Путешествие Джона Кинсгбери в Советскую Россию.

Nov 05, 2017 19:22


В начале двадцатого века здоровье народа зависело от экономического состояния страны и системы благотворительности. Казалось бы, чем больше богатых людей, тем здоровее должен быть народ, однако щедрость благотворителей определяется не только величиной их богатства, но и качеством воспитания.
Элизабет Милбэнк, с которой сегодня начинается новый рассказ о путешествиях, родилась в баптисткой cемье.
Баптистами были Форд и Рокфеллер, основавшие систему благотворительных фондов, они считали необходимым принимать меры для сохранения социальной стабильности общества, направляя с этой целью часть принадлежавшей им прибыли в созданные для этого некоммерческие гуманитарные фонды.

Элизабет решила использовать полученное наследство на улучшение условий жизни и здоровья граждан,  она поддерживала разработку и внедрение оздоровительных и социальных реформ, финансировала организацию медицинской помощи бедным, создание  туберкулезных лабораторий и санаториев.



Элизабет Милбэнк Андерсон ( Elizabeth Milbank Anderson; 1850-1921)
- американская общественная деятельница и благотворитель


В 1905  году Элизабет вместе со свои кузеном  Альбертом Милбэнком ( Albert Goodsell Milbank) создала один из первых общественных фондов Memorial Fund Association, который после смерти Элизабет в 1921 году был переименован в Milbank Memorial Fund.

Изучая мировой опыт и пользуясь научными достижениями, Фонд должен был помочь совершенствовать американскую систему здравоохранения. С этой целью Фонд финансировал исследования систем здравоохранения других стран и,  выявляя слабые и сильные стороны, формировал отечественный подход к этому вопросу.

Вот таким образом и появилась идея посетить Страну победившего большевизма и понаблюдать за социалистическим экспериментом.

В  1933 в Советскую Россию отправились два эксперта, сэр Артур Ньюсхолм (Arthur Newsholme), работавший в Университете Джона Хопкинса, и Джон Кинсбери, бывший школьный учитель, ставший активным борцом за социальную справедливость.

С 1907 года по 1918 Кингсбери работал секретарем нью-йоркской ассоциации помощи, управляющим директором нью-йоркской ассоциации по улучшению условий жизни бедных. Во время Первой мировой войны он был работником Красного Креста во Франции, по окончании войны стал помощником директора Ассоциации помощи сербским детям, которую организовал Фонд Милбанка. В 1933 году Кингсбери был ответственным секретарем Фонда Милбэнка и инициатором изучения советского опыта.



Kingsbury, John Adams
(1876-1956)
Не удостоен статьи в Википедии

Ньюсхолм, в свою очередь, по заданию Милбэнка уже провел исследование систем здравоохранения в Европе, которое включало 18 стран, исследование было издано в трех томах, в которых изучалось взаимотношение частной медицины и государственного здравоохранения, Ньюсхолм был сторонником использования государственных механизмов.

Оба эксперта считали советскую систему здравоохранения "потрясающим экспериментом социализации здоровья", где ведущая роль принадлежит государству. Понять и изучить основные принципы, убедиться в практических результатах - вот какова была цель поездки.

В России эксперты встретились с народным комиссаром здравоохранения Михаилом Владимирским, с помощью которого они за полтора месяца (август и первую половину сентября 1932 г.) согли посетить крупные советские города от Ленинграда до Кавказа.



Михаи́л Фёдорович Влади́мирский
(1874-1951)
Учился на медицинских факультетах
Московского, Гейдельбергского, Берлинского и Казанского университетов.
В  1930-1934 гг. народный комиссар здравоохранения РСФСР.В результате  появился обзор системы советской медицины, 300-страничный труд Джона Кингсбери ( при участии Ньюсхолма) о системе советского здравоохранения, имел провокационное название "Red Medicine: Socialized Health in Soviet Russia" ("Красная медицина: социальное здоровье в Советской России").

В книге обращалось внимание на многие важные черты новой системы, например :
  • провозглашение цели создания доступного и бесплатного медицинского обслуживания для всех трудящихся;
  • достижения высоко качества такого обслуживания и покрытия расходов за него общественными фондами;
  • усиление роли превентивной медицины;
  • создания с этой целью специальных заведений ( санаториев, яслей, домов отдыха, консультаций);
  • роль государства в создании кадров медицинских работников.
В это время в Америке велись публичные обсуждения доступности и высокой стоимости медицинских услуг, речь, конечно же, шла о недоступности медицины для большой части населения, которая оказывалась лишенной всяческой защиты.

Для страны развитого капитализма,  предложение рассмотреть вопрос усиления роли государства  там, где все время успешно правил бизнес, виделось слишком революционным.

Время Красной угрозы (1919-1920) , когда высказывание даже симпатии к социалистическим идеям могло привести в тюрьму, осталось в прошлом, с красными в Америке было покончено, тем не менее, позитивное отношение к СССР не приветствовалось, и новые идеи  были встречены в штыки.

Несмотря на то, что этот труд был не единственным, посвященным советской медицине, он оказался гораздо весомее из-за имен авторов, в отличие от малоизвестного доктора Ганта или Элис Гамильтон,  о которых я рассказывала в этом журнале, и многих других , Кингсберри и Ньюсхолм были признанными экспертами, их мнение нельзя было просто проигнорировать. А потому на книгу обрушились с критикой, обвинив авторов в слепоте,а советскую власть -в приукрашивании и укрывательстве неблагоприятных факторов.

Мало того, что книга свидетельствовала  об успешном опыте бесплатной общественной медицины, так она еще рассказывала о жизни рабочих, о положении женщин. Отдельно известные эксперименты, проводимые под эгидой гуманитарных фондов отдельными энтузиастами по организации детских садов и яслей, санаториев, питания в школах, в советской стране внедрялись в широком масштабе под руководством и надзором государства.

Кингсбери пытался оправдаться: почти все современные страны, за исключением Соединенных штатов, имеют системы социального медицинского страхования, добровольные или принудительные, или смешаные. Но только в России такая система государственная, в которой действует реальное общественное здравоохранение.
Но Американская медицинская ассоциация, представляющая интересы частной медицины, организовала кампанию по дискредитации Кингсбери, обвиняя его в проталкивании государственного конроля над медициной и злоупотреблениях  на посту секретаря Фонда.

После длительной борьбы,  неудачных попыток объяснить, что он не является пропагандистом и не сочувствует большевикам, под нажимом "общественности", которую возглавляли сторонники частной медицины,  Джон Кингсбери, ответственный секретарь  Фонда Milbank Memorial Fund,  был уволен своим патроном, Альбертом Милбенком, который был не просто богатым человеком, но членом закрытого Клуба миллионеров Джекил Айланд, состоящим в родстве с Рокфеллерами.

Кингсбери написал Александру  Рубакину , с которым он подружился в 1933 году, когда Рубакин посещал США, будучи стипендиатом Рокфеллеровского фонда: "Торговцы от медицины сняли с меня скальп"



Александр Николаевич Рубакин(1889-1979)
Учился на физико-математическом факультете Петербургского университета,
на медицинском факультете Сорбонны;
В 1914-18 врач-доброволец во французской армии
и Русском экспедиционном корпусе во Франции и Македонии.
Начальник санитарного отдела этого корпуса (1917).
Младший, старший ассистент, зав. лабораторией парижских городских больниц.
Член коммунистической партии Франции (с 1926).
В 1923-28 представитель Бюро заграничной информации
Народного комиссариата по здравоохранению во Франции.
  В 1934-39 жил в Париже, читал курс здравоохранения и гигиены в Рабочем университете.
С января 1944 жил в Москве.
На этом, конечно, жизнь Кингсбери не закончилась, он продолжил участие в социальных проектах при правительстве Франклина Делано Рузвельта, где точно так же подвергался критике общественности и атакам журналистов.



Но неприятности не закончились , потому что в 1941 году он возглавил  Национальный комитет советско-американской дружбы и оставался на этом посту до самой смерти ( очем не указано в редких биографических справках).
В связи с деятельностью Комитета, который во времена Холодной войны пытались зарегистрировать, как коммунистическую организацию, Кингсбери был вынужден предстать перед Комиссией по расследованию  'подрывной деятельности", как сочувствующий коммунизму и представляющий угрозу национальной безопасности.

В связи с гонениями на тех, кто поддерживал социальную медицину,  уместно вспомнить еще одно имя,

"В 1937 г. выдающийся франко-швейцарский историк медицины, работавший в то время в США, Анри Зигерист (1891-1957, Henry E. Sigerist, Сигерист) написал книгу "Socialized Medicine in the Soviet Union" ("Социальная медицина в Советском Союзе"), в 1947 г. это труд был переиздан в несколько измененном виде под названием "Medicine and Health in the Soviet Union" ("Медицина и здоровье в Советском Союзе")...[слово "Социальное" тогда в Америке было провокационным, потому что вызывало напоминание о красной угрозе]

А. Зигерист получил мировое признание как историк медицины в Германии, где с 1925 г. был директором института истории медицины в Лейпциге. С 1932 г. он работал в университете Джона Хопкинса (Балтимор, США). Зигерист публично критиковал систему здравоохранения в США ...
В 1943-1948 гг. он был редактором журнала "American Review of Soviet medicine" ("Американское обозрение советской медицины"). Спонсором этого журнала выступало Американо-советское медицинское общество (American-Soviet Medical Society). Журнал публиковал переводы важнейших материалов из советской научной печати, обзорные статьи американских экспертов по различным аспектам медицины в СССР, обзоры советских монографий. "Обозрение" сделало возможным обмен медицинской информацией между советскими врачами и англоговорящей аудиторией.
В октябрьском номере за 1948 г. А. Зигерист в прощальной редакторской статье сообщил о прекращении издания журнала "по причинам столь очевидным, что мы не считаем нужным подробно на них останавливаться".Еще в 1947 г. из-за начала маккартизма А.Зигерист вынужден был покинуть Университет Джона Хопкинса и уехать из США в Швейцарию." отсюда

Итак, частный капитал в Америке победил социальную медицину, а бедные ...Бедным рекомендовали уповать на благотворительность.
Perils of unconstrained enthusiasm John. Kingsbury,. Soviet. Public. Health,. and. 1930s. America.
by Susan Gross Solomon

Продолжение  -"Красная медицина"

Кингсбери, Иностранцы о России и СССР, Капитализм, Медицина, Путешествие в Страну Советов

Previous post Next post
Up