- Сегодня мы рисуем настроение! Готовьте кисти и краски, - объявляю я.
- А чьё настроение? - уточняют художники.
- Настроение самой Природы, пейзажа. Каким оно бывает? Да таким же как у нас: весёлым и печальным, грозным и кротким. Природа как и мы может грустить и плакать, улыбаться сквозь слёзы.
На мольбертах появляется то, что мы, профессиональные художники, называем живописным подмалёвком. На одном мольберте задумчиво плывут нежные и светлые тона, на другом во весь голос кричат яркие, праздничные краски осеннего дня, на третьем мрачные, тёмные, тяжёлые тона рассказывают о непогоде и тоске.
Мёртвые краски превращаются в цвет и свет. Цвет и свет начинают жить, двигаться, переливаться. Красочный хаос, с помощью которого ребёнок хотел передать только одно, настроение, каким оно бывает у природы, вдруг обретает странное свойство! В пятнах, в расплывах начинает угадываться вполне конкретный пейзаж, добавь несколько деталей, дерево, дома, облако, например, и это станет очевидным любому зрителю, даже лишённому воображения.
Мы раскладываем работы на полу, кружим вокруг них, рассматриваем какая у кого получилась погода, какие время дня и года, где земля, а где небо. Дети горячатся и перебивают друг друга, высказывают множество версий, одна другой интереснее и увлекательнее. Каждый рассказывает, что он видит в красочном хаосе каждой из работ, где долины и горы, озёра и моря, небо и дали…
- А я ещё один вариант вижу!
- Дайте и мне снова рассказать! А вот здесь я вижу рыбу, вон ещё парочка за камнями спряталась!
- Нет! Это кит из воды выпрыгнул!
- А ведь в каждой работе спрятана бесконечность! - делает открытие Яна. - Каждый видит несколько вариантов, у всех они разные и все они правильные. А сколько всего ещё можно увидеть, если подольше рассматривать!
- А теперь выберете только один из увиденных вами вариантов и повесьте свои работы так, чтобы небо оказалось вверху, а земля внизу, прошу я.
Около мольберта отчаянно спорят Марина и Ася. Марина - мама, Ася - пятилетняя художница. Крутят работу, а на ней краски тягуче перетекают из тёмно-серого в светлый, голубовато-сиреневый тон. Ася устанавливает так, чтобы небом оказалось тёмно-серое пятно, а мама, наоборот, небом делает голубовато-сиреневое. Мама победила, кнопки втыкает. Но Ася решила не сдаваться. Я слышу оглушительный рёв, вмешиваюсь и прошу Марину выполнить желание дочки.
- Ну, я к тебе теперь не подойду, а ведь попросишь ещё, чтобы я лист перевернула! - грозит Марина и обиженно закрывается альбомом с импрессионистами.
Я с Мариной согласна, мне тоже кажется, что небо - это светлое пятно, а тёмное - это земля, но, по обыкновению, не позволяю себе навязывать ребёнку своё мнение.
Ася со счастливым видом победителя принимается за работу. Кисть так и бегает по бумаге. Через полчаса мы видим: под тяжёлым, свинцовым северным небом, на пушистом, искрящемся снегу стоит тепло одетый эвенк.
Мы с Мариной переглянулись и развели руками!
Людмила Антипина
Краснояск