Именно такой вопрос должны задавать люди, если они и в самом деле желают разобраться в настоящих причинах чего-либо. Задав этот вопрос, они должны будут пройти всю цепь причин и следствий вплоть до самой первопричины, с которой все и началось.
Например, в последнее время вновь и вновь в прессе и в ходе различных дискуссий периодически поднимается вопрос о причинах распада СССР. Недавно его опять затронули на программе «Структура момента» (эфир от 10 ноября 2015 г.), и такие господа, как Гозман, Усков и Ко, продолжают утверждать, что СССР стал банкротом, стараются убедить всех в том, что коммунистическая идея и социалистическая система хозяйствования оказались несостоятельными, не оправдали себя. «Советский Союз обанкротился, господа!» (Николай Усков) или «Коммунисты довели Советский Союз до банкротства» (Леонид Гозман) - заявляют они.
>Кто-то по-прежнему повторяет, что СССР «развалили злые силы» (во всяком случае, смысл многих заявлений заключается именно в этом). И, возможно, в чем-то эти люди правы, но здесь важно, что именно они подразумевают под «злыми силами», и об этом мы еще поговорим. А вот тов. Кургинян непоколебимо настаивает на том, что «всегда за всё отвечает власть. Царь - за крах Российской Империи, коммунисты - за крах Советского Союза», и добавляет при этом, что «нельзя не сказать, что в этом великом грандиозном (красном, коммунистическом, советском) проекте не было ошибок, которые, в конечном итоге точили его изнутри».
Для меня (и насколько мне известно, не только для меня) эта точка зрения является единственно верной. Но я не берусь утверждать, что сам тов. Кургинян или те, кто поддерживает его мнение, имеют в виду первопричиной именно те обстоятельства, о которых мне хотелось бы сейчас поговорить, и что лично я считаю первопричиной.
Итак, «Всегда за всё отвечает власть». Думаю, что никому не нужно напоминать о роли Горбачева в том, что произошло с нашей страной и КПСС. Об этом немало сказано и написано в постсоветский период, в том числе и самим Горбачевым. Но откуда у него появилась возможность осуществить то, о чем он, по его собственному признанию, мечтал долгое время?
Каким образом в советском обществе вообще (и в партии в частности) смогли сохраниться такие личности, как Горбачев или Ельцин, - это отдельный (серьезный и глубокий) вопрос, на который я, тем не менее, попытаюсь здесь коротко ответить, но чуть позже. Сейчас же мне бы хотелось разобраться в вопросе о том, как подобные типы смогли-таки совершить все то, что они совершили.
Каким образом вся полнота власти фактически оказалась в руках одной, мягко скажем, непорядочной, личности?! Как вообще власть могла сосредоточиться в руках одного человека, если главным лозунгом Великой Октябрьской социалистической революции был лозунг «Вся власть - Советам!», а в течение всей второй половины ХХ века (и до сих пор!) все усиленно боролись с «культом личности и его последствиями»?
Необходимо установить и достаточно четко проговорить, с чего же все началось, ибо даже многие представители организаций «левого толка» думают или делают вид, что знают об истоках катастрофы под названием «крах СССР», но почему-то никто, кроме Кургиняна, ничего не может рассказать об этих истоках. Поэтому нам придется пройти по некой цепочке причин и следствий, помня, что дословно тезис, который мы доказываем, звучит так: «Всегда за всё отвечает власть. Царь (!) - за крах Российской Империи, коммунисты (!) - за крах Советского Союза».
Итак, займемся поиском и выявлением ошибок, «которые, в конечном итоге точили его изнутри». И в каком-то смысле нам придется продолжить разговор, начатый недавно (
http://ljudok74.livejournal.com/52641.html) - о создании структур и превращении их в «пузыри». Ведь именно эти «пузыри» и позволили антикоммунистам, врагам Советского Союза впоследствии писать и говорить подобные вещи:
«Суд (имеется в виду суд над КПСС) констатировал, что в лице Коммунистической партии Советского Союза в СССР господствовал режим неограниченной, опирающейся на насилие власти сравнительно небольшой группы партийных функционеров во главе с Политбюро ЦК КПСС под руководством Генерального секретаря. Высшие руководящие органы и должностные лица КПСС «действовали в подавляющем большинстве случаев втайне от рядовых членов КПСС, а нередко - и от ответственных партийных руководителей более низкого уровня и лиц партийного аппарата. На нижестоящих уровнях управления вплоть до района реальная власть принадлежала первым секретарям соответствующих партийных комитетов».
Прежде всего стоит обратить внимание на то обстоятельство, о котором кто-то почему-то забывает, а другие просто не знают о нем. Я имею в виду тот факт, что, несмотря на однопартийность, в СССР существовала определенная разница между партийной и государственной структурами, что это были две разные структуры, хотя имели схожую друг с другом архитектуру, поскольку обе изначально строились по принципу демократического централизма.
ДЛЯ СПРАВКИ:
Демократический централизм - форма государственного устройства (а также способ организационного строения партий и общественных объединений), основанная на обязательности решения вышестоящих органов для нижестоящих при выборности всех органов и подотчётности их нижестоящим. При демократическом централизме все постановления парламента обязательны для всех местных советов, при этом сами местные советы избираются населением; также постановления кабинета министров обязательны для местных администраций, при этом местные администрации избираются местными советами и подотчётны как местным советам, так и кабинету министров или вышестоящей местной администрации.
В демократическо-централистских партиях имеется единая программа и единый устав, постановления съезда партии обязательны для местных конференций и всех членов партии, при этом все местные руководящие органы партии являются выборными и подотчётны как местной конференции так и центральному руководящему органу партии.
Итак, мы всегда имеем дело с коллективным органом, когда говорим о руководстве коммунистической партией или о государственном аппарате СССР на любом уровне. Так, например, официально коллегиальным главой государства являлся Верховный Совет СССР, а не единолично Председатель его Президиума.
ДЛЯ СПРАВКИ:
Верхо́вный Сове́т Союза Советских Социалистических Республик (Верхо́вный Сове́т СССР) - высший представительный и законодательный орган государственной власти Союза Советских Социалистических Республик, действовавший в период с 1938 по 1991
Выборы депутатов в Верховный Совет СССР проводились всеобщим, равным и прямым голосованием населения.
В промежутках между сессиями Верховного Совета законодательные, представительские и иные функции осуществлялись Президиумом ВС СССР, который, да, имел-таки своего Председателя.
ДЛЯ СПРАВКИ:
Председа́тель Прези́диума Верхо́вного Сове́та СССР - высшая государственная должность в СССР с 1936 по 1989 год. Председатель Президиума избирался на совместном заседании палат Верховного Совета СССР.
Должность введена Конституцией СССР 1936 г., она стала преемницей должности Председателя Президиума ЦИК СССР. Нередко и на Западе, и в СССР Председатель Президиума назывался «главой Советского государства» (а за рубежом часто и «Президентом»), хотя официально коллегиальным главой государства считался весь Президиум Верховного Совета
А «высшим органом КПСС являлся съезд партии... между съездами - Центральный комитет (избирался Съездом), между заседаниями Центрального комитета - Политическое бюро Центрального комитета (избиралось Центральным комитетом)».
Высшим же исполнительным органом был Секретариат Центрального комитета (избирался Центральным комитетом), и этот Секретариат ЦК избирал своего Генерального Секретаря.
Итак, «Съезд КПСС - согласно уставам Коммунистической партии, высший орган руководства партией». Причем тут Горбачев? Точнее, он, конечно же, очень даже причем, но как так оказалось, что ему были присвоены все права и полномочия коллективного органа? При том, что он был всего лишь Генеральным секретарем ЦК КПСС. Да, Генеральным, но - секретарем!
ДЛЯ СПРАВКИ:
Секретарь - (от позднелат. Secretarius, первоначально - доверенное лицо)
1) служащий, ведающий делопроизводством учреждения или отдельного лица (личный с.);
2) составитель протоколов собрания, заседания;
3) выборный руководитель партийной или общественной организации
(Советский Энциклопедический Словарь, М., 1982, Советская энциклопедия)
Каким образом в ряду схожих по сути определений одного понятия вдруг появляется дефиниция, противоположная или, по крайней мере, не соответствующая по смыслу всем остальным, возводящая секретаря в ранг руководителя? Это равносильно тому, если бы обычный секретарь-делопроизводитель поменялся бы местами со своим «боссом» и стал бы отдавать ему свои распоряжения и давать задания.
«Предполагается, что должность генерального секретаря была учреждена 3 апреля 1922 года Пленумом ЦК РКП(б), избранным XI съездом РКП(б), в качестве аппаратной должности в секретариате ЦК партии; однако в устав партии соответствующая поправка внесена не была»
Ни в одном из источников так и не удалось обнаружить подробного и четкого описания должностных инструкций секретаря партийной (или комсомольской) организации любого уровня или его полномочий (это, конечно, не говорит об абсолютном отсутствии таких инструкций), зато имеется следующая информация:
«...при введении этой должности предусматривалось лишь техническое руководство секретариатом, органом, обеспечивающим оперативную и административную работу организации».
«15. Высшим руководящим органом каждой организации является общее собрание, конференция или съезд»