6. О парижской воде

Sep 25, 2020 16:06




Часто бывает, что гениальность проявляется при принятии решений, противоречащих мировым трендам, человек говорит однажды:"Мы пойдем другим путем". И спустя столетия соотечественники понимают, что в таком предвидении была гениальность.

А гениальность французской системы оказалась не просто в широте размахе или высокозатратности выполненных работ, как это было, например,в Лондоне, а в том, что французы изначально придерживались принципы разделения дождевых вод и санитарных стоков и сконцентрировались на процессах очистки.

О парижской воде и чуде Белграна пишет одаренная, судя по всему,  женщина, художница, архитектор, писательница, Кристал Беннеc

Я прожила в Париже всего несколько недель, когда заметила необычное явление: уличные сточные канавы по всему моему району регулярно затоплялись водой из кранов на тротуаре. Сначала я решила, что это утечки, но частота и регулярность этого явления убедили меня, что это должна быть какая-то система  уборки улиц. Сбитая с толку и обеспокоенная, я не могла понять, как можно в 21-м веке оправдать трату воды в таких масштабах.

Вместо того, чтобы в возмущении позвонить в местную администрацию, я сделал то, что всегда делаю, когда нахожу что-то непонятным, я пошла в библиотеку. Оказавшись там, я упомянула  расточительность системы уборки улиц, и библиотекарь принялся за дело.
«Mais, pas du tout! Les égouts, ils sont la genie du Belgrand! Et Belgrand, il a bien pensé à tout.(«Но это вовсе не так!  Коллекторы - это гений Белграна! И Белгран, он все продумал ». )

Белгран - это Эжен Белгран, который учился на инженера в Политехнической школе и был директором отдела водоснабжения и канализации Жоржа-Эжена Османа во время реновации Парижа 1853-1870 годов. Библиотекарь не стал вдаваться в подробности, но, учитывая, что канализация, казалось, является ключом к разгадке тайны системы уборки улиц, я покинула библиотеку, вооружившись несколькими книгами по истории санитарии в Париже и решила лучше понять суть городской водной системы.

Хотя под многими крупными городами есть интересные, часто забытые или скрытые места, слои парижского подземелья особенно ими богаты. Там есть археологические раскопки римской эпохи, скрытые средневековые склепы и нацистские бомбоубежища... Но, пожалуй, самый великолепный подземный мир Парижа - это  его водная система.

Невозможно понять парижскую водную систему, не разобравшись сначала в ее инфраструктуре.
2 000 км подземных водопроводных труб, проложенных по всей канализации Парижа, отзеркалены над землей 470 км акведуков, по которым вода из соседних департаментов поступает в столицу. И акведуки, и трубы, в свою очередь, подключены к многочисленным водоочистным сооружениям и водохранилищам, которые сегодня снабжают водой 3,5 миллиона жителей, пассажиров и туристов.

Сложность всей системы свидетельствует о дальновидности и изобретательности Белгранда...

До 1850 года основным источником питьевой воды в городе была река Сена, которая также была основным местом сброса сточных вод. Учитывая пятикратный рост населения Парижа в XIX веке, неудивительно, что это привело к серьезным проблемам со здоровьем из-за неправильного водоотведения. Разрушительные эпидемии холеры 1832-1835 и 1848-49 годов не только унесли жизни тысячи людей, но и к тому времени, когда Осман стал префектом в 1853 году, также оказали влияние на стратегии городского планирования. Аргументы в пользу более широких улиц и тротуаров, а также необходимости надлежащей канализационной системы были прямым результатом холерных вспышек.

Таким образом, основным компонентом задания Белграна была разработка новой системы санитарии...

Хотя в то время Сена была слишком загрязнена, чтобы поставлять чистую питьевую воду, учитывая то, что Парижу требовалась вода для дополнительных целей - полива общественных садов, тушения пожаров, уборки улиц, - Белгран рассудил, что Сена могла бы продолжать обслуживать непитьевую систему в очень больших количествах с более низкой стоимостью.

В поисках питьевой воды Белгран  обратился к незагрязненным источникам, которые находились в отдалении. В то время как сегодня многие американские города продолжают поливать газоны и мыть машины дорогостоящей питьевой водой, Париж вместо этого принял двухсетевую систему Белграна, которая действует и по сей день.

Строительство новых коллекторов началось в 1850-х годах, и к 1878 году было проложено около 600 км туннелей. Для сравнения, в 1800 году в городе было всего 25 км канализации на 700 000 жителей.

Над землей Белгран работал над созданием новой сети акведуков для доставки чистой питьевой воды в Париж из природных источников за пределами столицы. Эти новые ресурсы привели к кардинальным улучшениям, удвоив количество воды, доступной для каждого жителя, и обеспечив проточной водой почти в четыре раза больше домов.

Одной, возможно, удивительной особенностью новой системы Белграна была его приверженность эстетике. Большая часть канализационной системы, созданной под его руководством, удивительно элегантна - даже сами рисунки красивы. После посещения Белгранского Акведука де ла Ванн (построенного между 1866 и 1874 годами), пересекающего Фонтенбло Форрест, изысканность и декоративные детали этой массивной инфраструктуры, расположенной фактически посреди пустыни, кажутся удивительными. Но и Осман, и Белгран имели в своем распоряжении обширные ресурсы и инновационное кредитное финансирование Луи-Наполеона Бонапарта, не говоря уже о престиже и репутации Второй Французской империи.

Чтобы иметь возможность в своей квартире налить себе стакан воды из-под крана, грунтовые воды из источника, поступающие в мой кран, нужно сначала обработать.

20 округов Парижа разделены на четыре водосборных бассейна, каждый из которых имеет один или два уникальных источника воды в разных местах в Иль-де-Франс, Бургундии, Нормандии или на реках Сены и Марны. Затем эти водосборные бассейны соединяются с пятью водохранилищами, три из которых находятся внутри города, два - на окраине, в Сен-Клу и Л'Ай-ле-Роз.

Водопроводная вода, которая в конечном итоге попадает в мою квартиру в 7-м округе, начинает свой путь в качестве источника грунтовых вод из реки Вулзи возле Провена и реки Луан к югу от Фонтенбло. Вода из Вулзи обрабатывается на заводе в Лонгвилле, а затем отправляется в Париж через Aqueduc de la Voulzie, который поступает в Aqueduc de la Vanne. Точно так же вода из реки Луан обрабатывается на заводе в Сорке, а затем отправляется в Париж через Aqueduc du Loing.



Aqueduc de la Vanne
.Вода из обоих акведуков направляется в столицу, сначала останавливаясь для обработки и тестирования на фабрике переработки L'Haÿ-les-Roses,



L'Haÿ-les-Roses
Затем она отправляется в резервуар Монсури (Montsouris), впечатляющее сооружение в 14-м округе, спроектированное Белграном и открытое в 1873 году.

.


Построенный на вершине укрепленных древних известняковых карьеров, Montsouris имеет емкость для хранения 202 000 кубических метров воды, что составляет примерно треть ежедневного потребления города. Как и акведуки, водохранилища Белграна - удивительно красивые постройки. С улицы Монсури выглядит весьма внушительно: высокая каменистая стена, тянущаяся почти на 300 метров вдоль авеню Рей, увенчана двумя стеклянными и металлическими павильонами. Хотя павильоны, более известные как «фонари», имеют вид смотровых вышек, в них находятся знаменитые «тюльпаны» водохранилища - три вертикальные трубы, по которым вода попадает в водохранилище после трехдневного путешествия по акведукам. Павильоны возвышаются, чтобы поддерживать давление и обеспечивать необходимый уклон для протекания воды.





Водозаборный зал 1900 г.

Система Белграна, вдохновленная его собственными тщательными исследованиями римской инженерии, удивительна еще и тем, что даже сегодня питьевая вода доставляется в Париж без электричества, используя только силу тяжести.

Из Монсури или любого из четырех других резервуаров питьевая вода затем транспортируется через город по трубам, проложенным внутри 2000 км канализационных туннелей. Городская система водоснабжения останавливается в точке входа - каждый многоквартирный дом или офисное здание отвечает за свои внутренние трубопроводы, - но затем снова набирает воду в точке выхода из системы сточной воды.

Как и с акведуками: большая часть сточных вод Парижа попадает в канализацию и переносится к основным водоочистным сооружениям в Клиши под действием силы тяжести, благодаря естественному уклону Парижского бассейна.

Хотя с середины девятнадцатого века технология очистки воды претерпела значительные изменения, полезность инфраструктуры Белграна не уменьшилась.

Двухсетевая система Belgrand девятнадцатого века позволила Парижу двадцать первого века использовать более дорогую очищенную воду для питья и более дешевую неочищенную воду для необходимых муниципальных функций.

Вода, текущая по уличным водостокам, которую я наблюдала в первые недели пребывания в Париже, поступает из этой вторичной системы. Непитьевая вода забирается из Сены и канала Урк и подвергается простому процессу фильтрации для удаления крупных частиц перед хранением в различных резервуарах для непитьевой воды, таких как большой резервуар Пасси в фешенебельном 16-м округе, построенный между 1858 и 1866 годами.

.


Passy Reservoir

Когда эта непитьевая вода возвращается в канализацию, например, после очистки улиц, она присоединяется к санитарным сточным водам, отправляемым на очистные сооружения Ачера (первая очередь введена в эксплуатацию в 1940 году), которые сегодня являются одними из крупнейших в Европе. Здесь сточные воды обрабатываются азотом и подвергаются биофильтрации, а затем снова возвращаются в Сену.

Запах парижской канализации, как и следовало ожидать, чрезвычайно резок. По крайней мере, с 1867 года, когда были предложены первые общественные экскурсионные туры, канализация привлекала туристов.
.



«Величественные коллекторы Парижа всегда вызывали восхищение публики и пользовались уважением самых выдающихся посетителей», - с гордостью писал Белгран в 1887 году. «Ни один иностранный монарх или выдающийся человек не покинул Париж, не посетив канализацию».
.


.

.

С 1892 по 1920 годы посетители проезжали по канализации в вагоне с локомотивом.




.

В 1920 году фургон был заменен лодкой, на которой туристы плыли по каналам до 1975 года.

.


.
Сегодня любопытные могут посетить небольшой участок канализации в малоизвестном Musée des Égouts de Paris, недалеко от Эйфелевой башни. Только здесь, среди самих коллекторов, можно по-настоящему оценить масштаб видения Белгранда.
.


.
Многие туннели, составляющие канализационную систему Парижа, очень большие, почти размером с туннель метро. В нескольких местах центральный канал, достаточно широкий и достаточно глубокий для лодки, несет поток сточных вод; По обеим сторонам расположены широкие мощеные мостки с достаточным пространством для рабочих, чтобы им было удобно ходить.


.
Над землей проходят трубы, которые поставляют в город пресную воду в дополнение к телекоммуникационным кабелям, пневматическим трубам и электрической системе для светофоров.

.


.В других местах туннели представляют узкое пространство для рабочих, которые отслеживают утечки и обеспечивать беспрепятственный поток воды.
Как вверху, так и внизу, туннели под городом почти точно отражают расположение улиц вверху. На каждом углу в канализации есть дорожный знак, идентичный знакомому с уровня поверхности выше.

.


.
Там, где по поверхности проходит широкий бульвар, внизу проходит широкая канализация. У меньших улиц есть меньшие канализации, также обстоит дело с переулками. Именно размер, масштаб и универсальность этой зеркальной сети отличает канализационную систему Парижа от многих других городов мира.

Не менее впечатляющими являются любопытные инструменты, которые Белгранд и его команда инженеров разработали для обеспечения стабильной работы канализации.

.


.
Например, bateau-vanne, земснаряд с плоским дном, весом около пяти тонн, который плывет по каналам, чтобы гарантировать, что вес твердого материала не забивает канализацию.



bateau-vanne.
Есть также удивительные бульдоги, огромные железные и деревянные шары, которые почти точно такого же диаметра, как и канализационные туннели.

.


.Когда в каком-либо туннеле случается засорение, один из этих тяжелых шариков падает в канализацию и проносится сквозь него, расчищая любой мусор на своем пути.
.



.Примечательно, что почти 170 лет спустя баржа и моющие шары все еще используются парижскими канализационными рабочими.



Культурные ассоциации парижан, связанные с "Отверженными" Виктора Гюго, Phantom of the Opera или диснеевским Рататуем наложили негативный отпечаток на отношение парижан с водой.

Несмотря на текущую статистику, согласно которой 88 процентов парижан уверены в качестве своей водопроводной воды, жители города (и французы в целом) являются одними из крупнейших потребителей бутилированной воды в Европе (годовой уровень потребления во Франции составляет 122 литра на человека. занимает пятое место после Италии, Германии, Венгрии и Бельгии).

Бутилированная минеральная вода в больших количествах закупается для бытовых нужд, а столики в кафе по всему городу завалены бутылками Perrier. Неудивительно, что французские компании по производству бутилированной воды сыграли свою роль в поддержании распространенного мнения о том, что вода из-под крана в Париже непригодна для питья.



В 2015 году городская водопроводная компания Eau de Paris выиграла судебный процесс против Cristaline water после того, как агрессивная рекламная кампания 2007 года заявила, что вода из-под крана Парижа содержит нитраты и свинец, небезопасна для питья и поступает прямо из туалетов.

«К сожалению, это распространенное мнение, и мы прилагаем все усилия, чтобы это изменить», - говорит Бенджамин Гестин, управляющий директор Eau de Paris. «В Париже также много иммигрантов в первом поколении, которые приехали из стран, где водопроводная вода небезопасна, и они приносят это предположение с собой в Париж. Мы много работаем, чтобы изменить это восприятие, но для этого нужно время ».

Источник

Далее: О массмедиа

Водопровод и канализация, Франция, Санитарно-гигиеническое

Previous post Next post
Up