ДЕТИ-ИНДИГО - МОИ ДРУЗЬЯ. Часть 2. Рассказ руководителя студии творческого развития

Oct 07, 2009 13:47



МЫ МЕНЯЕМ МИР, МИР МЕНЯЕТ НАС

Как правило, у детей-индиго высокий интеллект, поражающая воображение динамика развития. Существует мнение, что почти 90% процентов современных детей являются индиго, но это далеко от истины. В самые богатые на пассионариев времена, их было не более 10%. Все дети-индиго пассионарны, но далеко не все пассионарно одарённые дети отвечают характеристикам  индиго. Но именно немногочисленные индиго будут задавать императивы поведения, вдохновлять людей своего поколения на свершения и открытия.

Эволюция продолжается, но говорить о внезапном и резком скачке, результатом которого является пришествие детей Индиго, некорректно. Каждое новое поколение - это закономерный шаг по эволюционной лестнице, так было и будет всегда.  Что нового принесло в мир поколение Индиго?


Я хочу вас познакомить с наблюдениями российских учёных, таких как доктор педагогических наук Н. А. Горлова, психологи Н. Свидерская, Т. Дащинская, Г. Таратынова.  Многие малыши пытаются миновать стадию ползанья, такие дети стремятся к передвижению с опорой на руки и ноги в позе циркуля, поэтому и ходить начинают намного раньше. Они меньше едят и спят, но это не мешает им расти и успешно развиваться.  Эволюционно продвинутый ребёнок наших дней рождается не с блуждающим, а фиксированным взглядом, многих матерей удивляет и даже пугает осмысленный, взрослый взгляд новорожденных детей, у них отсутствует так называемое перевёрнутое зрение, свойственное прежним младенцам. Подрастая, такие дети стремятся смотреть людям прямо в глаза, словно бы считывая наши мысли и чувства. Мы, взрослые, привыкшие говорить одно, думать другое, делать третье, чувствуем себя крайне неуютно под этим сканирующим наше сознание взглядом. Они удивляют нас проницательностью и способностью распознать нашу неискренность. У всех нас наработаны стереотипы общения с детьми, мы начинаем сюсюкать, ведём себя так, как когда-то вели с нами взрослые. Дети, а мы все когда-то были детьми, всегда хотели, чтобы взрослые обращались с ними искренне, считались с их мнением, но молча терпели принятый стиль общения. Вспомните себя, а вы в детстве разве не страдали от снисходительного или бесцеремонного обращения взрослых, не желающих считаться с вашим мнением? Страдали, но терпели. А представители поколения Индиго не собираются терпеть и требуют, чтобы взрослые обращались с ними как с равными и не допускали фамильярности! Анна Щукина, мама одной из моих Индиго, рассказала о том, как однажды взяла с собой дочку на работу. Пока коллега мамы снисходительно заигрывала и сюсюкала с ребёнком, четырёхлетняя Лена пристально смотрела ей в глаза, а потом сурово заявила: «Отойдите! Вы неприятная!».

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ - НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Поражает двигательная и познавательная активность многих представителей поколения Индиго, видная невооруженным взглядом жизненная сила. Этот дар делает их очень неудобными для родителей и педагогов, ведь у пассионарных детей излишки энергии выплёскиваются в движении! Мы привыкли к сидячей форме обучения, для энергетически обездоленного представителя поколения Next это удобно и целесообразно. А вот для Индиго «сидячая» форма обучения превращается в наказание, которое на их взгляд они ничем не заслужили!

Глеб Пожилов - ребёнок-праздник. Яркий, весёлый, активный, он не может усидеть на месте более 15 минут. Соскакивает и начинает выделывать крутые виражи между мольбертов, вокруг маленьких художников. С каждой минутой траектория его движения становится всё более опасной, он начинает задевать банки с красками, падают кисточки, разлетаются кнопки и карандаши. Отправлять Глеба побегать в рекреацию? После того, как этого «шустрика» ко мне несколько раз привели за ухо разные педагоги, и выслушивать нотацию пришлось не только Глебу, но и мне, я поняла, что лучше этого не делать. Глеб проносится мимо, а на нашем и без того заношенном линолеуме от рёбер его каучуковых подошв остаются следы, чёрные линии образуют вполне упорядоченный узор похожий на след от коньков фигуристов.

- Людмила Александровна! Так больше нельзя, - говорит мне техничка Света, с трудом оттирая чёрные орнаменты. - Или выгоняйте этого Глеба, или перевоспитывайте! А то я от вас уйду, больше не выдержу.

С тех пор мы с Глебом договорились, что в студию он будет заходить только после того, как несколько раз обежит вокруг нашего огромного Дворец пионеров и сбросит излишки энергии. Следов усталости у Глеба, после таких пробежек я не замечала, но зато за мольбертом он уже мог сидеть или стоять больше часа! С тех пор Глеб подрос, научился управлять своим природным даром, он прекрасно учится, достойно представляет Красноярск на Всероссийских математических олимпиадах, у него много увлечений, требующих огромных энергозатрат, таких, например, как паркур, плаванье.  Возможно, Глеб показал нам выход из непривычной для педагогов ситуации. И с пассионарно одарёнными детьми занятия нужно начинать не с привычных уроков русского и математики, а с пробежек и уроков физкультуры, или даже преодоления полосы препятствий, на которых они могут применить и выплеснуть часть своей неизбывной энергии?

Что нужно детям, одарённым пассионарно? Активное применение их двигательной, познавательной и творческой активности. Они жизненно нуждаются в постоянном решении проблем. Предпочтительная форма занятий для таких детей - это интеллектуальные приключения, в которых они должны принимать самое активное участие, познавательные экскурсии и экспедиции, самостоятельные исследования и творчество. Что произойдёт, если обучать пассионария по старинке, загружать в его память готовые знания, требовать от него механического запоминания? Пассионарий заскучает, погрузится в свой мир, и энергию, предназначенную для познания и свершений, направит в другую область, часто опасную и разрушительную не только для него, но и для окружающих. Скука, вот лекарство от пассионарной одарённости, никаких других медикаментов не нужно! Вот что рассказывает одиннадцатилетний Вася:

- Вы только не смейтесь! Мне кажется, что в прошлой жизни я точно умел летать! Мне и сейчас кажется, что я могу взлететь! Я вижу, словно бы сверху, что и где происходит. Может быть, я был комаром?  Я встречаю людей, которых раньше не видел, а лица очень знакомые. Я знаю, что был знаком с ними в прошлой жизни. Может быть, они тоже были комарами или мухами раньше!

- Когда я был дошкольником, - продолжает Вася, - то был всегда занят, что-нибудь всё время делал, но никогда не уставал. Спал очень мало! Теперь я от всего устаю. Не люблю, когда меня будят. Хочу просыпаться только тогда, когда полностью высплюсь, или если сон неприятный будет сниться! Особенно я в школе устаю, например, от объяснений на русском. Два пацана, вообще, всегда спят. Не люблю запоминать, мне интересно только тогда, когда можно рассуждать! В среду, когда у меня нет занятий во Дворце, я устаю от безделья.

У пассионариев, особый склад ума. Такие дети осваивают знания через активное действие, им необходимы самостоятельные исследования, эксперименты, интуитивные прозрения. Они хотели бы научиться, тому, как взаимодействовать со своей интуицией и мощным воображением, научиться обрабатывать с помощью логики результаты озарений и импринтинга. Кто их будет обучать этому? Мы - педагоги и родители? А нас кто-нибудь научил этому? В большинстве случаев ответ будет отрицательным. Но мы любим наших детей,  стремимся помочь им реализовать свой потенциал, поэтому постараемся пересмотреть свои устаревшие взгляды на воспитание и педагогику, найти решение очередной образовательной проблемы.

«КАЛЯКИ-МАЛЯКИ» И СИМВОЛИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Внезапно мне стало неуютно, ощущение такое, словно кто-то прощупывает моё сознание. Поднимаю голову и упираюсь в огромные глаза, тёмные, но не карие, а какого-то удивительного серо-фиолетового оттенка. У двери стоит и пристально смотрит на меня крошечная девчушка. Аура с тёмно-синей обводкой. Рядом с ней брат и родители.

- Здравствуйте! Ребёнка-индиго ко мне привели? - спрашиваю я.

- Нет, дети у нас обыкновенные. Были бы индиго, проявляли бы таланты и гениальность. Возьмите их в студию, - просят меня родители. Старший Федя уже немного рисует, а «мелкая» пока только «каляки-маляки» пробует делать.

В семье Ляпиных четверо детей. Старшим уже восемнадцать и двадцать лет, Феде - пять, младшей Ане недавно исполнилось три года.

В каждого ребёнка заложена природой программа, с помощью которой он входит в мир символического мышления. Разворачивается эта программа постепенно, через несколько этапов. В своей статье «Укрощение хаоса» я подробно рассказывала об этом важном периоде в жизни ребёнка. Через какие действия ребёнок входит в мир символического мышления? Как учится не только различать, но и создавать символы и знаки?

Первый этап: создание хаоса линий и пятен.

Второй этап: хаос линий и пятен создаётся до тех пор, пока не произойдёт инсайт, озарение -  ребёнок среди хаоса линий и пятен узнаёт что-то знакомое, чаще всего он видит круг, в котором узнаёт лицо.

Третий этап: в круге появляются глаза, рот и нос.

Четвёртый этап: вокруг лица появляются линии-лучи, так ребёнок осваивает способ изображения солнца.

Пятый этап: часть лучей становятся короткими и изображают волосы. Две линии изображают руки, две более длинные линии изображают ноги. Появляется классический шедевр детского творчества - головоног.

Шестой этап: под лицом появляется овальное туловище, из которого растут ноги и руки, появляется нормальный человечек.

Очень важно, чтобы взрослые в момент реализации врождённой программы не вмешивались и не учили ребенка, как правильно нужно рисовать, нам разрешается только восторгаться и радоваться вместе с ребёнком. Если всё произойдёт правильно, то на следующем этапе ребёнок будет способен воспринимать такие непростые символы как буквы и цифры, и перейдёт к самостоятельному освоению чтения и письма.

Я даю Феде и Ане мелки пастели и толстую пачку бумаги.

- А бумаги всегда так много нужно? - спрашивает меня отец детей.

- Конечно, а то на обоях начнут рисовать! - отвечаю я.

Федя рисует радуги, пейзажи. Аня самозабвенно создаёт классический детский хаос. Быстро исчертила несколько листов, и вдруг радостный крик:

- Смотрите, кружок! - показывает Аня на получившийся случайно в хаосе линий круг.

Берёт следующий лист и рисует круг, потом глаза, полоски носа и рта, пририсовывает лучи:

- Смотрите, солнышко!

Берёт следующие листы, и на них появляются головоноги, а через десять минут, на новых листах человечки с туловищем, руками и ногами!

- Ну и что такого?  - скажете вы.

А меня, специалиста по творческому развитию детей с тридцатилетним стажем, всё увиденное повергло в шок! У большинства детей период вхождения в символическое мышление растягивается на несколько лет, у самых одарённых на несколько месяцев, а Ане понадобилось всего сорок минут! Дальше происходит совсем уж невероятное: Аня чертит разные углы и зигзаги, и радостно сообщает:

- Смотрите, буквы!

И правда, среди линий чётко просматриваются буквы А и М. Аня пишет их снова и снова, правда кверху ногами. Мама показывает ей, как писать правильно. Аня пишет, появляются новые буквы. Я чуть ли не в обмороке!

- Теперь вы понимаете, что Аня - индиго? - спрашиваю я у мамы.

Существует несколько гипотез происхождения новых видов. Согласно одной из них, по какой-либо причине, поднявшегося радиоактивного фона, например, могла произойти мутация, и тогда более древний вид мог стать инкубатором для эволюционно более продвинутого вида. Так, например, ящерицы могли произвести кладку яиц, из которых в последствии могли вылупиться не ящерята, а птенцы. Кто мы для детей-индиго - вид-инкубатор, или природа в очередной раз демонстрирует нам заложенные в геном каждого из нас неисчерпаемые потенциальные возможности?

Сейчас, когда я пишу этот текст, я ловлю себя на убеждении, что взрывная динамика развития детей-индиго, не исключение из правил, это и есть наша норма, и нужно срочно искать причины, из-за которых мы развиваемся, думаем и действуем так медленно и неэффективно!

Людмила Антипина
Красноярск

раннее творческое развитие ребёнка, пассионарность, психология, психология детского творчества, ребёнок, субпассионарность, детство, раннее творческое развитие, детское изобразительное творчество, дети-индиго, детское творчество, психологические основы детского творчест, студия, статьи Людмилы Антипиной, творческое развитие ребёнка

Previous post Next post
Up