И разделил художник небо и землю…

Oct 06, 2009 14:14


  - Сегодня мы рисуем настроение! Готовьте кисти и краски, - объявляю я.

- А чьё настроение? - уточняют художники.

- Настроение самой Природы, пейзажа. Каким оно бывает? Да таким же как у нас: весёлым и печальным, грозным и кротким. Природа как и мы может грустить и плакать, улыбаться сквозь слёзы.



      На мольбертах появляется то, что мы, профессиональные художники, называем живописным подмалёвком. На одном мольберте задумчиво плывут нежные и светлые тона, на другом во весь голос кричат яркие, праздничные краски осеннего дня, на третьем мрачные, тёмные, тяжёлые тона рассказывают о непогоде и тоске.
Мёртвые краски превращаются в цвет и свет. Цвет и свет начинают жить, двигаться, переливаться. Красочный хаос, с помощью которого ребёнок хотел передать только одно, настроение, каким оно бывает у природы, вдруг обретает странное свойство! В пятнах, в расплывах начинает угадываться вполне конкретный пейзаж, добавь несколько деталей, дерево, дома, облако, например, и это станет очевидным любому зрителю, даже лишённому воображения.

Мы раскладываем работы на полу, кружим вокруг них, рассматриваем какая у кого получилась погода, какие время дня и года, где земля, а где небо. Дети горячатся и перебивают друг друга, высказывают множество версий, одна другой интереснее и увлекательнее. Каждый рассказывает, что он видит в красочном хаосе каждой из работ, где долины и горы, озёра и моря, небо и дали…

- А я ещё один вариант вижу!

- Дайте и мне снова рассказать! А вот здесь я вижу рыбу, вон ещё парочка за камнями спряталась!

- Нет! Это кит из воды выпрыгнул!

- А ведь в каждой работе спрятана бесконечность! - делает открытие Яна. - Каждый видит  несколько вариантов, у всех они разные и все они правильные. А сколько всего ещё можно увидеть, если подольше рассматривать!

- А теперь выберете только один из увиденных вами вариантов и повесьте свои работы так, чтобы небо оказалось вверху, а земля внизу, прошу я.

Около мольберта отчаянно спорят Марина и Ася. Марина - мама, Ася - пятилетняя художница. Крутят работу, а на ней краски тягуче перетекают из тёмно-серого в светлый, голубовато-сиреневый  тон. Ася устанавливает так, чтобы небом оказалось тёмно-серое пятно, а мама, наоборот, небом делает голубовато-сиреневое. Мама победила, кнопки втыкает. Но Ася решила не сдаваться. Я слышу оглушительный рёв, вмешиваюсь и прошу Марину выполнить желание дочки.

- Ну, я к тебе теперь не подойду, а ведь попросишь ещё, чтобы я лист перевернула! - грозит Марина и обиженно закрывается альбомом с импрессионистами.

Я с Мариной согласна, мне тоже кажется, что небо - это светлое пятно, а тёмное - это земля, но, по обыкновению, не позволяю себе навязывать ребёнку своё мнение.

Ася со счастливым видом победителя принимается за работу. Кисть так и бегает по бумаге. Через полчаса мы видим: под тяжёлым, свинцовым северным небом, на пушистом, искрящемся снегу стоит тепло одетый эвенк.

Мы с Мариной переглянулись и развели руками!

Людмила Антипина
Краснояск

раннее творческое развитие ребёнка, символы детских рисунков, рассказы Людмилы Антипиной, Рассказы Людмилы Антипиной, психология детского творчества, Студия Людмилы Антипиной, детское изобразительное творчество, раннее творческое развитие, детство, детское творчество, психологические основы детского творчест, творческое развитие ребёнка

Previous post Next post
Up