Продолжение...
Курская икона Знамение Божией Матери
Во время нашествия на Россию хана Батыя город Курск был настолько разорён, что зарос лесом, в котором часто охотились жители соседнего городка Рыльска. Однажды, 8 сентября 1295 года, один охотник увидел у корня дерева обращённую ликом к земле икону. Он поднял образ, и оказалось, что это была икона Пресвятой Богородицы «ЗНАМЕНИЕ». В ту же минуту на том месте, где она лежала, из земли забил источник родниковой воды.
Когда князю Рыльскому Василию Шемяке сообщили о явлении иконы Божьей Матери, он приказал принести её в город. Народ встретил икону БогоМатери с торжеством, но сам князь не принял участия в этой встрече, за что и был немедленно наказан слепотою. Когда же после покаяния он получил прозрение, то в благодарность за исцеление воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда после окончания строительства и была поставлена чудотворная икона. Тогда же был установлен праздник в день её явления. Икону Богородицы от места явления при корне дерева стали называть Коренною.
Но икона Божией Матери пробыла в храме недолго: чудесным образом она исчезла и была обнаружена на том месте, где была обретена охотником. Жители Рыльска неоднократно брали её и относили в город, но икона Божией Матери каждый раз исчезала из храма, и её вновь находили на месте явления при корне дерева. Тогда все поняли, что Божия Матерь благоволит к месту явления Её образа, и на этом месте была построена часовня.
В 1383 году напавшие на Курскую область татары взяли в плен служившего при часовне священника, зажгли часовню, икону рассекли пополам, одну половину бросили в огонь, а другую - в сторону. Священник был отведён в Крым, где провёл в плену несколько лет, выполняя тяжёлые работы. Однажды московские послы, проезжая мимо татарского стана, услышали русские песнопения ко Пресвятой Богородице. Узнав о пленном священнике, послы выкупили его из рабства, и он вернулся на место под Курском, где когда-то стояла часовня с чудотворной иконой Божьей Матери.
На месте сгоревшей часовни священник нашёл одну половину, а другую после поисков обнаружил в стороне в траве. С верою сложил он две половины вместе, и они чудесно срослись. С того времени икона Богородицы оставалась на своём месте во вновь отстроенной часовне, и все время от неё не прекращались чудотворения. Впоследствии на месте часовни был устроен монастырь - Коренная пустынь.
Известно, что преподобный Серафим Саровский в детстве излечился перед этим образом.
В 1898 году злоумышленники пытались уничтожить русскую святыню. Взрыв от подложенной бомбы был настолько силён, что разрушился храм, но икона Божией Матери осталась невредимой. Ко всеобщему изумлению, осталось целым даже стекло на киоте. В память о чудесном сохранении иконы при взрыве был установлен ещё один день празднования Курской-Коренной иконе Божией Матери «Знамение» - 6 сентября (21 сентября по новому стилю).
После революционного лихолетья чудотворный образ оказался за пределами России. Ныне является одной из святынь Русской Православной Церкви Заграницей.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Знамение
глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя раби Твои,/ Богородице пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Знамение
глас 4
Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.
Молитва первая
О Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею. Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси. Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси от греха, погибели и соблазнов страну нашу. Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное. Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия. Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблудших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел. Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
Царица наша преблагая, надеждо наша Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам яко немощным, окорми нас яко странных. Обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабы Твоя (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором, яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши ны и покрыеши во веки веков. Аминь.
Икона Богородицы «Знамение» Абалацкая
После покорения Сибири Ермаком русские люди стали заселять сибирские земли. Поселились православные и в небольшом селе Абалак, что в 25 верстах от Тобольска, и вскоре здесь была построена церковь во имя Преображения Господня.
При царе Михаиле Федоровиче на Абалацком погосте уединенно жила благочестивая вдова Мария. В 1636 году, спустя 50 лет по построении Тобольска, она увидела в тонком сне стоящий на воздухе образ «ЗНАМЕНИЕ» Пресвятой Богородицы с изображениями на правой стороне святителя Николая Чудотворца, а на левой - преподобной Марии Египетской. После чего женщина услышала голос, повелевавший объявить народу об этом явлении и сказать, чтобы построили на Абалацком погосте по правую сторону от ветхой Преображенской церкви новую, в честь Знамения Пресвятой Богородицы с приделами Святителю Николаю и преподобной Марии Египетской.
О своём сне Мария по своей робости не смела никому сказать, и только после четвёртого явления Небесных Небожителей, во время которого Святитель Николай строго наказал ей исполнить сказанное ранее, вдова объявила архиепископу Тобольскому Нектарию о своих видениях. Архиепископ собрал знатных лиц и почётных граждан города, чтобы при них заслушать женщину о виденном. После проведённого строгого испытания святитель благословил строить новый храм.
Промыслом Божиим для новостроящейся церкви была написана и храмовая икона. Больной крестьянин Евфимий, лежавший много лет парализованный, дал обет устроить для церкви икону Знамения Божией Матери. Получив благословение архиепископа Нектария, он заказал икону искуснейшему живописцу протодиакону Софийского Тобольского собора Матвею.
Всё время, пока писался образ Божией Матери, Евфимий молился и с каждым днём становился крепче. Наконец, почувствовав себя здоровым, он сам пришёл к живописцу и своими руками принес обещанную икону в собор для освящения. Архиепископ, обрадованный и удивленный совершившимся чудом, сам окропил икону святою водою и, отслужив пред нею молебен, отпустил её с подобающей честью в село Абалак для поставления в новой церкви.
Абалацкая икона Божией Матери служила предметом особенного благоговения не только в Сибири, но и в губерниях, соседних с Сибирью: на поклонение ей приезжали издалека, и великие чудеса совершались по вере прибегающих к ней. С иконы Божией Матери делали многочисленные списки (копии). Наиболее известен Семипалатинский список иконы Божией Матери, который находился в Знаменском соборе вплоть до его взрыва в 1919 году. Где сейчас этот образ неизвестно.
Сама чудотворная икона Абалацкой Божией Матери во время Гражданской войны попала в Китай вместе с детским приютом «Очаг», организованном для сирот и беженцев Софией Дитерихс - женой Главнокомандующего Восточным фронтом армии Колчака генерал-лейтенанта Михаила Константиновича Дитерихса. В 1923 году икона Абалацкой Божией Матери оказалась в Шанхае, а в 1949 году, после прихода к власти коммунистов, вместе с приютом - в Австралии. В настоящее время Абалацкий чудотворный образ находится в пригороде Сиднея в православном храме городка Кабраммат.
Молитва Божией Матери перед Ея иконой, именуемой «Абалацкая»
О Пресвятая Владычице моя Богородице, милосердия сущи источник, покрове, упование и прибежище христиан! Тебе, Всесильней Предстательнице и Споручнице покаяния и спасения моего, аз, грешный раб Твой, вручаю душу и тело мое, входы и исходы моя, веру и жительство мое, кончину и число дней моих, глаголы и помышления моя, дела и начинания моя; Ты же, милостивая Мати Божия, мною руководствуй, покрывай, соблюдай и спасай мя от всех вражеских козней невредимо, да немолчно, до последняго издыхания моего, взываю Ти: Радуйся, Невесто неневестная! Радуйся, Святая, святых большая! Пресвятая Богородице, спаси мя! Аминь!
Вологодская икона Божией Матери "Знамение"
Празднование 2 сентября и 27 ноября
Явление этой чудотворной иконы совершилось 2 сентября 1571 года. Икона обретена была жителем села Дюдикова Вологодской губернии и уезда, по имени Марк Заозерский, и поставлена в Иоано-Предтеченской церкви Дюдиковой пустыни, близ города Вологды, где и находится до настоящего времени. Перед явлением иконы в Вологде, свирепствовало моровое поветрие. Вот почему явление её считали знаком милости Божией и усердно молились Богоматери, совершая молебствия перед Её новоявленной иконой. После этого моровое поветрие скоро прекратилось. Прославилась избавлением Вологды от свирепствовавшего в нём в то время морового поветрия; ей празднуется также 27 ноября.
Святая икона имеет малые размеры. В верхней части доски изображено Знамение Пресвятой Богородицы; внизу размещены изображения архангелов Михаила и Гавриила, св. Василия Великого, Николая чудотворца, мученицы Параскевы, великомученика Никиты и великомученицы Варвары.
В честь Вологодской иконы "Знамения" в Дюдиковой пустыни устроен теплый храм.
Икона Богородицы «Знамение» Златоустовская
Икона Божией Матери "Знамение" в Златоустовском монастыре в Москве (празд. 3 марта, 27 нояб.), чудотворный образ, главная святыня монастыря, утраченная после его закрытия и разрушения в 1933 г. Икона прославилась зимой 1847/48 г., когда в Москве свирепствовала холера. Проживавшему в Замоскворечье купцу - 60-летнему прихожанину ц. вмц. Екатерины на Ордынке Иродиону Воробьеву во время болезни привиделось, будто он находится в Златоустовском монастыре, где монах с послушником готовятся что-то освящать. На стене был образ "Знамение", к которому купец поспешил приложиться.
Изображенный на ней Богомладенец улыбался, а Богоматерь, произнеся имя больного, протянула ему хрустальный сосуд для передачи послушнику. Очнувшись, Иродион почувствовал облегчение. 17 февр. он пришел на вечерню в Златоустовский монастырь, где в молодости часто молился, и обнаружил икону, висевшую над входом в паперть Троицкой ц. По просьбе Воробьева 3 марта образ был снят с арки и внесен в храм. Перед ним отслужили молебен с водосвятием и чтением акафиста Богородице. Икону поместили на аналое в приделе свт. Иннокентия Иркутского. Воробьев обложил ее серебряной позолоченной ризой с драгоценными камнями и устроил для нее киот. С 1865 г., когда монастырская ц. во имя свт. Иоанна Златоуста стала теплой, икона находилась в резном иконостасе этого храма, за левым столбом. В Троицкой ц. был оставлен список в сребропозлащенной ризе (местонахождение неизв.), изготовленный по заказу женщины, получившей исцеление от иконы.
На иконе "греческого письма, на липовой доске" (ок. 53Ч44 см) по сторонам Богоматери "Знамение" изображены свт. Николай Чудотворец и архиеп. Иоанн Новгородский.
Во время существования обители пред иконой ежедневно служились молебны: после ранней обедни - в Троицкой ц., после поздней - в соборе. По пятницам во время вечерни перед иконой читался акафист Божией Матери. Лит.: Поселянин Е. Богоматерь. С. 174, 741.
(Московский Златоустовский монастырь. Слева направо- Благовещенская церковь, пятиглавый собор Иоанна Златоуста, колокольня, Троицкая церковь. 1882 год)
Утверждение богоборческой власти сразу же выразилось в переименовании прилегавших к монастырю переулков - Большого и Малого Златоустинских - в Комсомольские, потому что ЦК ВЛКСМ поначалу работал в одном из них. Вскоре, зимой 1933 года, и сам монастырь подвергся закрытию и уничтожению. Его территорию отдали под строительство ведомственного жилого дома для сотрудников Лубянки. На его месте в 1934 году архитекторами Л.З. Чериковером и Н.И. Арбузниковым был возведён жилой дом в революционном стиле конструктивизма со столовой на втором этаже, а на территории монастырского сада позднее построили здание детского сада. Кроме чекистов в новом доме получил квартиру писатель Александр Фадеев. В бывших монастырских кельях, два корпуса которых вдоль северной границы основной территории монастыря уцелели до нашего времени в Малом Златоустинском переулке, собирались одно время разместить клуб Бауманского райкома ВЛКСМ.
Тропарь Иконе Божией Матери Знамение
Яко необоримую стену и источник чудес /
стяжавше Тя раби Твои, /
Богородице пречистая, /
сопротивных ополчения низлагаем. /
Темже молим Тя:/
мир граду Твоему даруй /
и душам нашим велию милость.
Величание Иконе Божией Матери "Знамение"
Величаем Тя, /
Пресвятая Дево, /
и чтим образ Твой честный, /
имже показала еси /
преславное знамение
Икона Богородицы «Знамение» Каменская
Икона Каменская Знамение, прославившаяся 16 сент. 1426 г., первоначально находилась в доме одного благочестивого жителя погоста Каменки (или Камено), близ Каменного озера, Опочецкого у., Псковской губ.; пыпе она хранится в приходском храме этого погоста. С пего не следует смешивать икону Богоматери, подучившую тоже от своего местопребывания наименование Каменской, которая в 1841 г. была перенесена в Каменскую Преображенскую церковь Минской епархии из прежней Николаевской церкви (сожженной в 1812 г. французами) и день празднования которой неизвестен.
Царскосельская икона Божией Матери "Знамение"
По преданию икона появилась в России со времён царя Алексея Михайловича (1646 - 1676) и была принесена ему в дар одним из православных восточных патриархов, которые в ту пору нередко посещали Москву и доставляли сюда святыни Востока. Высказывается предположение, что это был, по всей вероятности, св. Афанасий (Пателларий) Константинопольский, более других находившийся в Москве и пользовавшийся особым вниманием при царском дворе. Патриарх Афанасий прибыл в Москву 16 апреля 1653 г. и 22 апреля был принят Алексеем Михайловичем. Патриарх поднес ему привезенную святыню, которой, по преданию, была икона Знамения.
Весьма возможно, что икона была написана и затем приобретена Патриархом на Афоне, где, после падения Византии, зажглась первая искорка возрождения церковного иконописного искусства.
Благоговейно принятая царем икона Знамения Богоматери стала с тех пор фамильной, глубоко почитаемой святыней.
Пётр Великий, основав новую столицу - Санкт-Петербург, перенёс туда, во дворец, и святую икону. Перед смертью он, по преданию, благословил иконою свою дочь Елизавету Петровну, как будущую наследницу престола.
Елизавета, получив икону, прониклась особым к ней почтением. Перед восшествием своим на престол, 24 ноября 1741 г., когда приверженцы Елизаветы уговаривали её произвести дворцовый переворот, арестовать правительницу Анну Леопольдовну и малолетнего императора Иоанна VI, Елизавета долго - два часа - молилась перед этой иконой, прежде чем решилась поехать в "Съезжую избу" Преображенского полка и поднять восстание.
Быстрый успешный исход предприятия, доставившего ей престол, набожная императрица приписала не одним усилиям своих сторонников, не случайной счастливой удаче, но прежде всего Божественной помощи, что выразилось с её стороны в целом ряде действий.
Прежде всего, манифест о восшествии на престол был обнародован 27 ноября, в день празднования иконы Знамения. Императрица украсила образ окладом, велела написать по сторонам иконы лики св. Алексия, человека Божия, и апостола Петра, имена которых носили первые обладатели иконы: дед и отец Елизаветы, а в середине - праведных Захарии и Елисаветы, в честь собственного дня Ангела. Церковь в Царском Селе, начавшую строиться, Елизавета решила посвятить образу Знамения Пресвятой Богородицы.
Перед освящением церкви императрица повелела торжественно перенести в неё из Санкт-Петербурга святую икону Знамения. Перенесение это происходило в половине мая 1747 года. Оно продолжалось три дня с остановками на пути, и сопровождалось величественным крестным ходом столичного духовенства и множеством народа. Когда икона была принесена, по указанию Елизаветы, она была поставлена вверху иконостаса, прямо над Царскими вратами, поверх изображения Тайной вечери, и долгое время (больше 80-ти лет - до 1831 г.) оставалась на этом месте.
В 1771 году, в ноябре, перед иконой совершались торжественные молебны об избавлении Царского Села от чумы. Мор не коснулся Царского Села и скоро совершенно прекратился.
В декабре 1788 года Екатерина II распорядилась построить рядом с дворцом и совсем вблизи от Знаменской церкви большой четырехэтажный дом, в котором позже разместился Царскосельский Лицей, открытый 19 октября 1811 года. Воспитанники Лицея, когда не было службы в Дворцовой церкви, ходили в Знаменскую церковь.
12 мая 1820 года случился большой опустошительный пожар, который совершенно уничтожил всю внутренность Лицея и часть дворца. Раздуваемое сильным ветром пламя грозило и Знаменской церкви. Чудотворная икона была снята со своего места, вынесена из храма и обращена ликом к пожару. Молитва веры не посрамила: ветер, несший пламя на Знаменскую церковь, точно повинуясь неведомой силе, мгновенно переменил своё направление и стал стихать, после чего огонь стал слабеть, и пожар скоро совсем прекратился.
В 1831 году в Петербурге вспыхнула эпидемия холеры. В народе распространялись вздорные, невежественные слухи. Умирало до 600 человек в сутки. На Сенной площади произошёл бунт. Толпы народа с яростью устремились на временные больницы и до основания разгромили их.
В Царском Селе вспомнили о чудесной помощи Царицы Небесной. 5 июля 1831 года на глазах собравшихся в храм многочисленных богомольцев икона Знамения Пресвятыя Богородицы была в этот день спущена вниз. Все предстоящие в благоговейном смирении пали пред нисшедшей к ним святыне на колени и слёзно, единодушно молились при отслуженном в храме молебном пении. Холера миновала Царское Село.
Благодарные верующие испросили позволения не поднимать икону на её прежнее место поверх Царских врат, а поставить её в особом большом киоте за правым клиросом главного храма, чтобы иметь всегда возможность возжигать пред нею свечи и с благоговейным трепетом и любовью её лобызать. Разрешение было дано.
Не ограничиваясь этим, верующие Царского Села исходатайствовали разрешение о том, чтобы совершенный 5 июля 1831 года крестный ход повторялся ежегодно в это число.
В 1863 году в Царском Селе случился пожар Воскресенской церкви и части Екатерининского дворца. Как и в прежних подобных случаях, верующие искали помощи свыше. Икона Знамения Божией Матери была вынесена из храма и обнесена вокруг горевших зданий; пожар почти мгновенно прекратился. Это было новое дивное проявление спасительной чудотворной силы святой иконы Богоматери.
В 1891 году в Знаменской церкви были упразднены боковые приделы. На месте правого придела была поставлена чудотворная икона Знамения Пресвятыя Богородицы. На месте левого придела была поставлена Казанская икона Божией Матери, такого же размера, как и Знамения, сооружённая церковным старостой А. Серковым. Эта икона весьма художественного письма. На иконе есть небольшие изображения святых - преподобного Алексия, человека Божия и царицы Александры, имена которых носили А. Серков и его супруга.
Приблизительно с 1922 года установился обычай в воскресные вечера совершать перед чудотворной иконой Богородицы акафист, обычай, привлекающий к святыне значительное количество молящихся. Было принято читать акафист Пресвятой Богородице "честному Ея Знамению, еже в велицем Новограде". Акафист этот, составленный автором других многих других акафистов, харьковским помещиком А. Ф. Ковалевским, был разрешён Свят. Синодом к печатанию осенью 1891 года. Акафист, в основном, воспоминает и воспевает чудо, бывшее от иконы в Новгороде в 1170 году, во время междоусобной войны, когда Новгород был осаждён "от воев Суждальских".
Между тем, Царскосельская икона Знамения, как уже раньше разъяснялось, является совершенно отдельной, самостоятельной святыней, со своей особой историей, со своими собственными прославившими её чудесами, и решительно не может быть признана списком с Новгородской иконы или подражанием последней.
У разумных, вдумчивых богомольцев поэтому вполне естественно возникло желание слышать пред святой иконой более соответствующий по своему содержанию акафист, который и был составлен мирянином, магистром богословия - профессором Санкт-Петербургской духовной академии Порфирием Петровичем Мироносицким.
Составленный акафист был представлен настоятелем Знаменской церкви митрополиту Ленинградскому Серафиму (Чичагову) с просьбой благословить его к церковно-богослужебному употреблению, а тот, в свою очередь, препроводил акафист в Москву к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию и состоящему при нём Священному Синоду. Рассматривавший акафист член Синода Преосвященный Филипп (Ставицкий), архиепископ Смоленский и Дорогобужский, впоследствии архиепископ Астраханский нашёл, что акафист, несомненно, "обладает содержательностью, даёт возможность воспевать славу Богоматери независимо от новгородских событий, в осенении Ея всемирных чудес, согрет теплым, благоговейным чувством и написан искусно, правильным церковнославянским языком", и потому дал о нём благоприятный отзыв. Согласно этому отзыву, Синодальным определением от 16 октября 1929 года за № 147 новый акафист Знамению Пресвятыя Богородицы был разрешён к церковно-богослужебному употреблению.
Встречен был новый акафист богомольцами неодинаково. В то время, как одни искренно приветствовали появление нового акафиста, приобретшего потом всё больше и больше новых сторонников, другие, наоборот, проявляли видимое предпочтение прежнему, с которым сроднились, свыклись. Чтобы такое разногласие не привело к взаимным пререканиям и волнениям, стали читать поочерёдно оба акафиста.
В августе 1941 года Царское Село было оккупировано войсками фашистской Германии.
В 1944 году фашисты бежали из Царского Села, похитив с собой и икону Знамения Пресвятыя Богородицы. Советские войска, преследуя врага, в одном из брошенных обозов неприятеля в г. Риге обнаружили иконы Знамения и Казанскую икону Божией Матери из Знаменской церкви Царского Села. Святые иконы были доставлены в Ленинград и переданы митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову), по благословению которого все иконы были весной 1948 года водружены в храме Ленинградской духовной академии.
На добровольные пожертвования верующих святая икона Знамения была украшена венчиком над главами Богоматери и Богомладенца. В 1952 году для икон Знамения и Казанской были сооружены одинаковые художественные дубовые киоты.
Павловская икона Божией Матери "Знамение"
Чудотворный образ Божией Матери был обретен 19 июля 1696 года среди руин Азовской крепости после ее завоевания царем Петром I. Царь передал обретенную икону в собор крепости.
После возврата Азова туркам в 1711 году икону перенесли в Петропавловский собор Осередской крепости (ныне Павловск). В XVIII веке был установлен обычай носить образ по домам павловчан для совершения пред ним молебнов. Ежегодно в 9-ю пятницу по Пасхе с иконой устраивался крестный ход на расположенный в 10 км от города Студёный Колодец, там совершался молебен Божией Матери, после которого служилась панихида по императору Петру I.
Икона сохранилась после двух разрушений собора и обреталась в обновленном Павловском Преображенском соборе. В 1825 году икона была помещена в большой золоченый лучеобразный киот и поставлена над царскими вратами собора. В конце богослужения икону на шнурах спускали для поклонения.
После наступления советской эпохи образ был утрачен.
17 марта 2002 году икона была освящена, воспроизведенная по описанию. Образ пребывает в главном иконостасе Павловского Покровского храма. По благословению митрополита Воронежского Сергия (Фомина) традиция крестных ходов с иконой на Студёный Колодец была возрождена в 2004 году.
Описание
Обретённый образ был "начертан штрихами" на внутренней стороне створки морской раковины величиной примерно 23 см. По другому описанию икона была "вырезанная обронною работою... черты иконы Знамения выпуклы и подобно как бы наплыли, или наросли на раковине".
Эмаль раковины от времени пожелтела, а живописи на иконе совсем нет,- изображение Богородицы начертано штрихами. Все благолепие св. иконы составляет помятутое резное, обширное, позлащенное украшение в виде лучей, исходящих от светила, с небольшими живописно-резными фигурами двух ангелов по сторонам иконы.
Изображение относилось к типу икон Божией Матери "Знамение".
Вскоре по обретении икона была вставлена в большой деревянный киот с изображением в 6 сценах событий завоевания Азовской крепости и обретения иконы. На ней была надпись:
"Сей образ Знамения Матери Христовой, начертанный честно на матице перловой, егда град татарский Азов от бусурман взят, найден в земляном валу и обложен в злато, недостойно бо святыни быти в земной яме, но да светит во храме святем, иже в похвалу Ея претворен из мечету в честь Богу христианскому на погибель Махмета".
Образ созданный в 2002 году взамен утерянного был написан на раковине (точная копия) и оформлен как середник иконы, окруженный историческими сюжетами в клеймах.
Верхнетагильская икона Божией Матери, чудотворный список иконы Божией Матери "Знамение", почитаемый на Урале
Согласно сложившемуся к концу XIX века сказанию, икона была явлена в 1709 г. в лесу, на месте которого в 1716 г. возник пос. Верхнетагильский Завод (ныне город Верхний Тагил Свердловской обл.).
Первоначально икона находилась в одном из уральских скитов, который был разорен бурлаками, убившими насельников. Когда грабители собирались покинуть скит, от иконы был голос, повелевающий взять образ с собой. Те не посмели ослушаться и доставили икону в пос. Невьянский Завод, где она находилась некоторое время. Один из жителей поселка, Савва Медведев, был ложно обвинен в воровстве. Он усердно молился Богу об избавлении от навета, и ему было явление иконы «Знамение», от которой исходил голос: «Если ты обещаешь перенести меня в свой дом, будешь избавлен от возводимого на тебя напрасно обвинения». Савва выкупил икону за 3 р., перенес ее в свой дом и действительно освободился от подозрения. Вскоре он был переведен на жительство в пос. Верхнетагильский Завод и увез икону с собой. В 1753 г. он передал ее в Верхнетагильский Знаменский храм. В 1861 г. деревянный храм сгорел, но икона, у которой обгорела торцевая часть, уцелела. До ноября 1876 г., когда был освящен каменный Знаменский храм, она находилась в устроенной в заводской конторе церкви во имя прор. Илии. В настоящее время она пребывает в Знаменской церкви у левого клироса на аналое под стеклом. К образу привешены украшения - дары от людей, получивших исцеление от иконы.
Сказание о Верхнетагильской иконе Божией Матери «Знамение», повествующее о ее явлении и бывших от нее чудесах, сохранилось в рукописи нач. XX в. Рукопись в 8-ю долю листа, написанная четким полууставом одной рукой на бумаге без штемпелей и водяных знаков, хранится в алтаре верхнетагильской Знаменской церкви.
До конца 1920-х годов ежегодно в течение лета совершались крестные ходы с иконой на Невьянский, Верх-Нейвинский, Нейворудянский, Быньговский и Шуралинский заводы.
Постановлением патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 5 октября 2001 г. было установлено общецерковное празднование этой иконе (особой службы нет).
На иконе, писанной на доске (70×53,8×2,5 см), представлен поясной образ Богоматери; на Ее груди в медальоне изображен благословляющий Христос Еммануил со свернутым свитком в левой руке. Справа от лика Божией Матери - изображение херувима, слева - серафима. До 1922 г. икона имела серебряную позолоченную ризу с драгоценными камнями, которая была изъята и исчезла.
С чудотворного образа были сделаны многочисленные списки, среди них особо почитаемы Невьянский и Быньговский. Невьянский список до 1932 г. находился в невьянском Преображенском соборе в киоте за левым клиросом, был облачен в серебряную ризу. После закрытия собора икона была спасена и в наст. время пребывает в Вознесенской ц. Невьянска за левым клиросом. Быньговский список находится в храме во имя свт. Николая в с. Быньги Невьянского р-на Свердловской обл. Среди др. чтимых образов - списки в Успенском храме в г. В. Пышма и в храме во имя вмч. Пантелеимона в Екатеринбурге.
Корчемная икона Божией Матери "Знамение"
В свое время в Рязани жила вдова, одержимая недугом пьянства. Когда у нее в доме все было продано, она принесла в корчемницу образ Пресвятой Богородицы “Знамение” и, подав его корчемнику, просила за нее вина.
Богобоязненный корчемник, поддавшись уговору, взял святой образ и поставил в своей божнице. Когда вдова протрезвела и осознала свой грех, собрала денег и поспешила к корчемнику, умоляя отдать икону. Тот исполнил ее желание, но наутро женщина не нашла принесенной домой иконы. В то же время корчемник увидел эту икону на прежнем месте в своей божнице.
Скоро пришла к нему вдова и рассказала об исчезнувшей иконе. Удивившись, корчемник показал на икону и со слезами молвил: “Вот Она, Царица Небесная! Сама спроси Ее, как Она здесь оказалась”. В слезах возвратилась вдова домой. Но молитвами Пресвятой Богородицы с этого времени уже более не вкушала вина.
С тех пор икона стала именоваться в народе “Явленною корчемною” и пребывала в корчемнице до ее закрытия в 1850 году.
Много чудес и исцелений произошло по молитвам перед иконой Пресвятой Богородицы “Знамение” Корчемная.
Так, в 1845 году один барин получил по молитвам перед святым образом разрешение своих дел и спасся почти от неминуемой гибели. Другой знаменитый человек Рязани по молитвам перед образом спас свой лес от пожара. Такой же скорой помощи удостоился мужчина, нога которого была поражена гангреной. От парализации ног была спасена также женщина.