Дональд Реншо в Москве, 1921-1923

Jan 10, 2014 14:17

Из дневника К.И Чуковского
20 янв. 1922 г. - Был у американцев. Обедал. Американцы как из романа: Brown из Бруклина, Renshaw - в черных очках и д-р Гэнтт, нескладный и милый. Мы сидели в parlour и разговаривали о литературе.

Настала очередь рассказать о Реншо.





Дональд Реншо (1889-1961) вырос в Новом Орлеане в большой католической семье, в которой было тринадцать детей, из которых выжило только одиннадцать, трое братьев и восемь сестер. Отец и дед были судьями, но Дональд, старший из братьев, после окончания университета, выбрал профессию инженера, основав автомобильное агентство по продаже Фордов. Однако, удачное семейное предприятие вскоре оказалось неприбыльным в связи с началом войны.
В поисках работы в 1921 году братья оказались в Лондоне, где и подписали контракт на работу с Администрацией американской помощи (ARA).

В сентябре 1921 года Дональд и Эван прибыли в Петроград.
Дональд Реншо был направлен на работу в Москву, его брат Эван - в Симбирск.

”Если Москва-сердце России, то это правда, что Россия повержена, потому что Москва-город мертвых”, писал Дональд Реншо отцу домой в Новый Орлеан.

“Ужасно, наблюдать, как нация корчится в агонии смерти. Миллион умрет еще до весны…
Я разговаривал с архитектором, мы живем в доме, который он построил. Он не надеется пережить зиму, потому что он уже продал свое пальто, чтобы купить хлеба, и ему уже больше нечего продавать…
Москва в ужасном состоянии, повсюду разрушающиеся дома, нищие, и все это - на фоне сверкающих золотом башен Кремля” - писал он в другом письме.

“Странно видеть миллионное населения Москвы, одетое в лохмотья…Я не видел ни одного человека, будь то мужчина, женщина или ребенок, про которого можно было сказать, что он одет более или менее прилично. Каждый выглядит , как бродяга.”

По прибытии в Москву Администрация американской помощи сразу же столкнулась со сложностями бытового порядка. Приехав в субботу к вечеру, они обнаружили, что им не только не хватает кроватей, но и комнат для размещения прибывшего.
Следующий день был воскресеньем, и пришлось ждать понедельника, прежде чем начать работу по собственному благоустройству.
Тем не мене, очень оперативно было подобрано подходящее помещение для главного офиса ARA. Так же, как доктор Гант, Реншо вспоминает о том, что сотрудникам ARA была предоставлена возможность посетить склад реквизированных у буржуазии предметов мебели, домашней утвари и выбрать необходимое для обустройства полученных помещений.

“Наша квартирная хозяйка- женщина средних лет, принадлежащая к старому режиму.”
Однако, делает предположение Дональд, судя по всему, она не была раньше квартирной хозяйкой, потому что одолжила прекрасный сервиз, который когда-то состоял из 600 предметов. Когда-то у этой леди были слуги, одна из которых теперь прислуживала американцам.

Эта женщина , сообщал Реншо, была не в восторге от перемен, она постоянно причитала:
“О господи, сначала мы свергли своих, а теперь прислуживаем иностранцам”.
В это же время брат Эван из Симбирска сообщал, что их квартирная хозяйка - бывшая баронесса.

Когда все было устроено, можно было немедленно приступать к работе, однако, оказалось, что многие заранее намеченные добровольные русские помощники не явились. Пришлось найти других, согласившихся работать бесплатно.

По свидетельству Дональда Реншо, многие русские помощники не особенно себя утруждали работой, были склонны к воровству и не горели энтузиазмом, они не понимали желания американцев принудить их работать на пределе своих возможностей.

Для русских голод был катастрофой, но это не было чем-то новым, скорее, обычным делом, и вид голодающих не вызывал необходимого энтузиазма и желания как можно быстрее помочь, они знали, что за одними голодными придут другие, потом - еще и еще.

В отличие от русских, американцы были полны энергией молодости, наблюдения окружающей нищеты побуждали их к немедленным действиям, они были в шоке от апатии и фатализма русских.

В этом случае, хочется отметить, что молодые американские энтузиасты находились на хорошо оплачиваемой работе, имели доступ к продуктам питания и товарам первой необходимости.
Всего этого бесплатные помощники не видели уже несколько лет, к тому же, большинство из них принадлежало к низвергнутым сословиям, и потому требуемый американцами энтузиазм по многим причинам не мог зародиться.

“Что касается пищи, у нас не такой большой выбор. Картошка и морковь - единственный вид овощей, и мы не можем похвастаться тем, что едим много мяса. Рыбу здесь совершенно невозможно достать, а устрицы и морепродукты вообще неизвестны”

Одной из серьезных проблем, с которой столкнулись сотрудники ARA, была проблемой воровства.
Как только первое судно с провизией прибыло в порт, сотрудник ARA Дональд Лори (секретарь YMCA) заметил, что докеры, выгружая мешки с зерном, норовят, как бы ненароком, порвать эти мешки, чтобы потом набить себе карманы высыпавшимся зерном.



Дональд Лори -Donald Lowrie (1889-1974)
секретарь YMCA ,
в дальнейшем работал с русскими студентами
в Чехословакии и Югославии.
 Участвовал в создании Парижского богословского института
и издательства YMCA-PRESS.
В 1950-е гг. - Председатель комиссии по новому переводу
Нового Завета на русский язык.

Лори пожаловался на это советскому представителю, и получил ответ, что воровство при разгрузке судна - обычная русская практика, к тому же, заметил советский сотрудник, это нам на руку, возможность поживиться стимулирует докеров к разгрузке, ведь иначе она затянулась бы на несколько дней.
Вскоре американцы уже утверждали, что воровство в России- повсеместное явление.
“Вчера один из наших работников, русский священник был пойман с поличным и сознался в краже. Он сказал, что ему нужны были ботинки. Я не дал его арестовать, чтобы не ослаблять позиции церкви, которые и так не слишком высоки в этой стране.”

Экономическое положение в стране было не стабильно, это - тоже была серьезная проблема.

“В течение десяти дней рубль опустился с четырех миллионов за доллар до двадцати трех миллионов. Соответственно, подскочили и цены, пришлось корректировать зарплаты.
Как только зарплаты подтянулись, рубль опять упал…
Это бесконечная игра, в которой рубль играет заглавную роль. Никто не пытается копить деньги…
Как только они у кого-нибудь оказываются, их тут же тратят, чтобы не потерять. По этой причине магазины всегда переполнены.
Один из наших курьеров рассказал мне, что он весь год пытался скопить деньги на покупку пары ботинок. Как только ему казалось, что он собрал требуемую сумму, рубль падал, и перспективы покупки улетучивались.
Возникает естественный вопрос, как люди живут в таких условиях?
Я прожил здесь уже 14 месяцев, но не нашел лучшего ответа - они не живут, а просто существуют.”

Сначала работа сотрудников состояла в создании в Москве системы суточного одноразового питания детей до 14 лет. Дональд Ришо, несмотря на сложные условия, оказался отличным  менеджером. В октябре 1921 года Дональд сообщал в своем отчете, что в Москве ежедневно питается 25 тысяч детей. Через год эта цифра возросла до 38 тысяч.

К детским программам прибавились программы помощи беженцам, студентам и профессорам, пациентам в больницах.

К октябрю 1922 года всего ARA обеспечивала одноразовым питанием около 57 тысяч человек по всей Москве.
А еще ARA, как и по всей Европе, раздавала одежду.



Дональд Решо с московскими детьми
Ноябрь 1921
“В прошлую субботу я раздал одежду 1600 детям…несмотря на то, что земля покрыта снегом, они все - в лохмотьях. Это было так трогательно видеть их светящиеся счастьем лица, когда им давали свитер или другую одежду.”

В декабре 1921 года Дональд на свои деньги купил 30 новогодних елок в детские столовые, чтобы организовать рождественский праздник для русских детей.
По его распоряжению русские волонтеры нарядили новогодние елки, позаботились о музыке и подарках. В качестве новогоднего подарка распределялись маленькие кусочки мыла.

“Русский ребенок - это чудо, симпатичный, ничуть не робкий, нисколько не застенчивый, ни в малейшей степени не пытающийся произвести впечатление на окружающих. Это уже подросший человечек, получивший множество горьких уроков выживания.”

Несомненно, что пребывание в России оставило сильные впечатление на всю жизнь, и это Дональд осознавал с самого начала своего пребывания в России.

В январе 1922 года он писал:
“ Я вижу, конгресс решил выделить России 30 миллионов бушелей зерна. Когда я был дома, я был сознательно против помощи иностранцам. Теперь мои взгляды изменились, потому что ужасно наблюдать мучения голодающих...
Я уверен, что мое пребывание в России будет иметь влияние на мою последующую жизнь, и я уверен, что я стану лучше после пребывания здесь”

Для Дональда Реншо поездка в Россию была вызовом судьбы, тем, что на английском называется словом challenge , в ответ на этот вызов добрый христианин, совершая добро, помогая ближнему, сам становился лучше и чище.

Летом 1923 года Дональд покинул Россию в связи с окончанием работы ARA.

В последующие годы ему довелось работать торговым представителем США в разных странах, в 1930-х опыт Дональда по работе в чрезвычайных условиях понадобился и собственной стране, Реншо был привлечен к Администрации по восстановлению (NRA), образованной при президенте Франклине Рузвельте с целью ликвидации последствий Великой Депрессии.



Дональд Реншоу, государственный директор
Национального совета по чрезвычайным ситуациям
1936 г
источник:
"From Jackson Square to Red Square: Donald Renshaw and Famine Relief in Russia, 1921-23"
by Lee Farrow

ARA-персонажи, Иностранцы о России и СССР, Голод, 1920-е, Иностранная помощь ( ARA и др.), YMCA - персонажи, Чуковский

Previous post Next post
Up