В 1930-е годы слово «дискотека» („discoteque“) во Франции обозначало собрания любителей джаза
Альбом Светланы Мильюш «Чайка», 1972 год, альбом „Live on music“ группы „LZ“, 1987 год
Космос, блёстки, леопардовые штаны, а также лохматые женские ноги и пронзительные взгляды.
yugo45 рассказывает об обложках альбомов болгарских и югославских групп 1980-х годов - времени «неона и китча, неудачников и заблудившихся космических путешественников предыдущей эпохи».
Худшие обложки или подлинные шедевры? Коллекция югославского кавер-арта:
Только злые и бессердечные люди могли включить эти, без всякой ложной скромности, шедевры кавер-арта в списки, которые ими претензиозно называются топами самых худших обложек альбомов всех времён. О том, что они вообще не понимают сути дизайна, и чужды тонкой игры с абстракциями, говорить вообще не приходится.
1. Итак, начнём с самого известного конверта, обязательно присуствующего в первом десятке каждого топа - незабываемый альбом Саветы Йованович, 71 года издания. Господин оформитель высокохудожественно и глубоко символично передал наступление новой музыкальной эры - когда уже не пасторальный деревенский фолк, но еще и не техногенный турбофолк (у турбофолка символом жанра будут большие сиськи). Cимволом этой переходной эпохи фолка, стремительно смешивающегося с забубенной эстрадой, но всё ещё стоящий на земле и традициях, стали ноги Саветы Йованович. Выдающаяся работа.
2. Под вторым номером идёт альбом Светланы Мильюш, выступавшей в подзабытом ныне жанре - Kamiondzijska muzika. Расцвет жанра пришелся на начало семидесятых, когда под чудесами современных технологий подразумевались зеркальные шары дискотеки и черно-белые телевизоры. На всех региональныхых дорогах СФРЮ существовали кафаны для дальнобойщиков, и Светлана Мильюш была ярчайшей звездой джубоксов этих заведений. Обложка её альбома настолько однозначно и полно транслирует окружающим о прелестях этой суровой мужской профессии, что я прямо не знаю что еще добавить.
3. Через 10 лет, во времена победившей новой волны и синтипопа, наоборот, творческий метод обязывал проявлять отчуждённость и эмоциональную холодность. Нада Топчагич знала, как это нужно правильно сделать, и смотрит на тебя как на говно.
4. Ну и наконец - любимое. В конце 70х мир ненадолго захватил космический вирус, проявлявшийся в симптомах большой и необъяснимой любви к освоению этого самого космоса. Известный поэт по похожему поводу сокрушался, что никто не слышал Stranglers, а в продаже только Space. К счастью, в СФРЮ слушали и то и другое, что позволяет нам (теперь только визуально, увы) наслаждаться полётом Михи Краля. Но опять же.. второй трек называется Erotic Space, а Миха так целеустремлённо раскидывает руки, что может оно и к лучшему, что только визуально..
Обсудить в блоге автора
«Вся история 1980-х в четырёх обложках»:
После просмотра анимации о перевоплощениях Дэвида нашего Боуи за всю его сорокалетнюю карьеру, я понял что пришла пора написать и о шедеврах кавер-арта, запечатлевших в веках лучшие годы болгарской супергруппы LZ. Когда-то я уже воспевал шедевры кавер-арта соседней балканской страны, но в том что визуальная часть наследия ЛЗ достойна отдельного поста у меня нет ни малейших сомнений! Ведь просто поразительно как люди чувствовали время и коньюнктуру! Это самое интересное и самое бесстыжее проявление эстрады, которая не терпит никакой утонченности и никакой самоиронии - только блестящие золотые одеяния и абсолютная бескомпромиссность во всём!
Групп, протянувших больше 20 лет и любивших ставить себя на обложки не так и мало, но здесь подкупает именно восточноевропейский колорит, и, как я уже писал, удивительная способность передачи примет времени. Любой их диск безо всякого дискогз'а можно опознать с точностью до года! Основные и самые хитовые альбомы группы пришлись на 80-е - время неона и китча, время неудачников и заблудившихся космических путешественников предыдущей эпохи. Как писала Юлия Кошмар, восьмидесятые бесценны, и с ней трудно не согласиться.
1. Исходная точка. Первый альбом.
Здесь они совсем не оставили места для сомнений. Это может быть только 1979 год, и никакой другой!
Чувак слева - вылитый «потерявшийся» брат-близнец Барри Гибба или Бенни Андерсена. Он легко сошёл бы и за того и за другого, да вот только ботинки всё портят. Чувак в шляпе несомненно самый прогрессивный из всех, сразу чувствуется накачка от «Спешиалс» и «Мэднесс», шарф в клетку и шляпа точно оттуда, но очки, очки! Чувак держащийся за ворот рубашки по части фиксации времени серъёзно подкачал, но зато не подкачал тот чувак что справа! Тут чувствуется строгий скандинавский стиль 70х, никакого потакания грубым мещанским вкусам! По всему видно что это клавишник, гораздо больше измождённый консерваторией, а не поклонницами. Кожаная жилетка с поясом +50 к стилю, но зато ботинки −50! Надо же было так глобально лажануться с ботинками! Вот кто знает толк в обуви так это вокалистка, и даже всеохватывающее влияние диско и странные жесты рук не смогли испортить её вкус.
2. Второй альбом. И это уже 80-е!
Леопардовые сапожки! Леопардовый поясок! Леопардовый пиджак! Леопардовые брюки на шее! Оооооооо! Конечно же это 1984 год, тут никаких сомнений! Видно что ребята вырулили на широкую аудиторию, но ради этого уже пришлось многим пожертвовать. Тот прогрессивный чувак растерял не только шарф в стиле ска и прилагающуюся с нему шляпу, но где-то умудрился посеять и очки, хотя может оно и к лучшему. Сводный брат избавляется от «атлантических ценностей», и между концертами читает программные произведения Христо Ботева, шаг за шагом становясь последователем идеи Национального возрождения... И хотя с остальными внешние изменения почти незаметны: дива неизменно демонстрирует свой вкус к хорошей обуви, скандинавский стиль становится уже вопиюще скандинавским, а чувак в белой рубашке сменил её на жёлтую, но циничный и жестокий мир болгарского шоу-бизнеса проник в души музыкантов куда глубже, чем мы могли предположить, и в этом мы очень скоро убедимся.
3. Лучший альбом группы.
Умопомрачительная по насыщщености символами эпохи работа! Полная свидетельств колоссальных кассовых успехов и колоссальных последствий разрушения личности музыкантов. А ведь прошло всего 3 года!
Самые необратимые изменения произошли с чуваком, вдохновлявшимся скандинавским минимализмом и дизайном Икеи. Я теряюсь в догадках какими путями сознания он блуждал, что стал одновременно похож на Юрия Юлиановича времён его смутного свердловского периода, и ассистентом дрессировщика! И, что характерно, гордый леопардовый пиджак символически обратился в куцую леопардовую майку. Очень горько всё это наблюдать...
Не менее поразительные изменения стряслись и с братом Бенни и Барри: разочаровавшися в неоформленной и по сей день национальной болгарской идее и пройдя стадию лечения алкоголизма, он примкнул к противоположному идеологическому лагерю - местным пантюркистам, которые продвигали его мягкий, либеральный вариант, не отрицающий некоторые ценности западной культуры. Конечным итогом этой метаморфозы стал подчёркнуто провокативный образ турецкого сутенёра, с цепочкой навыпуск и едва заметным мелированием.
Заставить барабанщика (а этот чувак может быть только барабанщиком!) свернуть с традиционного стиля не смогли ни девки на гастролях, ни поиск национальной идентичности, ни первые эксперименты с наркотиками, ни даже настойчивые требования продюсера. Человечище!
Однако самую большую цену за успех пришлось заплатить поклоннику «Спешиалс»! Я просто не знаю через что пришлось пройти этому человеку! Пройти путь от стилистики ска-ривайвл до начёса и кожаных брюк с поясом цвета берёзовой коры! Это по-настоящему дико, друзья мои....
Наконец надо сказать пару слов и о вокалистке. После головокружительного успеха предыдущего альбома она начала карьеру на телевидении, и не в какой-нибудь пошлой программе о популярной музыке, а в топовой и самой хитовой еженедельной «Ритмической гимнастике», бьющей все рекорды просмотров в традиционных регионах страны и армии.
Сногсшибательный успех и статус первого секс-символа страны пусть и не вскружили ей голову, но точка невозврата была уже далеко позади и она вместе с группой с огромной скоростью падала настречу своему самому большому успеху и главному альбому карьеры.
4. Икона стиля. Вершина творчества. Финальная точка. Последний альбом группы в 80-х и вообще.
Уму непостижимо, а ведь прошло каких-то 2 года, и это действительно 1989-й. Люди, что случилось с барабанщиком и Бенни Андерсеном!!! И куда дели Юрия Юлианыча? Я всё знаю про напульсники, клёпаные косухи, пластмассовые клипсы и агрессивный мэйкап, этим-то меня не удивишь, но что они сделали с этими двумя!
Абсолютно нечего добавить, кроме того, что теперь я точно знаю за что душа продюсера ЛЗ (а у них точно был продюсер, он тогда у всех был) будет вечно гореть в аду.
После этого альбома, как вы понимаете, группа записать уже ничего не могла, и что случилось дальше нам остаётся только догадываться.
Вот такой удивительный экскурс в 80-е, волшебное и невероятное время. Они действительно бесценны.
Обсудить в блоге автора