27 ноября (10 декабря) 2024 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Dec 10, 2024 09:02

Продолжение…

Блаженная Домника Алешковская, местночтимая святая Херсонской епархии



Память 28 мая (Херсон.), 27 ноября (Херсон.)

В миру Домна Ивановна Ликвиненко, родилась в 1881 году в православной семье зажиточных крестьян Таврической губернии. С младенческих лет воспитывалась в любви к Богу и молитве. По её собственным словам, после паломничества в 15-летнем возрасте к святыням Киево-Печерской лавры она решила посвятить свою жизнь Богу и жить при монастыре.

В 1896 году Домну приняли в школу для девочек-сирот при Успенском женском Алешковском монастыре. Здесь она научилась грамоте и рукоделию. При школе была домовая церковь в честь святителя Николая Чудотворца, где воспитанницы совершали молитвенное правило и посещали богослужения. С тех самых пор Домна горячо полюбила Николая Угодника - защитника сирот и обездоленных, и любовь эту пронесла через всю свою жизнь.
По окончании школы она осталась в обители и была принята в число сестёр послушницей с именем Домника.

Она любила уединение, в тиши которого читала Псалтирь или акафист святителю Николаю. Заметив это, игумения благословила ей пасти монастырских телят. Пребывая на природе в окружении бессловесных животных, Домнна с радостью предавалась молитве. Очевидцы рассказывали, что часто видели её читающую Псалтирь, а вокруг неё пасущихся телят, которые как будто бы слушали её. Животные любили Домнику, и когда она выгоняла их на пастбище, то не она, а они за ней ходили.
Приближался трагический 1917 год. В это время сёстры монастыря стали замечать странное поведение послушницы Домники. На пастбище она оставляла животных, а сама уходила на кукурузное поле и там слёзно молилась с поднятыми руками. Потом монахини поняли, что так она предсказывала будущую печальную судьбу монастыря и его насельниц.

Началась революция, затем гражданская война. Осенью 1920 года в Алешках установилась советская власть. Монастырское хозяйство, земли и здания обители были национализированы. В монастыре устроили культсовхоз "Работница", а в 1921 году трудовую артель "Мелисса". 8 марта 1922 года из монастырских храмов изъяли церковные ценности, монахинь изгнали, а в обители устроили детскую колонию "Красные всходы". Многие монахини нашли прибежище при храмах города Херсона, но часть из них остались жить возле своей любимой обители, поселившись в Алешках. Послушница Домника нашла приют в Алешковской слободе, недалеко от монастыря у одной благочестивой старушки. Получив от Бога дар прозорливости, созерцая невидимое как видимое и грядущее как настоящее, она многим помогала своим советом и благословением.

Скрывая свой дар под видом юродства, она присказками, загадочными фразами или символами предсказывала грядущие события. Так, например, монахиням перед закрытием монастыря она раздавала кому камешек, кому лоскутки, а кому свечные огарки. Лишь с течением времени матушки поняли смысл этих "подарков". Живя в миру, они стали работать: кто на стройке подавал камень, кто портнихой шил одежду, а кто и при храме трудился алтарницей.
В голод 1924 года матушка Домника переехала жить в Каховку и часто ходила на богомолье в Берислав. Однажды на пути вдоль Днепра она предсказала своим спутницам затопление этих мест (что впоследствии, когда построили Каховскую ГЭС, и произошло).

Домника вернулась в Алешки в 1928 году. Город переименовали в Цюрупинск, все храмы были закрыты. Недалеко от дома, где она жила, обитали монахини Агафия и Дария. Домника часто приходила к ним, чтобы вместе помолиться и получить утешение от горечи напрасных обид, причиняемых уличными мальчишками. Местные жители относились к ней с уважением, ласково называя ее Домочкой или Домникией, и приносили ей продукты. Но дети, воспитанные школой, где насаждалось безбожие, по несмышлёности часто дразнили беззащитную "монашку", чем очень ей досаждали.

Жительница Голой Пристани Надежда Саввична рассказывала, что после раскулачивания их семья жила очень бедно, отец работал в каменоломне, тяжко зарабатывая на хлеб. В голодовку 1933 года папа умер, и они остались без копейки. Мать была в отчаянии, она осталась с четырьмя детьми на руках и не знала, как их прокормить. В ту ночь она горько плакала и молилась Богу о помощи. На рассвете в дверь постучала незнакомка в чёрном (это была Домника, прежде они не знали и не видели друг друга) и сказала: "Сонька, одевайся, меня Господь к тебе прислал! Одевайся! Я буду покупать хлеб, а ты будешь резать на четыре части и продавать!" Так они и делали. Домника спасла их семью от голодной смерти.

Жила недалеко бедная семья. Подошла к их двору Домника, бросила камышину во двор и говорит: "Стройтесь!" А за что строиться - денег нет? Однако через некоторое время, с помощью Божией, дом был построен.

Жительница Цюрупинска Анна Дмитриевна Беспалая рассказывала о матушке Домнике: "Была она невысокая, сутулая, с грубоватым голосом, внешне ничем особенным не отличавшаяся. Говорила мало, а давала предметы, и нужно было догадаться, что этим она предсказывала".

Во время Великой Отечественной войны немцы сильно бомбили Цюрупинск и обстреливали из пушек. Домника жила в этот период у рабы Божией Нины. Однажды она сидела во дворе под вишней и читала Псалтирь. В это время упал снаряд, срезав дерево, и взорвался рядом. С Домники взрывом сорвало платок и вырвало из рук книгу, а она сидит целёхонька, как ни в чем не бывало.
Наталье Акимовне Ищенко она предсказала гибель мужа и сына, а ей долгую жизнь. С тех пор Домника жила у неё в доме до конца своих дней. Этот дом в Цюрупинске сохранился и поныне по улице Нижней, 180.
К концу войны стали открывать храмы, в том числе и в Цюрупинске. Красивый Введенский собор был разрушен, поэтому храм устроили в обыкновенном доме. В Цюрупинске даже было учреждено благочиние. Много молящихся приходило на богослужения. Среди них была и матушка Домника. В храме служили два священника, на хоре пели монахини, они же убирали храм.

К тому времени о Домнике знали многие, к ней приезжали не только из ближайших селений, но и из других городов: Запорожья, Херсона, Николаева. Ехали не только простые люди, но и духовенство. В основном, просили совета, молитв или благословения.

Особую заботу Домника проявляла о людях церковных. Рассказывает певчая Введенского храма Анна:
"В 1951 году, после голодовки, мы жили очень бедно. Тётя рассказывала: видит она в окно - к дому идёт Домника, зашла и говорит: «Мария, я тебе целую горсть денег в колодец бросила». И с тех пор денег нам хватало, жить стали без долгов.
Помогала нам матушка и по хозяйству. Как-то мы с тётей после службы собирались домой, а Домника говорит тете: «Мария, я возле твоего сарая поставила палку». Приближалась осень, а у нас не было ни дров, ни угля, и после слов Домники, на следующий день, нам привезли дров, шишек, и было нам уже чем топить печку»".

Многим кандидатам в священники Домника помогла найти матушек. Протоиерей Пётр Бабийчук после окончания семинарии устроился псаломщиком в один из херсонских храмов. Было это во времена хрущёвских гонений. Уполномоченный по делам религий, узнав о молодом псаломщике, запретил ему работать в церкви и требовал идти на завод. По совету своего друга священника Пётр поехал к Домнике. Она ему сказала: "Езжай в Берислав и Каховку". Он даже не знал, есть ли там храмы. Но Божиим Промыслом всё уладилось, и Пётр стал псаломщиком в Бериславе. Вскоре, проведывая своего соученика по семинарии, который служил священником в Каховке, он познакомился с девушкой, которая и стала его женой. Так исполнились два предсказания: и Берислав, и Каховка. После рукоположения отец Пётр с матушкой, которая была в положении, поехали к Домнике поблагодарить её. Когда они подошли к дому матушки Домники, она встретила их словами: "Вас трое пришло - с хлопцем", - то было ещё одно предсказание. У отца Петра родился сын, его назвали Симеоном. Как и отец, он стал священником.
Множество других священнослужителей и мирян по сей день благодарны Домнике за её советы и молитвы.
Глубокая церковность блаженной Домники её неотъемлемая черта. Она всегда стремилась в храм Божий и даже в старости преодолевала многие километры ради богослужения. Регулярно, когда это было возможно, она причащалась Святых Христовых Таин.

Домника отошла ко Господу в субботу 10 июня 1967 года. На погребении было большое стечение людей, гроб с телом пронесли от дома ко Введенскому храму. Из-за гонений на Церковь в те времена запрещалось проведение погребальных церковных процессий, поэтому весь путь люди двигались в полном молчании. Настоятель храма, протоиерей Сергий Мураховский, совершил отпевание.
Матушку Домнику похоронили на старом монастырском кладбище, на могиле установили деревянный крест. Со дня её погребения к ней всегда шли люди, как к живой, неся свои радости и горести.
Существует множество свидетельств о благодатной помощи, о святости жизни, благочестии, прозорливости блаженной Домники. Её благодатная помощь обращающимся к ней не оскудевает и поныне.

10 декабря 2008 года по благословению архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна были обретены мощи блаженной Домники. Во время их обретения, был найден хорошо сохранившийся деревянный крест от парамана, что подтвердило свидетельства людей о том, что Домника приняла монашеский постриг.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 марта 2009 года блаженная Домника Алешковская была причислена к лику местночтимых святых Херсонской епархии.

15 июля Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, пребывая с архипастырским визитом в Херсонской епархии, совершил Божественную литургию в Свято-Духовском кафедральном соборе города Херсон.



Около центральных ворот собора духовенство Херсонской епархии, представители местных властей, а также многочисленные гости и верующие торжественно встречали Блаженнейшего владыку, накануне прибывшего в Херсон.
По приглашению архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна разделить радость этого праздничного дня в Херсон прибыл также ряд архиереев Украинской Православной Церкви.
В тот же день состоялся чин прославления в лике местночтимых святых Херсонской епархии подвижницы благочестия блаженной Домники Ивановны Ликвиненко (†10 июня 1967).
После чтения Евангелия Блаженнейший митрополит Владимир поздравил всех присутствующих со знаменательным событием в жизни Херсонской епархии и рассказал о сущности лика святых, а также о постоянной необходимости брать с них пример в нашей земной жизни, чтобы через подражание им приблизиться к Богу и заслужить жизнь вечную.



16 августа 2009 года мощи блаженной Домники крестным ходом были перенесены из Херсона в храм равноапостольной Нины города Цюрупинска, где они почивают и ныне.



(Блаженная Матрона Московская, блаженная Домника Алешковская, блаженная Ксения Петербургская)

Тропарь
глас 5
От ю́ности жела́нием Боже́ственныя любве́ разжига́ема,/ суету́ жите́йскую отри́нула еси́,/ смире́нием кра́йним и моли́твою непреста́нною/ му́дрость Христо́ву стяжа́ла еси́/ и в годи́ну лю́тую яви́лася еси́ наста́вница и́щущим спасе́ния./ Те́мже предстоя́ ны́не Го́сподеви в ли́це святы́х,/ помина́й моля́щихся тебе́,// Домни́ко, ма́ти блаже́нная.

Ин тропарь
глас 7
Чистоту́ жития́ твоего́ яви́вши,/ блаже́нная ма́ти Домни́ко,/ в по́двизех покая́ния и смире́ния Бо́гу угоди́ла еси́,/ сего́ ра́ди благода́ть стяжа́ла еси́/ лю́ди любо́вию огражда́ти,/ от ско́рбей и печа́лей избавля́ти./ Моли́ Христа́ Бо́га// дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Кондак
глас 8
Си́лою укрепля́ема Всемогу́щаго Бо́га,/ в немощне́м естестве́ по́двиги многотру́дныя яви́ла еси́,/ и до́лу влеку́щия стра́сти/ чистото́ю и бде́нием непреста́нным умертви́ла еси́./ Сего́ ра́ди Христо́с Бо́г тя́ просла́ви ди́вными чудесы́,/ ма́ти блаже́нная Домни́ко,/ Ему́же приле́жно моли́ся// пода́ти на́м ми́р и ве́лию ми́лость.

Ин кондак
глас 8
В ми́ре се́м благоче́стно и пра́ведно пожи́вше,/ моли́твою, юро́дством и ины́ми по́двиги досточу́дными Бо́гу угоди́ла еси́,/ сего́ ра́ди и Госпо́дь в чудесе́х пресла́вну тя́ показа́,/ Его́же, свята́я ма́ти на́ша Домни́ко, моли́/ сохрани́ти гра́д се́й// и все́х люде́й, благоче́стно тя́ почита́ющих.

Святитель Максим, епископ Регийский

Родился в Шаторедоне (Chateauredon), неподалёку от города Динь (Digne) в Провансе. Он был монахом в монастыре Лёранс (Lérins), затем в 426 году стал его настоятелем, и, наконец, был поставлен епископом города Риз (Riez, Alpes-de-Haute-Provence), когда святой Гонорат был избран епископом города Арль.

Его познания, человеколюбие и глубокая вера были известны всем. Он состоял в переписке с Римскими папами, строил монастыри и активно участвовал в окормлении церкви Прованса. Он защищал истинную веру на многих поместных соборах, в частности, на соборе в Оранже в 441 году, на соборе в Вэзон ля Роман (Vaison la Romaine) в 442 году, на соборе в Арле в 451 году и там же на соборе в 453 году.
Скончался в 462 году.

Преподобный Палладий Еленопольский, епископ Аспунский



Происходил из Галатии в Малой Азии. На двадцатом году от рождения, он прибыл в Александрию, где и посвятил себя подвигам иноческого жития, сначала в окрестностях этого города, а чрез три года в Нитрийской и Скитской пустыне, где пребывал в строгом безмолвии в продолжение девяти лет. Наставником его был преподобный Дорофей. Однако, болезнь заставила Палладия оставить излюбленную им пустыню и, ради перемены воздуха, он переселился в Палестину, в Вифлеем, а чрез год в Вифинию. Вскоре граждане города Еленополя избрали его епископом на их кафедру.

Святой Палладий пользовался особым доверием святого Иоанна Златоустого и сам был горячим приверженцем и почитателем великого вселенского учителя. Когда Иоанн подвергся несправедливому гонению, Палладий встал на его защиту, опровергая ложные обвинения в Златоуста в ереси и в 404 году подвергся изгнанию. Палладий был вынужден скрываться по различным местностям, пока не прибыл в Рим в 405 году. Император Западной Римской империи Гонорий присоединил Палладия к посольству, отправленному к восточному императору Аркадию с ходатайством о святителе Иоанне.
Посольство оказалось безуспешным, а Палладий был задержан и сослан в Сиену (ныне Ассуан), откуда по смерти Аркадия, переведен был в Антиною. По прошествии еще четырех лет, он возвратился на свою кафедру. Здесь по просьбе одного благочестивого знатного придворного сановника Лавса он составил книгу, названную в честь последнего «Лавсаиком», где Палладий описал подвиги и чудеса современных ему преподобных Египта, Сирии, Месопотамии, Галатии, Каппадокии и Рима.

К концу жизни святой Палладий был переведен на епископскую кафедру города Аспуны, что в Галатии, где, добро управив вверенную ему паству, с миром скончался о Господе около 430 года.

Труды

Важнейшим трудом Палладия является написанный в 419-420 годах «Лавсаик», один из лучших источников о раннем монашестве. Ему также принадлежат ценное жизнеописание святителя Иоанна Златоуста - «Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста», написанный около 408 года.

Святой благоверный князь Всеволод Псковский



Об этом святом я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/403033.html

Праведная Ода Брабантская, отшельница



По преданию, св. Ода подвизалась в лесах Таксандрии на рубеже VII-VIII веков. Она родом из шотландской королевской семьи. Некоторые историки называют ее отцом Игнатия VII (Eugunatius). Слепая от рождения, Ода была любима всеми, добрая, ласковая и удивительно красивая девочка. Родители делали все возможное, чтобы дочка прозрела, вызывали ко двору лучших врачей, совершали паломничества ко святым местам, но ничто не помогало. В какой-то момент до Шотландии дошли рассказы о чудесах, происходящихся на могиле святого мученика Ламберта, епископа Маастрихта.

Его останки были перенесены в декабре 718 г. из Маастрихта в Люик (Luuk), и туда-то и отправили родители Оды молоденькую девушку. Ода всю ночь молилась на могиле священномученика Ламберта, к утру забылась сном, а когда проснулась, впервые в жизни увидела солнечный свет. Не только глаза ее прозрели, но и душа тоже. Глазами телесными увидела она красоту дольнего мира, глазами души - превосходство горнего. На могиле св. Ламберта Ода дала обет стать невестой Христовой и всю жизнь посвятить Господу.

Она вернулась зрячей домой, и счастливый отец решил, что пришло время выдать дочь замуж. Накануне свадьбы Ода бежала из замка вместе со своей кормилицей.
Они направились в Рим. Неизвестно, сколько месяцев или лет заняло это путешествие. Согласно преданию, они помолились на гробнице апостолов Петра и Павла, и там сплела себе Ода посох из тростника. Потом паломницы отправились на север. Совершив трудный переход через Альпы и Арденны, они вышли к Маасу и добрались до Фенрау.
В глухом лесу построили они шалаш, в надежде провести там жизнь в тихой молитве. Однако им не удалось остаться незамеченными. Их выдали птицы, кружившие над шалашом. Люди из соседней деревни пошли посмотреть, кто там поселился. Оде пришлось бежать от назойливого внимания деревенских мужиков.
Вторую хижину женщины построили в районе Веерта в вересковой пустоши. Чтобы скрыться от мира, Ода посадила вокруг своего нового жилища несколько кустов, которые чудом на следующий день разрослись до пышной изгороди.

Все это время отец Оды искал свою дочь. С небольшим отрядом верных ему людей он объездил всю Европу. Наконец, король добрался до трактира в Веерте. Когда он рассчитывался за обед своими шотландскими монетами, хозяин трактира заметил, что монеты ему известны; он уже такие монеты встречал - однажды затворницы, живущие в вересковой пустоши, заплатили ему такими же монетами. Услышав это, король понял, что он нашел свою дочь; она где-то рядом. Ему указали дорогу к хижине, но сороки напали на его отряд и не дали приблизиться. Сколько он ни пытался, ему не удалось увидеть дочь. Ни с чем вернулся король к себе в Шотландию.
Однако Ода уже не чувствовала себя в безопасности на этом месте. Отец мог вернуться в любой момент. Слухи о молодой затворнице все больше распространялись; ее кормилица тем временем умерла. Оставшись одна, Ода решила перебраться в еще более глухое место туда, где о ней никто ничего не слышал.
Третью и последнюю свою хижину Ода построила в лесу около деревушки Роде. Когда она умерла, жители Роде увидели пламень, поднимающийся над лесом. Они прибежали, думая, что надо тушить лесной пожар, и увидели, что пожара нет; столб света поднимался над жилищем усопшей праведницы - ее пламенеющая душа восходила ко Господу.

Св. Оду похоронили в простом деревянном гробу рядом с шалашом, где она жила. Скоро на ее могиле начались чудотворения. Над ее могилой была построена сначала деревянная церковь, затем каменная. В 1170 г. мощи св. Оды были вырыты из земли и помещены в каменную гробницу. Автор жития отмечает, что мощи распространяли приятный запах.

Первое житие св. Оды было написано спустя почти 400 лет после ее смерти Готфридом, каноником церкви в Синт-Уденроде, что на севере от Эйндховена, примерно на расстоянии 7 км. Много о ее житии осталось в церковном предании.
Почитание святой Оды сложилось по меньшей мере к 11-12 векам.
Еще полвека назад св. Ода была известна всем не только в округе, но и по всей Голландии. Тысячи людей съезжались туда 27 ноября, в день св. Оды, процессия растягивалась на километры. Сейчас эти процессии почти забыты, но в церкви св. Мартина Турского есть предел, освященный в честь св. Оды; там же хранятся ее мощи.
На иконе св. Оду изображают со свечой как символом света. Она была слепорожденной дочерью шотландского короля. Сорока, которую она держит в руке, указывает на момент ее жития, где рассказывается, что сороки защитили ее, когда вооруженный отряд хотел вернуть ее отцу.

Святитель Вирги́лий (Виргилий Зальцбургский; лат. Virgilius, ирл. Feirgil;), епископ Зальцбурга, настоятель Зальцбургского аббатства св. Петра, миссионер, просветитель Каринтии



(Статуя святого Виргилия перед входом в кафедральный собор Зальцбурга)

Виргилий родился в Ирландии в знатной семье, был монахом, а затем настоятелем монастыря Ахабо около Дублина. Был великолепно образован и весьма сведущ в точных науках, за что его иногда называли Виргилий Геометр. Ирландия была в VIII веке центром европейского монашества и родиной великих проповедников, многие из них считали своим долгом распространять христианство в континентальной Европе. Виргилий не стал исключением. Получив поддержку у майордома франков Пипина Короткого, Виргилий в 745 году отправился в Зальцбург, находившийся тогда на границе христианского мира, и стал настоятелем бенедиктинского монастыря Святого Петра, основанного за 40 лет до того святым Рупертом.

Виргилий успешно продолжал дело св. Руперта, развернув активную миссионерскую деятельность в крае. Кроме германских племён объектом миссии Зальцбурга стали также славяне Каринтии, помощник Виргилия епископ Модест построил множество христианских церквей у славян, а также за 80 лет до Кирилла и Мефодия сделал первые попытки перевода на славянский язык богослужебных и библейских текстов.
В ходе христианизации альпийского региона у Виргилия произошёл конфликт со святым Бонифацием по вопросу о крещении. Уровень образования некоторых священников был настолько низким, что они даже не могли правильно выговорить на латыни крещальную формулу «Крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». Бонифаций считал, что людей, крещённых с произнесением неточной формулы, следует перекрещивать, Виргилий же настаивал на действительности такого таинства. Спор был разрешён папой Захарием, подтвердившим правоту Виргилия.

В 774 году под руководством Виргилия было закончено строительство базилики в Зальцбурге, которая затем была перестроена в кафедральный собор.

Умер святой Виргилий в 784 году в Зальцбурге. Считается наряду со святым Рупертом святым покровителем города. Статуи Руперта и Виргилия установлены при входе в кафедральный собор Зальцбурга.

Преподобный Нафанаил Нитрийский

Время и место рождения неизвестны.
Подвизался в IV веке в Нитрийской пустыне Египта.

Положил себе постоянно пребывать в келии и в продолжение тридцати семи лет ни разу не выходил за ее порог, противясь диаволу, пытавшемуся заставить его отступить от принятого правила.
Год смерти подвижника определяется приблизительно, исходя из повествования о нем в Лавсаике, где сказано, что преподобный скончался за 15 лет до прибытия епископа Палладия в Нитрийскую гору (390-391 гг.), т.е. около 375 года.

Преподобный Дамиан (в схиме Диодор) Юрьегорский



Память 20 ноября, 27 ноября, в Соборах Новгородских, Карельских и Соловецких святых.

Об этом угоднике Божьем подробно можно почитать тут:
https://filin-dimitry.livejournal.com/1047202.html

Святитель Дамаскин Студит (греч. Δαμασκηνὸς ὁ Στουδίτης), митрополит Навпактский и Артский



В миру Дионисий, происходил из Фессалоники или из Фессалии. Традиционной является точка зрения, что он принял постриг в Студийском монастыре в Константинополе и там был поставлен во иподиакона. По мнению Е. К. Лицаса, прозвище Студит характеризует его как выдающегося проповедника, а не свидетельствует о его связи со Студийским монастырем. Дамаскин учился у Феофана Нотары, схоларха Патриаршей академии (1543-1551). В этот же период принимает монашество и сан диакона.

По рукоположении во пресвитера Дамаскин был отправлен патриаршим экзархом в Польшу для поддержки православного населения Малой Руси. После возвращения, в 1560 году был возведен на Литско-Рентинскую епископию, относившуюся к Фессалоникийской митрополии (в синодальном акте 1564 г. он уже подписался как «смиренный епископ Рентины»).

В 1574 г. назначен на кафедру митрополита Навпактского и Артского и стал патриаршим эпитропом на время пребывания патриарха Иеремии II на Пелопоннесе. Согласно свидетельству его современника Гавриила Каланы, в 1577 г. Дамаскин поселился в Арте (куда с XIV в. была перенесена Навпактская митрополия). Симеон Кавасила Акарнанский посвятил ему одну из эпиграмм.

Скончался в 1577 году.

Письма свт. Дионисия к различным адресатам (изданы А. И. Пападопуло-Керамевсом) свидетельствуют о его обширных познаниях. Он был одним из самых ученых клириков своего времени. Среди его учеников были будущие патриархи Константинопольские Митрофан III (1565-1572) и Иеремия II Транос (1572-1579).

26 ноября 2013 года состоялась канонизация свт. Дамаскина Константинопольским Патриархатом

Сочинения

Важнейшие сочинения свт. Дамаскина:

«Сокровище» (полное название: Θησαυρὸς Δαμασκηνοῦ ὑποδιακόνου καὶ Στουδίτου τοῦ Θεσσαλονικέως, μετὰ τῆς προσθήκης ἐν τῷ τέλει καὶ τέρων πτὰ λόγων ψυχωφελεστάτων καὶ τῆς ἐξηγήσεως τοῦ Πάτερ ἡμῶν), сборник душеполезных и учительных наставлений, написанный на народном греч. языке (книга напечатана в Венеции в 1561 г. и неоднократно переиздавалась, была популярна во всех слоях христианского населения. Перевод на тур. язык в греч. транслитерации для туркоязычных греков был выполнен в 1731 г. в Кайсери, известны и рукописные слав. переводы);
«Стихи героико-элегические на Успение Пресвятой Богородицы Марии» (Στίχοι ἡρωοελεγεῖοι εἰς τὴν Κοίμησιν...);
«Физиолог» (под названием Μερικὴ διάγνωσις ἐκ τῶν παλαιῶν φιλοσόφων περὶ φύσεως καὶ ἰδιωμάτων τινῶν ζώων, συναθροισθεῖσα περὰ τοῦ ἐν ἀρχιερεῦσι λογιωτάτου κυρίου Δαμασκηνοῦ τοῦ Στουδίτου) издан в приложении к «Ирмологию» (Венеция, 1742), отдельное венецианское издание этого трактата озаглавлено «Собрание из книг древних философов всего, что они сказали о пернатых птицах и сухопутных и морских животных, или Переложение Физиолога» (Συνάθροισις ἀπὸ τῶν βιβλίων τῶν παλαιῶν φιλοσόφων, ὅσα εἶπον περὶ τῶν πετεινῶν ὀρνέων καὶ χερσαίων ζώων καὶ περὶ τῶν θαλασσίων, ἤτοι μετάφρασις τοῦ Φυσιολόγου);
«Прозаическое слово на Декалог Моисея» (Λόγος πεζῇ τῇ φράσει εἰς τὸν Δεκάλογον τοῦ Μωϋσέως) издано в Венеции вместе с «Маргаритами» Иоанна Златоуста в 1630 г.;
«Увещевание к желающим спастись монахам» (Παραίνεσις πρὸς τοὺς θέλοντας σωθῆναι μοναχούς̇ τοῦ ἐν ἐπισκόποις λογιωτάτου κυροῦ Δαμασκηνοῦ Λιτῆς καὶ Ῥεντίνης καὶ προέδρου Πολιανῆς. Βενετία, 1565);
«Предсказывающие знамения звезд и луны о дожде и ветре, из различных поэтов и учителей» (Προγνωστικὰ σημεῖα περὶ βροχῆς, ἀνέμου ἐκ τῶν ἀστέρων καὶ ἐκ τῆς σελήνης ἐκ διαφόρων ποιητῶν καὶ διδασκάλων, ποίημα κυροῦ Δαμασκηνοῦ Ναυπάκτου καὶ Ἄρτης, περιέχον καὶ ἄλλα τινά);
«Шуточный диалог Дамаскина Рендинского против архиереев» (Κωμῳδοδιάλογος Δαμασκηνοῦ Ῥεντίνης κατὰ ἀρχιερέων); участниками диалога являются Дамаскин и Гавриил, игум. мон-ря св. Анастасии Узорешительницы;
гомеровские центоны (Ὀμηρόκεντρα).
Сделанный святителем хронологический перечень Константинопольских патриархов до Иеремии II (Περὶ τῶν ὅσων ἐπατριάρχευσαν εἰς τὴν Κωνσταντινούπολιν) был использован Мануилом Малаксосом в изд. «Turcograeciae» (Basel, 1584). Митр. Дамаскин также составил «Хронограф» от основания Рима до взятия Константинополя включал помимо списка патриархов основную часть компиляции Иерофея Монемвасийского (известную под именем Дорофея Монемвасийского).

Жития святых

Previous post Next post
Up