Скульптор Александр Колдер и его мобиль «Жираф», Роксбери, 1941
Изображение: Герберт Мэттер,
Фонд Колдера, Нью-Йорк, 2015
Американский скульптор Александр Колдер (1898-1976) известен тем, что изменил представление о классической скульптуре. Он сообщил ей детскую лёгкость, мотив движения и обрядил в яркие краски. Ныне его работы - движущиеся «мобили» и монументальные «стабили» - узнаваемы и любимы. А ведь когда-то это был авангард.
На протяжении тысячелетий искусство скульптуры оставалось статичным: замершие статуи из глины и бронзы, устремившие грустные взгляды в далекую бесконечность. Никому и не приходило в голову, что суровые памятники можно раскрасить, оживить и развеселить. Что в движении тоже есть мудрость или, как минимум, красота. И энергия. Совсем уж невозможно было увязать гордые статуи с акробатическим легкомыслием и детским лепетом - пока не появился на свет человек, который на полном серьезе (с улыбкой на лице) не взялся делать свои разноцветные «мобили» и подвешивать их на ниточки - к восторгу взрослых и их детей.
Этим человеком стал Александр Колдер. Он родился в 1898 году в Пенсильвании в семье потомственных скульпторов. Его отец Стерлинг Колдер всю жизнь создавал скульптуры для общественности в культовых американских городах вроде Филадельфии и Нью-Йорка; и даже получил международное признание - в Рейкьявике есть мемориал его авторства. Мать Сэнди (так звали мальчика родные и близкие) была профессиональной художницей-портретисткой и училась в Париже. Дед, Александр Милн Колдер, тоже по госзаказу ваял огромные статуи пионеров американского запада. Прадед же скульптура дал старт семейному делу, начав с малых форм - высекал из камня в родной Шотландии могильные надгробия.
В возрасте восьми лет у мальчика уже был свой набор инструментов, а подвал семейного дома стал его первой студией. Там из кусков медной проволоки и прочего хлама, подобранного прямо на улицах Пасадены, он упоенно чеканил бусы и бижутерию для кукол своей сестры. В будущем, уже получив признание, он вернется к своему хобби - создавать украшения и колье для матери и сестёр. На Рождество 1909 г. он делает отцу и матери подарок - веселых собаку и утку из листовой латуни. Утка была кинетической и умела двигаться от прикосновения руки.
Одна из мобилей автора. Изображение:
Stab At Sleep, 2014 год
А потом Колдер учится на инженера-механика в Технологическом институте Стевенса в Нью-Джерси. У юного дарования блестящие успехи в математике. На вопрос, почему не пошел изучать искусство, Колдер ответил, что ему всегда нравилась профессия инженера - точная и строгая. Внук скульптора Александр Ровер вспоминает, что творческий метод деда основывался, тем не менее, на интуиции - и только в его масштабных уличных инсталляциях царили строгий расчет и законы физики.
После диплома Колдер несколько лет без особого интереса работает по специальности. В 1922 г. он для разнообразия устраивается механиком на пассажирский пароход. Рассветы и закаты над океаном, которые он видит изо дня в день, вдохновляют его взять в руки кисти и краски, и он обосновывается в Нью-Йорке с намерением стать художником.
Он увлекается цирком - ведь это так близко ему до духу! Создает миниатюрную модель цирковой арены и населяет ее фигурками циркачей, управляемых нитями, проволокой и каучуковыми трубками. Представление, устраиваемое самим Колдером, было так заразительно и азартно, что зрители покатывались со смеху. Сегодня фигурки циркачей - шедевр коллекции нью-йоркского Музея Уитни.
В поисках новых впечатлений Колдер решает покинуть родную Америку. Художник в нем берет вверх над инженером. Цель - Париж! На пароходе Колдер знакомится со своей будущей женой Луизой Джеймс, племянницей писателя Генри Джеймса. В январе 1931 года они женятся. Муж полюбил жену нежно и преданно: он ее балует и дарит украшения - уже упомянутый self-made из меди и листового железа, - не самый удобный, зато от чистого сердца.
Стабиль „Flamingo“ в Чикаго. Изображение:
Marlin Keesler, 2013 год
В 1927-м Колдер входит в круг ведущих авангардистов французской столицы - там Хуан Миро, который станет его близким другом, а также Жан Кокто, Ман Рэй, Ле Корбюзье... Представления «Цирка Колдера» в их кругах пользуются бешеной популярностью.
Насмотревшись на авангард, цветные линии и клетки Мондриана, Колдер решает сам делать абстрактные композиции. Такие, что могут управляться моторчиком или простым дуновением ветра - то бишь, кинетические. И у него всё получается - его жизнелюбие, находчивость и дизайнерское чутье заражают. Вернувшись в Штаты, он начинает трудиться над изготовлением кинетических детских игрушек. Они попадают в массовое производство: механически вращающиеся конструкции, на которых подвешиваются яркие незамысловатые безделицы. Сейчас такие можно увидеть над кроваткой любого грудного ребенка.
Одновременно они становятся и самым знаменитым изобретением скульптора - то, что позже дадаист Марсель Дюшан метко наречет «мобилями». Это - движение в чистейшей форме; оно наполняет пространство энергией. Глядя на эти цветные фигурки, хочется дуть на них и смотреть на верчение. Построенные на равновесии и балансировке, эти маятнички и лопасти теперь превратились в товарный знак. Так, плоды авангарда и других важных течений двадцатых Колдер смог переложить на язык «популярной механики».
Концепция мобилей вдохновляла и композиторов: так, Фрэнк Заппа однажды признался, что сочиняет музыку, основываясь на принципах устройства колдеровских объектов.
С началом Второй Мировой Колдер решает послужить Родине. Он делает попытку вступить в морской флот на должность специалиста по маскировке, но неудачно. В 1943 году проходит первая ретроспективная выставка автора в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В 1946-ом - в Париже. Популярность растет, как снежный ком. Авангард получает признание и превращается в интернациональный стиль. Колдер ваяет монументальные объекты: городские скульптуры становятся воплощением баланса плоскостей, способного выразить самые разные концепции. Эти неподвижные работы дадаист Жан Арп окрестил «стабилями».
Ранние стабили были похожи на фантастических животных и растений. С течением времени актуализировался масштаб: художник стал получать заказы на украшение площадей и целых городских территорий. В жизни Колдера наступает этап крупных монументальных скульптур причудливых очертаний из металлических плоскостей. Стабили скульптора, такие как „Flamingo“ (1974, Чикаго), „Gwenfritz“ (1969, Вашингтон), „L’Araignée Rouge“ (1976, Париж) и многие, многие другие с тех пор органично вошли в архитектурные ансамбли городов Старого и Нового Света.
В СССР скульптуры Александра Колдера впервые были представлены в 1959 году - на выставке в Сокольниках. Тогда они оказались непонятыми, как и работы абстрактных экспрессионистов. Им просто не нашлось места в практичном сознании советского зрителя: пепси-кола, электрофоны и другие достижения легкой промышленности были встречены куда теплее. Легкость и человечность мастера медленно пробивали себе дорогу к зрителю - через монументальную бронзовость и соцреалистическую серьезность.
Игрушки работы Колдера. Изображение:
Helena, 2012 год
Постмодернизм Уорхола с его поп-артом был органичен Колдеру: в 60-е он делает птиц из консервных банок. В 70-е разрисовывает самолеты для международных авиакомпаний и участвует в проекте автомобильной компании BMW „Art Car“ - раскрашивает спорткар. И конечно, ювелирные украшения - за свою жизнь Колдер создал их порядка двух тысяч штук.
Увидев работы Колдера в первый раз, в следующий не ошибешься: его дизайн стал фирменным знаком, подобно линиям Малевича или закорючкам Миро. Летящие, трепещущие образы - какой контраст с неуклюжестью прославленных Венер, не говоря уж про угрюмых исполинов с острова Пасхи. Поэзия тут соединяется с практичностью - то, что надо для ненавязчивой самоиронии большого города. И без намека на идеологию.
Впервые в истории именно Колдер начал использовать индустриальные материалы в скульптуре, - стальную проволоку и металлические листы, - и тем самым изменил сам метод. Парижские авангардисты 1920-30-х, - и те поразились. А еще мастер экспериментировал с музыкой, звуком; обращался к понятиям перформанса и инсталляции; сотрудничал с выдающимися композиторами-современниками.
Александр Колдер скончался скоропостижно от инфаркта 11 ноября 1976 года. Всего за несколько дней до этого открылась крупная ретроспективная выставка его работ в нью-йоркском музее Уитни.
Несмотря на всеобщее признание и звездный статус, скульптор сумел сохранить в себе парижский дух до самой старости - дух бунтарства и свободолюбия. Говорят, он был человеком щедрым, веселым и очень преданным своей работе. Выступал против Вьетнамской войны и гонки ядерных вооружений, отвергал правительственные награды, поддерживал деньгами сторонников вывода войск из Индокитая...
Александр Колдер в студии. Изображение:
Герберт Мэттер, 1941 год
«Я получаю огромное количество писем от своих поклонников, - признавался художник на склоне лет. - Каждому из них не больше шести».
____________________________________________________________________________________
Первая в России ретроспективная выставка американского скульптора «
Александр Колдер. Ретроспектива. Из собрания Фонда Колдера и других частных коллекций» проходит в главном здании ГМИИ им. А. С. Пушкина до 30 августа 2015 года. Выставка знакомит с 56 произведениями мастера, созданными с 1927 по 1976 год.