналу», который отправлял в C-отделение MI5 для проверки имена всех успешных соискателей. Даже министр внутренних дел не знал об этой проверке. Лорд Рис (Rees) был шокирован, прочитав об этом в Observer в 1985 году.
Холлингсворт и Филдинг (Hollingsworth and Fielding) сообщают: «Практика была отменена вскоре после ее публичного раскрытия. Сегодня MI5 проверяет только генерального директора и двух старших руководителей, поскольку они считаются ключевыми сотрудниками в случае чрезвычайной ситуации в стране ».

В настоящее время MI5 располагает 33 000 досье на отдельных лиц и группы, которые считаются «угрозой безопасности», и 95 000 файлов о людях и организациях, которые получили « замечания по безопасности». Но помимо этих официальных данных, службы безопасности хранят сотни тысяч других закрытых файлов на микрофишах.

Продолжение - завтра

Противостояние, Шпионские страсти, Независимые медиа, Великобритания, Журналистика, Информационные войны, Пропаганда

Previous post Next post
Up