8. Молодые христиане и подготовка лидеров

Sep 06, 2013 16:49




Скетч из иностранного журнала, рассказывающий
о студенческих волнениях в царской РоссииПродолжение. Начало здесь





отрывок из статьи 1902 года о том,
что ни в какой другой стране нет такого угнетения,
как это происходит в России
Сообщается о студенческих волнениях в Москве,
Санкт-Петербурге, Полтаве и Киеве

Итак, обладая революционным потенциалом, студенческая масса находилась под прицелом у миссионеров. Не наблюдая конкуренции в виде каких-либо отечественных общественных организаций, занимающихся молодежью, миссионеры собирались овладеть контролем над молодежной массой, и особенно - студенческой, заняв пустующую нишу.



Снимок из французского журнала, 1903 г.
Занятия спортом в университете Франции





С 1888 году в период обучения в Технологическом институте Санкт-Петербурга,
Проханов уже активно участвовал в деятельности движения евангельских христиан,

Далее был напрвален в Англию в баптистский колледж
( это же заведение закончил другой миссионер- Вильгельм Фетлер, принявший имя Василия Малова)
Проханов возвратился в Россию для создания юношеских кружков
и объединения разрозненных групп в Российский союз евангельских христиан.
В 1908 году в Москве он уже председательствовал на Первом съезде
представителей юношеских кружков баптистов и евангельских христиан,
на котором присутствовало 18 делегатов из разных городов России

Фотография с Первого съезда евангельских христиан
13 января 1909 года состоялось первое собрание учредителей союза,
на котором был избран Совет союза,
состоявший из двадцати четырех человек под председательством
А. П. Ливен - сына Н. Ф. Ливен. Помощником председателя был избран
П. Н. Николаи.
Первый Всероссийский съезд евангельских христиан открылся в Петербурге
14 сентября 1909 года в здании петербургской общины на Фонтанке, 94.
Присутствовали на нем делегаты от 18 церквей и гости.



Всемирная конференция евангелистов в Эдинбурге, 1910 г

.
"Когда работа среди студентов приняла большие размеры, Павел Николаевич познакомился со Всемирным Христианским Студенческим Движением. Представители последнего, время от времени, приезжали в Петербург, чтобы поддержать новую ветвь своего союза и ближе ознакомиться с нею. Павел Николаевич переводил их доклады на русский язык. " С. П. Ливен "Духовное пробуждение в России"



Барон Павел Николаи
В России, как и в других странах, стали проводиться ежегодные студенческие конференции. По замечанию Николаи, благодаря таким конференциям, разрозненные студенческие группы сплотились в единое движение. Стали выпускать Студенческий листок, одним из редакторов которого была Варвара Максимовская. В нем печатались статьи на различные, волнующие студентов темы, а также новости Международного движения, что было бы невозможно без участия американских секретарей.



Группа студентов Института путей сообщения. Булла  1910.
В 1911 году Русское студенческое христианское движение получило еще одного патрона. Им стала Наталья Ивановна Оржевская, о которой я уже рассказывала в своем журнале.
Оржевская взялась наладить работу Движения в Киеве и обеспечила стипендию секретарю Движения - Ольге Ивановне Кулешовой.

Николаи - Мотту: “…Мадам О. оказала нам бесценную услугу. Вы найдете ее превосходной женщиной во всех отношениях. Ей доверяют и ее уважают везде, в официальных кругах и в высшем свете.

Она попросила у министра внутренних дел аудиенции и имела с ним вполне удовлетворительную беседу. Она провела переговоры и некоторыми другими лицами из министерства и смогла вполне умело защитить наше дело. Один из них, был намного откровеннее, чем со мной.

Он сказал: “Если господин Мотт предоставит прошение, ему несомненно откажут, если барон Николаи - ему, скорее всего , откажут, потому что он - протестант, если же это сделаете Вы - скорее всего, вы получите удовлетворительный ответ”

Обер-прокурору Святейшего Синода она сказала: “Вы знаете, как я предана своей церкви, но, если нужно будет выбирать между ней и студенческим движением, я выберу последнее.” Она поразила даже нашего самого главного врага - архиепископа. Вот таким образом нам удалось передать наше прошение, подписанное Оржевской, и получить в ответ Записку, отмечающую полезность такой Ассоциации, как наша, подписанную священником и тремя известными профессорами…наконец летом мы получим либо отказ, либо разрешение…
Теперь, имея на своей стороне трех профессоров в Петербурге, лелею надежду войти с ними в более тесные отношения… “

В Киеве движение опиралось на профессора Петра Родионовича Слезкина, специалиста по сельскому хозяйству, который в конце 1880-х годов жил в Америке, изучая культуру хлопчатника.

Профессор возглавлял студенческий комитет в Киеве, вел классы Библии для студентов, а также писал памфлеты в защиту Движения от нападок ортодоксальных профессоров университета.

В 1912 году Дей и Андерсен начали работу в Политехническом институте. Для этого Андерсон сам стал студентом института. Администрация института попросила (?) его вести занятия по английскому языку и выделили для этого помещение. В результате он давал уроки английского, а также преподавал изучение Библии и разные виды спорта, в том числе и легкую атлетику.

“Я со многими сдружился,- рапортовал он - а с некоторыми даже очень близко”
Однажды, боксируя с одним студентом, он ударил его так, что тот провел две недели в больнице. “Когда он вышел из больницы, я одолжил ему денег, чтобы он мог оплатить счет за лечение. С тех пор я стал его лучшим другом. Я так и не понял, что стало причиной такой дружбы. Удар или деньги?”

Андерсен продвигал новые методы работы, он организовал что-то вроде митинга, пропагандирующего новые курсы по изучению Библии, после такой рекламы в кружок записалось сразу двадцать человек.

Там же была организована лекция профессора Слезкина на тему “Христианство и цивилизация”, которую пришли послушать тысяча студентов. Николаи прочитал лекцию “Религиозные движения в студенческой среде других стран” .

Однако, ожидаемого успеха не получилось, несмотря на все приложенные усилия,  к концу первого семестра на уроки Библии ходило всего 35 человек, при том что в стенах Политехнического института училось шесть тысяч студентов. Андерсон писал, что занятия проводятся скучно

В самом Движении было тоже не все гладко, между русскими и американцами наметился конфликт.

Русских интересовало качество, американцев - количество.
Русские хотели сфокусироваться на вопросах веры и не понимали, как можно это, объединять с физкультурой и спортом.
Американцы давили на расширение деятельности в сфере развлечений и спортивных мероприятий с целью привлечения студенческих масс.
Русские подозревали американцев в меркантильности, желании извлечь прибыль из любого мероприятия , противились американской инициативе,  продвижению американцев в качестве студенческих лидеров. Некоторые вообще задавали неудобные вопросы - неужели мы без американцев ни на что не способны, разве у нас нет инициативы или желания?

С целью поддержки, ободрения и, конечно, правильного нацеливания, региональных секретарей Движения обычно приглашали на международные студенческие конференции, где они в дружеской атмосфере делились опытом работы, рассказывали о своих успехах.

Николаи посещал конференции Мирового студенческого христианского движения (WSCF) - в Нидерландах в 1905 году, в Токио - в 1907 году, в Константинополе в 1911 году, выступал в Оксфорде, Лозанне, Базеле, Принстоне. На всех встречах он не только выступал в порядке обмена опытом, но и работал переводчиком



Джон Мотт
В 1911 году Джон Мотт пригласил Николаи в Швейцарию, где они вместе организовали кружок для учащихся русских студентов. Там же Мотт попросил Николаи “подготовить” его поездку на Балканы.
С этой целью Николаи посетил  Сербию, Румынию и Болгарию.

В результате такой разведки Мотту был отослан отчет с подробным описанием ситуации в этих странах, списком людей, с которыми возможно установление сотрудничества и характеристиками возможных лидеров.

“У меня не было проблем убедить их в том, что мы считаем необходимым в своей работе избегать протестантской пропаганды, и готовим Ваш приезд на строго межконфессиональной основе без какого-либо упоминания об YMCA.
Они уже по опыту знают, что работать по-другому невозможно, и выражают надежду сформировать группу на основе наших принципов , независимо от YMCA”

Далее, Николаи сам сопровождал Мотта в этих странах, устраивая встречи с полезными людьми и принимая активное участие в основании в этих странах национальных движений.

В 1912 Николаи организовал приезд в Россию известного проповедника, протестантского миссионера, Джорджа Шервуда Эдди. Эдди считался радикалом среди евангелистов, но, так как он был финансово независим, не нуждался в материальном вознаграждении за свою работу и приносил Миссии большой доход,  Миссия закрывала глаза на его сочуствие социалистическим идеям.



Эдди Шервуд (1871-1963)
Русская церковь была категорически против выступлений евангелических проповедников, однако Николаи легко удалось обойти все препоны с помощью уже сформировавшегося евангелистского лобби. Высокие покровители  добились официального разрешения на посещение миссионером университетов Петербурга, Киева и Москвы.



Петербургский протестанты. 1900-е гг. Фото Булла
Крайний справа , возможно, Франклин  Гейлорд
Николаи- Мотту:

”У нас хорошие новости из Киева. Слава Господу! Мистер Эдди пишет мне о том, что 60 человек всерьез занимаются изучением Библии. Вы можете себе представить, после его выступлений я получил от неизвестного лица на наше дело 890 рублей!”

По воспоминаниям очевидцев, на лекции Эдди в Киеве приходило по четыреста человек.

Темы лекций звучали так:
“Рациональные основы религии “,
“Смысл жизни”,
“Самый главный в мире вопрос - что вы думаете о Боге?”,
“Как сформировать сильный христианский характер”.

Касаясь темы участившихся самоубийств русских студентов, он подчеркивал необходимость укрепления духа.

Эдди задавали вопросы:

Может ли христианин обладать мирскими вещами?
Можно ли следовать идеям Толстого?
Можно ли прийти к Богу без ухода в монастырь?
Может ли христианин получать удовольствие от искусства, или он должен быть аскетом?
Почему Бог позволяет существовать страданиям?
Как примирить человеческую волю с владычеством Господа?
Как может всемилостивейший Господь незаслуженно наказывать невинных?
Как примирить христианство с революционными воззрениями?
Может ли христианин совершать самоубийство?

Опытный проповедник Эдди давал ответы, увязывая религию с вопросами современности и завоевывая все большую популярность.



Не удивительно, что таким образом Молодые христиане легко оттеснили Русскую церковь, и, благодаря осторожной дипломатической политике, уверенно стали заполнять социальную нишу, которую не смогла занять ни одна отечественная организация.



В 1913 году Русское христианское студенческое движение уже пригласили в США . На летнюю конференцию Всемирной христианской студенческой федерации прибыли 11 делегатов из Москвы, Петербурга, Киева и Дорпата(Тарту). Делегацию возглавлял Николаи, которого избрали вице-президентом конференции, с ним были Оржевская, Слезкин, Марцинковский, Кулешова.

Они приехали заранее, им удалось получить уроки английского языка, посмотреть Принстон и Колумбийский университет. Как вспоминал Дей, эта поездка воодушевила и расширила кругозор делегатов, помогла установить дружеские связи.

На конференции РСХД был официально принят во Всемирную Федерацию, и было принято решение послать Дея в Киев. В принятии этого решения участвовали Мотт (!), Николаи, Слезкин и Кулешова.

Могу предположить, что предложение исходило от Мотта, которому был важен контроль развития  Движения во всех его частях, остальные же, в обстановке ежедневного праздника, не способные на независимые решения, лишь поддержали это предложение.



Джордж Дей, лидер и куратор русских студентов
Так Молодые христиане (YMCA) с каждым шагом все больше расширяли свое влияние среди русских студентов. Там же, на конференции, учитель Марцинковский был принят в штат Движения в качестве “traveling secretary based in Moscow” ( координатор работы, базирующийся в Москве) с начислением зарплаты, теперь он ездил с лекциями по всей стране.



Марцинковский Владимир Филимонович
В 1902 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета,
где сблизился с П. Н. Николаи
По окончании обучения в 1907 году занимает должность учителя гимназии г. Гродно,
однако шесть лет спустя, в 1913 году, по приглашению Николаи возвращается в Москву,
посвящая себя служению в РСХД.
В том же 1913-м году на работу в РСХД были нацелены еще двое секретарей YMCA,

Шварц и Скотт тоже были внедрены в качестве студентов, это давало им возможность выдвинуться в качестве студенческих лидеров.

Николаи - Мотту:

“Конечно, все дело - в лидерах, как , например мисс К. в Киеве [предполагается - О.И.Кулешова]…у нас есть еще двое возможных, один из них уже дал свое согласие…мы получили приглашение на работу в Казани, другое плодородное поле - Дорпат, где еще помнят Ваши выступления и относятся по-дружески”

В том же году один из лидеров РСХД Александр Никитин был направлен на трехмесячный тренинг - план его маршрута разработал сам Шервуд Эдди, туда были включены различные конференции и митинги YMCA. Предполагалось, что такое обучение вдохновит лидеров русского Движения на новые идеи. В дальнейшем, в 1922 году, Никитин стал секретарем Болгарского студенческого христианского движения (ок. 1922 г.), в 1931 году - старшим секретарем РСХД, а в 1935-м,  уже опытный лидером,  возглавил Движение во Франции.

Николаи - Мотту:

“Мы отказались от идеи послать мистера Д. на самостоятельную работу в Дорпат …я слишком торопился. Возможно, он будет готов к этому через пару лет… Этой же зимой он сконцентрируется на работе в петербургском университете вместе с Н.[студент Никитин] …

Жаль, что мы больше не можем никого , кроме него послать в Америку, из-за незнания языка. Он искренний христианин, с мягким и несколько эмоциональным характером, не лидер, но замечательный работник.”



Студенческий христианский кружок в Москве.
Справа в кресле - Марцинковский
Несмотря на активность работы, Николаи в своих письмах Мотту жаловался, что его усилий не хватает, как только он уезжает из Петербурга в Москву или Киев, работа в Петербурге начинает затихать. Ему так и не удается подготовить себе замену.

Собирая отчаявшихся и слабых, помогая им поверить в свои силы, он все еще тешил себя надеждой, что в этой среде он сможет воспитать настоящего лидера, который подхватит дело и поведет за собой. Нашедшие же в себе силу, покидали своего наставника, часто - навсегда.

“Печально, но столько лет работы принесли лишь незначительные результаты…Я не понимаю, почему Бог нам не посылает настоящих национальных лидеров… Я был бы рад, если бы это был Sw [Шварц]., но русские возражают против иностранного лидера. Что тут сделаешь?”

С 1913 года наметился рост студенческого движения в женской среде.



Женский христианский студенческий кружок, 1909 г.

"... началась работа и среди курсисток, которую Павел Николаевич повёл в сотрудничестве с Александрой Ивановной Пейкер. Работа пошла успешно. Господь благословлял её. Начались обращения.
Одними из первых были три сестры Бреше, впоследствии много поработавшие для Господа.
Вскоре была снята отдельная квартира, нечто вроде общежития, где они могли собираться для изучения Слова Божия, а некоторые могли и оставаться там жить.
Необходимые для этой работы средства давались частью старшими сестрами в Господе, а частью сочувствующими этому делу."   С. П. Ливен "Духовное пробуждение в России"



Софья Ливен с христианской молодежью
Донесение Слова Божьего было не единственной целью Движения, пишет автор книги о бароне Николаи. Едва ли не главной целью было умиротворяющее действие путем постижения “таинства братства”.

Полицейский надзор отмечал, что в связи с появлением РСХД левым течениям стало сложнее проводить свои акции, члены РСХД в большинстве случаев в демонстрациях левых не участвовали. Таким образом, разраставшееся течение стало работать в интересах властных структур.

В прошениях о легализации Движения, подаваемых чиновникам, указывалось на благоприятный эффект, который оказывает Движение на молодежь. Изучение Евангелия снимало тревогу, давало надежду, обещало спасение в Вере , прививало смирение.

Вскоре группа Дея и Андерсена из Политехнического института получила одобрение и официальное разрешение на свою работу.

Но окончательное разрешение Движению выдало лишь Временное правительство в 1917 году. Все это время барон Николаи, несмотря на слабое здоровье, вел неустанную работу по распространению веры.

Война осложнила условия работы, огромным препятствием для развития Движения оказалось возросшее чувство национализма.

“Чтобы Вы нам посоветовали в этих условиях, писал Николаи Мотту,- собрания для молитвы, религиозные собрания? Мне очень важен Ваш совет.”

“У молодых людей отсутствует энергия и практичность, они напоминают вагоны без паровоза”

“Ах, как бы мне хотелось видеть образованных и энергичных людей, возглавляющих это несчастное Движение!
Я чувствую, что старею, и молю Бога о том, чтобы он послал таковых”, в особенности, пишет Николаи, - нужны секретарь Движения в Петербурге и генеральный секретарь.
“Бог даст, и Sw.и Sc.[ имеются в виду секретари YMCA Шварц и Скотт] вернутся в страну после окончания войны."

"Русские такие слабохарактерные, иногда этого достаточно, чтобы впасть в отчаяние”





Что удивительно, Шварц в это время не на полях сражения,
хотя и убыл из России в связи с началом войны.
Несомненно, он слишком ценен, чтобы его посылать на фронт для работы в армии.
В 1915 году он зарабатывает деньги, читая лекции о положении в России,
об отсутствии свобод и демократии





А это уже 1916 год. Знакомый уже по третьей части рассказа
миссионер Фетлер, бесстрашный обличитель существующего зла,
чудом избежавший Сибири и вызволенный благодаря президенту Вильсону,
выступит с приветственной речью перед делегатами
студенческой конференции в Корнуэльском университете



Фетлер



Фетлер проповедует



Собрание членов Евангелического общества молодых людей.
Евангелическое общество молодых людей (Лермонтовский пр., 3).
Петроград 1915 г.





Дети членов Евангелического библейского общества. 1912 г
И все же, несмотря на активные умиротворяющие действия Россия катилась в революцию...

Продолжение следует

Фетлер, YMCA - ИМКА - ХСМЛ, Миссионерство, Оржевская Наталья Ивановна, Студенты, барон Николаи П. Н., РСХД, Джон Мотт, Великий евангелический поход

Previous post Next post
Up