Изобретение термина «концептуальное искусство» приписывают американскому философу и
музыканту Генри Флинту. Так называлось его эссе, опубликованное в 1963 году
Изображение: фрагмент граффити в Лос-Анджелесе,
Lord Jim, 2013 год
Фотограф
alexey-nikishin о том, зачем профессионалы печатают снимки величиной с памятник и намеренно заставляют зрителя скучать. «Фотография, о которой мы с Вами разговариваем как правило ближе к концептуальному искусству, чем к файн-арту, а оно в свою очередь работает на стыке искусство-философия. А философия, как Вы понимаете, не для развлечения».
Все, кто начинает хотеть что-то понимать в современной фотографии или просто начинают ходить в музеи и галереи, начинают задаваться вопросом, почему все эти фотографии такие некрасивые, да еще и зачем-то при этом они таких больших размеров? Где правда? Попробуем в этом разобраться.
Давайте сначала разберемся почему современная фотография такая скучная и некрасивая. Вы точно видели пейзажи Джоэла Стейнфилда или будничные фотографии Джеффа Уолла. Это фотографии, да что уж там говорить, даже эти сюжеты могут показаться скучными. А так и есть! ) Но не надо забывать, что фотография, о которой мы с Вами разговариваем как правило ближе к концептуальному искусству, чем к файн-арту, а оно в свою очередь работает на стыке искусство-философия. А философия, как Вы понимаете, не для развлечения. Она требует подготовки для интерпретации произведения. Фотография стала главным медиа современного искусства в основном благодаря концептуальным художникам, которые стали использовать ее для своих проектов, как самое доступное медиа. Поэтому по сравнению с формалистким развлекательным файн-артом, искусство концептуальное и современная фотография кажутся скучными.
Концептуальное искусство и философия не должны иметь оттенка развлекательности, то есть должны быть скучны. Они должны быть скучны на столько, на сколько скучна жизнь. Только в состоянии скуки человек может начать диалог с собой. Если иначе, то нам покажется, что с нами флиртанули, а хотелось любить честно и серьезно.
Теперь про размер. С ним проще. Вы когда-нибудь задумывались почему памятники именно такой высоты и стоят на постаменте? Когда памятник большого размера (больше Вас) художник как бы вам говорит: «Смотри, вот человек - Величина, тебе никогда до нее не дотянуться». То есть размер памятника определяет отношение между зрителем и изображением. Вождь - всегда в несколько раз выше и крупнее «народа», которые смотрит на него снизу вверх. Это идеология. Она работает. В последнее время Вы могли замечать, что стали ставить памятники «человеческого размера» (Например, Никулин выходит из машины у Цирка на Цветном). Как это работает? Никулин- такой же человек как ты. Между Вами нет дистанции, нет иерархии, он твой Друг.
Когда Готфрид Хельнвайн печатает своих детей размером, который никак не может пройти в двери Эрмитажа, он говорит нам о Важности детства для нашей культуры.
Когда Гурски печатает свои фотографии 2×3 метра мы уже не может сказать, что что мы смотрим фотографию. Это фотография смотрит на нас и заставляет нас погрузиться в изображенный там мир, помогая соответствием размеров реальным размерам объектов в жизни. Нам хочется разглядывать миллионы травинок на отпечатках Джоэла Стейнфилда, увидеть эмоции героев снимков Джеффа Уолла. А они специально снимают перегруженные мелочами фотографии, чтоб мы рассматривали, рассматривали, рассматривали. Хотя До них Питер Брейгель делал тоже на полотне 20×30см! Он, наверное был первым, кто подучил Гурского и компанию еще до Бехеров.
Еще хороший пример Томас Деманд, который снимает макро картонные виды офисов, которые сам же и собирает из подручным материалов. Снимает он их серьзно как дорогую интерьерную фотографию. А когда мы смотрим отпечатки, висящие в галерее (они очень большого размера) нам кажется, что просто окно в стене и мы через нее видим соседний офис. О! А офиса-то никакого нет. Это макет из картона размером с сигаретную пачку! Вот обман... то есть сила искусства. Этот художник работает в природой документальности фотографии, аккуратно показывая, что не все, что видно на фотографии и похоже на знакомый офис - таковым является.