Сегодня, в завершение разговора о многосерийном художественном фильме «Вечный зов», хочу напомнить, о чем мы говорили в самом начале, а именно - о пропаганде. О том, кто и как ее понимает, кто и как, а главное - с какой целью осуществляет свою пропаганду (
http://ljudok74.livejournal.com/55867.html)
Согласитесь, если старые советские фильмы, такие, как «Вечный зов», и были элементами пропаганды, то именно такой, которая направлена на «распространение и углубленное разъяснение» полезных знаний, то есть, являет собой способ передачи определенных идей, ценность которых ярко освещена в этих картинах. И здесь я хочу сказать пару слов о таком явлении, как кинопедагогика.
Новое модное слово, привезенное к нам из-за рубежа, тогда как само явление, процесс, ведущий к определенному результату, использовалось при воспитании молодежи в нашей стране задолго до того, как появилось само слово. И мы об этом уже однажды говорили (
http://ljudok74.livejournal.com/15206.html), когда полтора года назад вдруг объявились эти заграничные «кинопедагоги-первооткрыватели», а точнее - одна «педагогиня», которую отрекомендовали так:
«Это специалист из Германии, который преподает непривычную для российского образования дисциплину - кинопедагогику»(
http://ulkul.ru/news/ulkul/v-ulyanovsk-prikhodit-kinopedagogika.html)
Для российского образования, возможно, дисциплина и непривычная, но еще раз отмечу, что свойства этого явления широко применялись при воспитании советской молодежи. И это вполне логично и естественно, ведь недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
А разве нигде больше не применялись или не применяются свойства, которыми обладает кинопоказ? Для чего тогда вообще изобрели кино? Верно! Для того, чтобы показывать Нечто, а вот что именно, - зависит от того, какими идеями или знаниями хочет поделиться тот, кто показывает или создает этот фильм. При этом, конечно, идеи (в отличие от знаний) могут быть и надуманными, искусственными, но это только в случае, если тот, кто их пропагандирует, ведет деструктивную пропаганду и преследует корыстные цели, а потому нечестен.
Если же целью создания и показа фильма является пропаганда конструктивных идей, несущих полезные знания и выгоду для всех, кому они демонстрируются, то ничего плохого в такой пропаганде я лично не вижу. И никто не видит. Например, когда речь идет о патриотическом воспитании и просвещении молодежи. Ведь именно для передачи новым поколениям нравственных ценностей, веками существовавших на Руси и определявших идентичность русского человека, и создавались в разное время различные художественные произведения, в том числе и кинокартины.
Единственным, может быть, минусом нашего старого кино является то, что оно постепенно отучало нас от чтения. Но тот, кто хоть раз пытался сравнить экранизацию произведения с его печатным вариантом, тот знает, что всегда существует разница между сценарием фильма и оригиналом произведения, и не всегда эта разница оказывается в пользу фильма. Но уж если создатели картины, что называется, «на полную» использовали все возможности и средства, чтобы передать некую основную идею, нерв, то мы можем сказать, что затея удалась, и такую картину можно по праву назвать самостоятельным художественным произведением, даже шедевром. Одним из таких шедевров является кинокартина «Вечный зов».
Мы вспомнили все яркие образы и сюжеты, изображенные в этом фильме (
http://ljudok74.livejournal.com/56845.html,
http://ljudok74.livejournal.com/57244.html,
http://ljudok74.livejournal.com/57396.html,
http://ljudok74.livejournal.com/57691.html), и убедились, что все они, - и образы, и сюжеты, - встречаются и в современном мире, в сегодняшней нашей жизни. И по-прежнему основной идеей и задачей нашего существования остается единственное - быть Человеком. Всегда и везде, в любой ситуации, при любых обстоятельствах. Оставаться Человеком.