Клэр Шеридан. Писательница, скульптор. Часть 7

Dec 20, 2012 00:35








Птицы. 1931 год



Возвращение из России совпало с выборами в Парламент и скандалом с письмом Зиновьева.
Она не смогла продать рассказ о своей поездке, газеты были заняты другим. Из 500 фунтов, потраченных на поездку, она смогла вернуть лишь 50,и то гораздо позже.Ей удалось продать советскому посольству в Лондоне копии бюстов советских лидеров и русскую шубу.
Выручив деньги, она погрузила все свои пожитки ( мраморные и бронзовые бюсты и библиотеку) и Дика бесплатно на советское судно компании Arcos, следующее в Одессу, а сама, вместе с Маргарет, поспешила на Sud Orient Express в Константинополь, чтобы к приезду Дика успеть снять какой-нибудь дом.

Это было нелегко, большинство домов, таких красивых на внешний вид, внутри оказывались ветхими и полуразрушенными.
Помог русский консул Потемкин, который предложил ей виллу в Терапии с видом на Босфор, ранее принадлежавшую русскому военному атташе. Теперь эта вилла была советской собственностью и сдавалась иностранцам. Русские обещали ее отремонтировать, оборудовать ванной, и предложили подписать договор лизинга на три года за 110 фунтов в год. Она подписала без колебания и выразила желание продлить срок до 10 лет, на что ей ответили: она может жить там всю жизнь.





Это было идеальное место для работы, невероятно красивое. Открывавшийся вид на Босфор давал возможность наблюдать за проходившими кораблями. Их было много под разными флагами. Всю зиму она писала книгу “По Европе на Сатанелле”. Дети посещали классы для детей русского посольства.



Нашим главным другом был Исмет Паша…который носил серый астраханский колпак как корону. Он приходился кузеном премьер-министру и работал в качестве консультанта на русскую компанию Arcos. Он был сильно настроен против большевиков, и они никогда не слушали его советов, но платили ему большую зарплату.

Когда Клэр не могла объяснить своему повару то, что она хочет, потому что тот говорил только по-турецки, она поднимала трубку и просила: ”Пожалуйста, скажите Хасану, чтобы он не устраивал сцен в деревенском трактире и не грозился убить армянского лавочника” или “Пожалуйста, Исмет, у нас будут друзья к ужину, не закажите ли вы еду?”. После этого трубка передавалась Хасану, и тот получал инструкции.





Жизнь шла спокойно, Клэр не только имела возможность заниматься скульптурой, но и написала очередную книгу “Турецкий калейдоскоп”. Все было бы хорошо, если бы о Клэр не распространялись слухи.

Говорили, что советское посольство подарило ей дом, а это означает, что она русская шпионка. Когда же Клэр пригласили в Британское посольство, среди турок поползли слухи, что она работает на англичан.
Дружба с французским представителем Мугиным внесла еще большую неразбериху.

На всякий случай, приехавщий в Турцию, Франклин Булон не стал с ней встречаться, она была сомнительным контактом.

"Слово шпионка сопровождало меня, где бы я ни появилась". Несмотря на то, что Исмет Паша отвечал этим людям, что рассекреченный шпион - уже не шпион, люди продолжали считать ее шпионкой. Слава английской Мата Хари преследовала ее повсюду.



Однажды она поехала в Ангору, в поезде ехали работники советского посольства, турецкие чиновники, и еще много знакомых. Хикмет Бэй предоставивший ей в Ангоре гостевой дом, сказал: “Вы могли бы работать не так открыто. Мне сказали, что ночью Вы пошли в купе русского консула и передали ему информацию о содержании чемодана французского представителя.” Она могла только удивляться, как много людей в такое верят.

Вскоре Латифе Ханум, супруга Кемаля, объявила, что откажет посещать свой дом тем, кто будет принимать у себя Клэр, а французский военный атташе передал Клэр, что ее дружба с Мугиным погубила его карьеру.



Латифе Ханум и Мустафа Кемаль
К чести Исмет Паши, Потемкина, Мугина, они продолжали дружбу, но сама атмосфера недоверия и сплетен стала отравлять существование. Клэр опять задумалась о переезде в Россию ( если ее все называют большевичкой, то почему бы не жить среди большевиков?)

Возможность начала новой войны наполняла ее сердце ужасом с самого рождения сына. Она боялась, что однажды, ему, как и отцу придется пойти в армию, чтобы не прослыть трусом или дезертиром. Что будет, если он отравится газом, или он получит ранение, или будет убит? Возможность лишиться сына была кошмаром, который приходил к ней периодически. Когда бы она ни видела марширующих солдат, этот страх возвращался. Если бы только можно было найти место на земле, куда бы ни добралась война, она бы тут же туда уехала. Советская Россия была тем местом, где казалось, она может чувствовать себя в безопасности, ведь Красная армия - народная армия, она стоит на охране народных интересов, и не будет ни на кого нападать…

Но Мугин сказал: “Только не Россия, ради детей, Вы не имеете на это право, Вы будете потом всю жизнь жалеть.”
Маленький эпизод стал последней каплей - русский консул был вызван в Москву, его место занял заместитель, и ее детям отказали в посещении школы. Детям сказали: ”Вам нечего делать в посольстве, потому что вы - чужие”.

И тогда Мугин предложил: “Поезжайте в Алжир”, и добавил, что там мы найдем все, что нам нужно - мир, красоту, восточный колорит, вечное лето. К тому же, там есть западная цивилизация, и масса материала для будущих книг.

Они погрузили свои пожитки на французское судно.

"…когда минареты Стамбула исчезли в вечерней дымке, Маргарет заплакала:
“Я не могу этого выдержать. Как только я начинаю любить место, когда оно становится моим домом, мы опять уезжаем!”
“Это - в последний раз”, - пообещала я.
Это было поспешное обещание. Мы не могли сказать, что ждет нас впереди…”

А впереди ждала Бискра - райский уголок на окраине Сахары, где она с помощью местных жителей построила себе дом.




Бискра. Алжир

Отказавшись от парижских юбок ради мешковатого костюма с белыми шароварами, которые носят арабские женщины, женщина-скульптор, Клэр Шеридан, отказалась и от западной цивилизации , поселившись навсегда на краю пустыни Сахары.

По ее приказу местные рабочие возвели для нее глиняные стены роскошного дома в национальном стиле, самого шикарного во всей округе, которому могут позавидовать даже местные шейхи. Его сверкающие белые стены хранят сокровища, которых нет во многих других местах этой пустынной земли.

Для того, чтобы его наполнить, арабские торговцы пересекали пустыню много раз, чтобы привезти роскошные украшения и безделушки, редкие ковры и накидки, медные изделия с инкрустацией. Диван , на котором она спит, привезен из Ахаггара, его обивка - из лучшего натурального шелка, который только можно найти в этой стране.

Решив принять арабский образ жизни, миссис Шеридан не только сменила одежду и интерьер, она также соблюдает арабские праздники и арабский пост в 40 дней, во время которого пищу нельзя принимать до захода солнца. Однако, она сознается, что в этом есть не только духовная, но и материальная причина, соблюдение поста помогает ей сохранять фигуру Сильфиды.



В Бискре она провела 8 лет, занималась скульптурой, писали книги. В этот период она написала и опубликовала автобиографическую книгу “Nude Veritas” или "Naked Truth" (Чистая правда - 1927 г.) и работала над Aрабскими интерлюдиями (1936)

Али смеялся над моей западной точкой зрения. “Лень”, - сказал он - “это желание ничего не делать, когда нужно что-то делать. Но так как я ничего не должен делать, я не могу быть ленивым”

Я спросила:”Почему Вы не найдете себе дело?”
- “Зачем?”
- “Потому что мужчина должен иметь занятие”
- “Почему?”
- “Потому что человек, ничего не делающий, не имеет право на существование”
- “А какова цель существования?”

Я уклонилась от ответа на вопрос, над которым размышляли более умные люди, чем я или он. Я его убеждала:”Работа необходима человеку, чтобы заработать авторитет”

Он сказал:”Работа - это для тех, кому нужно зарабатывать деньги, но мне не нужны деньги”
У меня был боевой настрой, и я, зная заведенный шейхами порядок, сказала: “Вы наживаетесь на бедных”
Он вяло улыбнулся. “С древности человечество было поделено на две группы: доминирующее меньшинство и эксплуатируемое большинство”
- “И вам не стыдно?”
- “Конечно, нет. Я благодарю за это Аллаха”

(Aрабские интерлюдии)



В 1931 году газеты сообщили: “Знаменитая скульптор Клэр Шеридан, создавшая образы большевистских лидеров, приехала в Лондон, чтобы встретиться с Махатмой Ганди. После этого ее коллекция знаменитостей пополнилась изображением Ганди.



Berkеley Daily. 1935 г.

Миссис Шеридан покинула Бискру и поселилась в Париже. Там она открыла студию и посвящает почти все свое свободное время ваянию.

В интервью газете миссис Шеридан сказала: “никакие мирные конференции не предотвратят войны, пока матери и жены не станут дипломатами и государственными деятелями”.

“Женщины имеют очень плохую репутацию из-за своей болтливости, но никто так много не говорит впустую, как это делают государственные деятели. Тот факт, что женщины так много думают о своих сыновьях, будем самым важным фактором в сохранении мира, если жены и матери станут дипломатами и займут государственные посты”

Указывая на то, что женщины очень хорошо переносят стрессы в тяжелые времена, она привела в пример русских женщин, попавших в условия эмиграции

По ее мнению, женщины более честны и имеют более серьезный подход в решении важных вопросов.

“Я - феминистка, но я не считаю, что женщины должны отказаться от своих женских чар для того, чтобы включиться в политическую и общественную работу. Я думаю, что женщины должны заботиться о своей привлекательности с такой же целью, с какой деловые мужчины аккуратно бреются и хорошо одеваются.”





Екатерина Красина и Клэр Шеридан.1937

В Европе она с тревогой наблюдала, как мир все больше скатывался к войне, нужно было сохранить самое дорогое - своих детей, она не хотела рисковать сыном.

И все же, она его не уберегла. Дик умер после операции по удалению аппендицита в 1937 году в Алжире.

Похоронив Дика, она уехала в Сассекс, в их имение в Бриде. Как и в прошлый раз, после смерти Элизабет, она погрузилась в работу.


Она решила поехать в Америку, услышав о существовании в Монтане колонии художников, живущих в резервации индейцев. Сначала она жила в колонии, работая с глиной и учась резьбе по дереву, изучая индейские обычаи и традиции.



Portrait of Clare Sheridan painted by Edward Blackmore

Потом она переехала на территорию Канады, и поселилась в доме у вождя, в одном из индейских племен. По возвращении она устроила выставку своих новых работ и опубликовала книгу “Redskin Interludes” (Краснокожие интерлюдии -1938 г.).





Во время Второй мировой войны Клэр жила в имении в Бреде. Там она, не умея сидеть без дела, задумала сделать статую скорбящей Мадонны. Но мрамор и бронза были ей не по карману. Вокруг дома и в заброшенном саду было много засохших деревьев.
Если хочешь быть художником (Бог знает, я пыталась освободиться от этого и жить как простая крестьянка, но желание творить было, как неизлечимая болезнь), нужно приспосабливаться к условиям и использовать то, что есть под рукой…

Ствол упавшего дерева десять солдат принесли в мою студию из парка, он лежал на полу, как упавшая колонна. 12 ноября 1941 года в ответ на мою просьбу пятеро канадских солдат подняли лежащее дерево и установили его на нужном месте…

Я воображала себе статую Мадонны и младенца, памятник моему Дику, могила которого осталась на берегу любимого им Средиземноморья…

На расстоянии настоящий дуб создает иллюзию камня. У него тот же золотистый оттенок, который имеет кайенский камень, из которого сделаны стены. Дерево высекается так же, как высекают камень.

('My Crowded Sanctuary')











В 1942 году Россия уже союзник, а не враг. Вероятно потому кузен Уинстон Черчиль согласился позировать Клэр, и она создала его портрет в бронзе.


"В Англии есть люди, которые негодуют по поводу моих скульптур Ленина и Троцкого. А в Москве многих возмущал тот факт, что я вылепила бюст Уинстона Черчилля"



Madonna, 1944
По окончании войны Клэр уехала в Италию, а в 1946 году газеты сообщили новость - миссис Шеридан стала католичкой и переехала в Испанию в Гэлвей (Spanish Arch in Galway.) Там она продолжала работать над скульптурой.







A Hand Holding A Baby's Head. 1950



The Black Madonna. 1955, Allington Castle

В 1957 году вышла ее новая книга - To the Four Winds, а в 1960-м году Клэр стала монахиней францисканского ордена.





Умерла Клэр Шеридан в 1970 году, когда ей было 84 года.

История миссис Шеридан
1. "Кто такая миссис Шеридан?"
2. Путешествие миссис Шеридан в Советскую Россию
3. Слава миссис Шеридан
4. Журналистка
5. Возвращение в Россию
6. По Советской России на мотоцикле
7. Писательница, скульптор
8. Шпионка?

Шеридан (Клэр), Женщина в мире

Previous post Next post
Up