3. Преподобный Саймонс и другие деловые люди

Aug 23, 2013 17:42





Время сеять.
Карикатура, заявляющая о том, что в России наступило время
 для продвижения либерального религиозного мышления при отсталой Русской церкви.
Из американского журнала 1901 года
Продолжение. Начало: Великий евангелический поход




Из газеты 1896 года.Эндрю Уайт предупреждает американцев, что в том случае,
если русский царь станет контролировать Армению, всей американской работе,
и в том числе -миссионерской, прийдет конец.
При этом он вспоминает случай, когда миссионерам,
собиравшимся пересечь юг России, чтобы попасть в Персию, было в этом отказано.
Это не может не волновать друзей Американского Общества распространения Библии,
уже потративших. в том числе и на Армению, больше 44 тысяч долларов.
Через своего агента в Петербурге Джорджа Принца было истрачено 2 тысячи долларов
на закупку и издание Библии.
Вскоре, после вышедшего указа о веротерпимости епископ Уильям Берт (William Burt), глава Методистской миссии в Европе выделил дополнительные средства для работы в России и поручил это поле деятельности Джорджу Саймонсу ( George A.Simons).



Епископ Уильям Берт
Саймонс, бывший банковский служащий, решившийся продолжить дело своего отца-миссионера, в 1907 году с неохотой отправился в неспокойную Россию.
Однако, вскоре он уже с воодушевлением писал: «Старая Россия практически осталась в прошлом…Старая церковь потеряла связь с народом». Предполагалось, что на место Старой церкви придет Новая, которая и займется окормлением народа.
.



Dr. George A. Simons
О Православной церкви Cаймонс говорил так:
« Русскогреческая церковь не проповедует. Это религия мужского пения, ритуалов и идолопоклонничества. Как и остальные ветви языческого христианства, она предлагает булыжник тем, кто жаждет ощутить вкус жизни…Теперь самое время прийти к ним с Учением жизни, света, свободы и правды».

И, конечно, строя большие планы, Саймонс требовал от Миссии больших инвестиций.

В 1908 году Секретарь европейской Миссии адвентистов объявил Россию самым обширным в мире районом миссионерской деятельности, ведь Россия обладала одной одиннадцатой частью мирового населения.
А в 1909 году в статье Миссионерского Обозревателя (The Missionary Review of the World ). Сибирь, которую американцы считали отдельной колонией России, была названа “плодородным полем, готовым для миссионерской работы”.

Баптистский лидер, посетивший Россию в 1910 году, восхитился “самой большой в мире областью” миссионерства. На это Конради возразил, что важна не обширность территорий, а многочисленность населения, которое умножается гораздо быстрее, чем Америка прирастает иммигрантами. Другой миссионер, Вильгельм Фетлер, указывал на важность того, что эта многочисленная нация, к тому же, принадлежит к белой расе, и ее лишь нужно направить на правильный путь.

Обращалось внимание , что помимо многочисленности, русские обладали еще высокой скоростью воспроизводства. К тому же, будучи христианами, а не язычниками, они были вполне подготовлены к принятию истин Евангелия.

Миссионеры напоминали, что помимо русских, Империю населяли еще и другие, неправославные народы, и отсутствие миссионерской работы Православной Церкви давало основание полагать, что большая масса населения вообще не знает о существовании Евангелия. А это значит, ему срочно требуется просвещение.



Джон Мотт
На Россию возлагалась большая надежда и по геополитическим причинам.
Джон Мотт, лидер YMCA, о котором я расскажу позже, как и президент Теодор Рузвельт, считал, что ни одна страна не будет иметь такого большого значения в будущем, как Россия, находящаяся "в поясе власти" и на границе между Западом и Востоком. Итак, в начале двадцатого века взоры миссионеров устремились к России.

Итак, кто контролирует Россию, тот контролирует весь мир, в этом были убеждены многие политики, потому миссионерской деятельности придавалось большое значение. Миссионеры протягивали в страну связующие нити, которые в будущем могли бы работать “на общее благо”, Россия должна была интегрироваться в общий Христианский мир, а также глобальное экономическое пространство.



Методистские епископы Миссии, крайний справа будет курировать Россию
В то время журнал миссионерский журнал Христианский Поборник , публиковавший списки миссионеров для работы за рубежом, содержал в основном нерусские фамилии. Сознавая необходимость закрепиться в России надолго, Миссия поставила своей задачей превратить привносимую в русское пространство инородческую Церковь в национальную. Возражения о том, что у народа уже была национальная церковь отметались - в революционных планах евангелистов она должна была уступить место церкви, идущей в ногу со временем.

Учитывая обширность территории, было принято целесообразным объединить усилия уже существующих в России протестантских групп с интеграцией их в Мировое пространство Евангелической церкви.
В 1910 году Миссионерский Обозреватель( The Missionary Review of the World ) уже  писал о благоприятной и многообещающей ситуации, сложившейся для баптизма в России.

Баптистские лидеры воодушевлялись отчетами о том, что «в некоторых частях юга России баптисты распространились практически повсеместно».

Количество адвентистов в России за период с 1905 года по 1912 год увеличилось с двух до пяти тысяч.

Восторгаясь успехами по обращению русских в правильную веру, миссионеры не упускали возможности отметить роль Миссии в процессе глобализации, указывая на связь «духовного освобождения», политической свободы и экономического развития России.

Адвентисты отмечали, что по желанию Всевышнего, евангелизация соединяла людей из разных концов мира: «Бог собирает людей разных рас в одной стране, чтобы они услышали его послание и, вернувшись, передали его своим соотечественникам».

Другим божественным явлением, с точки зрения адвентистов, была революция в транспорте ( внезапное изобретение и использование парового двигателя и электричества для движения, производства и коммуникации), которая была послана, чтобы ускорить распространение евангелизации.

Божий промысел виделся не только в явлениях иммиграции и технологических инновациях, но и в судьбах монархий. Так поражение монархической Испании в 1898 или поражение России в русско-японской войне объяснялось судом Господа над теми, кто не соблюдает законы религиозной и гражданской свободы.

Если религиозные деятели и сомневались в возможности скорого прогресса в России, потому что «безграмотный русский крестьянин еще крайне не готов к полному освобождению», то во взаимосвязи духовного и экономического прогресса сомнений не было.

Так один из баптистских деятелей в Эстонии, барон Вальдемар Укскул, заявлял, что Россия представляет собой “большие возможности, как в религиозном отношении, так и в отношении бизнеса”. Для развития России, подчеркивал он, влияние Евангелия крайне необходимо!.



Барон Вальдемар Укскул, 1900-е



Нарядившись в "русский костюм" барон читал лекцию о России
в Гарлемском отделении YMCA.
Барон является казначеем Баптистского союза в России и сам довольно богат.
Он говорил о большом желании русских узнать больше о христианстве
и о недостатке людей, которые могли бы их научить
Газета New York Times , 1906 года.Религиозные деятели всегда учитывали связь между богатством и распространением миссии.
Так во время переселения крестьян за Урал один из адвентистов-миссионеров срочно искал последователей для такого переселения : « учитывая относительную зажиточность сибирских крестьян, эта область вскоре будет хорошо организована и обеспечена».

Хотя евангелисты привлекали к себе разные слои населения: крестьян, рабочих, студентов, больше всего им хотелось заполучить представителей аристократических классов.

Вскоре после того, как в Петербурге образовалась методистская община, сокрушаясь о том, что община состоит в основном из старых и бедных, Джордж Саймонс писал:

« В России богатства в изобилии…Когда наша Церковь овладеет хорошо обеспеченными русскими, а это обязательно произойдет, тогда у нас будет много денег, потому что богатые русские очень щедры и не скупятся на благотворительность»

Язык деловых людей, использующий понятия окупаемости и прибыльности, очень часто использовал адвентист Конради. От него не отставал методист Саймонс. Запрашивая дополнительные суммы на печать методистской литературы, чтобы иметь возможность конкурировать с баптистами, он заверял свое методистское начальство в том, что с деловой точки зрение, это предприятие окупится в течение двух лет.

Частое использование языка деловых людей свидетельствует о том, что количество обращений в правильную веру было тесно связано с потребностями капитала в новых рынках сбыта и инвестирования.

Как настоящие торговые представители, миссионеры оперировали цифрами - не только количеством обращенных, они составляли квартальные и годовые отчеты с суммами, полученными от поступления церковных десятин, затраты и приходы по каждому члену общины, указывали розничную стоимость книг и поступления от продаж. И, если какое-то предприятие было неприбыльным, это было просто долгосрочное вложение с целью получения больших дивидендов.

Несмотря на всеобщее возбуждение рядовых евангелистов от своего успешного распространения в России, их лидеры в Америке не разделяли этих настроений, просматривая вероятность рисков вложения капиталов.

Отвечая на настойчивые требования Саймонса о дополнительных средствах, преподобный Штунц (Stuntz) сообщал, что он встревожен желанием как можно быстрее создать новую русскую методистскую церковь. Вместо создания такого предприятия « под ключ», он предлагал процесс постепенного развития, который, с его точки зрения, мог дать в будущем больше плодов.

Миссионерский комитет, собравшийся в 1907 году, советовал сосредоточиться на обеспечении образованных проповедников, которые должны быть местными русскими.

Опасения были не напрасны, в ухудшающейся политической обстановке внутри страны государство воспринимало миссионеров, стремящихся объединить людей в независимые от государства группы, в качестве пятой колонны, считало их угрозой национальным интересам и пыталось ограничить их деятельность.

К концу 1910 года адвентисты начали жаловаться на цензуру и новые правила, направленные против прозелитизма. Вскоре царское правительство распорядилось закрыть молитвенные дома адвентистов в Риге и отказалось предоставлять «сектантам» земли в Сибири.

Разочарованный редактор Миссионерского Обозревателя писал о том, что в России опять нет религиозной свободы.



Заголовок миссионерского журнала,
где Бориса Ельцина называют отцом религиозной свободы
Накануне войны, в августе 1914 года, новый закон запретил проповедь в любых местах, кроме разрешенных “для использования в качестве домашней церкви”.



В последующие месяцы полиция арестовала и заключила в тюрьму множество миссионеров, имевших связи c немецкими колонистами (в основном - адвентистов и баптистов). Им были предъявлены обвинения в шпионаже.



Миссионер Вильгельм Фетлер в начале своей деятельности.
Из курземских немцев, родился в семье баптистского пастора,
был отправлен в Лондон для получения образования в баптистском колледже,
в 1907 году вернулся в Россию, где начал агрессивную ( так пишет David S. Foglesong )
миссионерскую деятельность, используя псевдоним "Василий Малов "



История о том, как арестовали и отпустили Фетлера
из  газеты 1915 года
После выдворения из России Фетлер сообщил, что его семья останется в Норвегии
до момента переезда на жительство в Америку.
Но он еще вернется в Россию.
В 1933 году он будет рассказывать прессе, что его арест подписал сам Распутин,
поскольку он был его врагом.
Что касается методиста Саймонса, он продолжал пользоваться относительной свободой, главным образом, благодаря осторожным действиям и связям не с Европой, а с Америкой.

Продолжение - на следующей неделе

Источник:
Альбом миссионеров:
http://catalog.gcah.org/omeka/items/browse/page/143?sort_field=Dublin+Core%2CCreator
The American Mission and the 'Evil Empire':The Crusade for a 'Free Russia' Since 1881

Церковь, Фетлер, Джон Мотт, Миссионерство, Джордж Саймонс, Великий евангелический поход

Previous post Next post
Up