В Германии есть пять типов школ, где получают среднее образование
Дольше всего нужно учиться в гимназиях - 13 лет
Кадр из фильма Тиля Швайгера «Красавчик», 2007 год
В Германии некоторые школьники не умеют прыгать через верёвочку и ловить мяч руками. Родители то ли из-за экономии, то ли из-за скупости не оплачивают детям продлёнку и им приходится делать уроки на лестнице.
kotjus-sova сравнивает русские и немецкие начальные школы.
Чему не учат в немецкой начальной школе:
Ровно два года, как я работаю в немецкой школе. Хорошая атмосфера, приятные люди, доброжелательные родители. Ничего плохого не могу сказать.
Но что-то всё время цепляет. Первый звоночек прозвенел, когда мы играли на улице в мяч. Я вдруг с ужасом поняла, что немецкие дети не умеют ловить мяч руками. От слова - совсем.
Их никто не учил и не учит. У многих немецких детей отсутствует координация. Они не умеют прыгать через верёвочку. Не чувствуют ритма. Они не умеют высоко подбрасывать мяч. Они не умеют метать мяч.
А у нас всё это было на уроках физкультуры.
Они не умеют рисовать квадрат или круг от руки. А нас этому учили на уроках рисования.
Они не умеют пришивать пуговицы, многие никогда не держали в руках иголку. А нас этому учили на уроках труда.
И я попробовала составить список того, чему научилась в детстве (в школьном возрасте).
- играть в спортивные игры по правилам (волейбол - с подачей, приемом мяча, баскетбол - с пассом, ведением мяча и забрасыванием в корзину)
- играть в настольный теннис
- играть на пианино и гитаре
- играть в бадминтон
- вырезать снежинки
- срисовывать картинки
- обводить шаблон по контуру и вырезать ножницами
- рисовать разными видами красок - гуашью, акварелью
- делать поделки, проявляя элементы фантазии, а не просто копировать с образца
- играть в шахматы
- фотографировать
- вязать спицами и крючком
- вышивать
- делать игрушки из папье-маше
- делать цветы из гофрированной бумаги
- делать фигурки и украшения из бисера
- делать фигурки из природного материала (из желудей, например)
- делать композиции из сухих листьев и цветов
- решать головоломки
- лепить из пластилина
- складывать оригами
- плести макраме
- делать объемные фигуры типа икосаэдров
Чему-то, конечно, родители научили. Совершенно не вижу, чему детей учат немецкие родители. Ну кроме, может быть, езды верхом, и то в обеспеченных семьях.
Мне до сих пор удивительно, почему немецких детей ничему этому не учат в школе. На физкультуре они часто делают, что хотят.
Ведь если там возьмутся, как за плавание - научат идеально (в Германии все дети умеют плавать, поскольку есть система обучения). Такая же система есть в обучении ездить на велосипеде. Могут же, если захотят.
Мы на продлёнке немножко учим их. Но совершенно спонтанно. Больше того, мне всё время делают замечания, что я слишком много делаю с детьми. «Нужно давать им больше самостоятельности» (в том смысле, что не надо им вообще ничего показывать - пусть делают, что хотят, и, желательно, без нас).
Обсудить в блоге автора
Почему некоторые родители не оплачивают продлёнку:
Как вы знаете, я работаю в самой обычной немецкой школе, в которую ходят дети местных жителей. Поскольку это началка, тут пока нет никакого классового разделения, в отличие от некоторых гимназий (откуда прямой путь в универ и в которых родители побогаче держат репетиторов по половине предметов). То есть у нас дети и из обеспеченных семей, и из бедных.
Выхожу сегодня из школы и вижу такую картину.
На велосипедной стоянке возле школы, прямо на камнях, сидят два 4-классника и делают уроки. На асфальте лежат тетрадки, и они делают математику - деление в столбик. Я только за полчаса до этого помогала нашим 4-классникам из продлёнки делать математику. В нормальных условиях, в классе, за партой.
Наша продлёнка до 2 часов дня. 4-классники приходят в 13.15 - у них почти всегда 6 уроков, но тут же садятся за домашку. А эти мальчишки не ходят на продлёнку.
Знаете, какая причина? это не я придумала, это мне коллеги сказали. У родителей нет денег на продлёнку. Они знают, что их дети делают уроки по углам (когда дождь - то просто на полу в холле или в коридорах), но за продлёнку платить не хотят.
А стоит наша продлёнка, в зависимости от душевого дохода, от 12 (!) до 60 евро в месяц. Вот что это? немецкая скупость? экономия на всём?
Зато на продлёнке всегда в полном составе дети из многодетных семей и дети из семей курдских и албанских беженцев. К гадалке не ходи - точно будут всегда и до последнего. Как нетрудно догадаться, именно их родители и не работают. Но с детьми предпочитают не заниматься. И раньше никогда не забирают.
Почти никто никуда не ездит отдыхать. Мои коллеги всегда спрашивают детей после каникул, где они были и как отдыхали. Проводят отпуск дома или в крайнем случае на Северном море в трейлере. В Амстердаме (200 км), где столько музеев, не говоря уже о юге Германии, или Италии, или Франции, почти никто никогда не был. Мало кто купался в море - то есть, многим недоступны ни Турция, ни Египет. Но даже если доступны, то просто не имеют привычку ездить. Зато очень многие дети, особенно девочки, занимаются верховой ездой - вообще, дорогое удовольствие.
Обсудить в блоге автора
О странных способах интеграции ребёнка:
Один раз в год в нашем городе проводится огромное мероприятие - футбольный турнир между всеми школами, в которых есть продлёнки. Начинается в 8 утра, заканчивается в 5. В этом году этот потрясающе важный день выпал на пятницу, именно тогда, когда нам показали демо-версию лета с плюс 33. Представьте себе 500 детей на раскалённом стадионе. Ад просто.
Но я не об этом. Я про одного мальчика, который достал всех детей, все 500, и весь персонал.
На вид - милый ребёнок, такой Гарри Поттер в начале школьного пути.
Я пересеклась с ним первый раз, когда ждала техника, который должен был надуть крепость-батут, у которого я дежурила первые 2 часа. Милый Ребенок (МР) подбежал к электрическому переходнику и начал играть с вилкой - то подключит, крепость начинает надуваться, то выключит, и так несколько раз. На слова никакой реакции. Переходник лежит на земле, на минуточку. Когда я попыталась его оттуда отдёрнуть, он очень сильно с размаху ударил меня по руке. Хорошо, что подошёл механик, и МР отбежал. Но обиду затаил. Набрал камней и палок и начал в нас кидать.
Пришлось искать его руководителей. Подошла одна женщина, естественно, в ярости, и попыталась его взять за руку. МР отбежал, нашел у забора огромную ветку и начал хлестать этой веткой руководительницу. Худо-бедно, но технику удалось эту ветку отобрать, и МР отвели куда-то.
Когда я после дежурства вернулась на стадион, то застала такую картину. МР футболил мяч в детей, которые сидели на стадионе. В некоторых он попадал, и им было больно, пара девочек плакали. Естествено, если у него отбирали мяч, он начинал выть и кидался к другому мячу, благо, мячи были почти у каждой школы.
Через некоторое время начался перерыв на ланч. МР взял дрын, ума не приложу, где нашел, спрятался за угол и начал пытаться ударить детей, которые заворачивали за угол. Тоже кое-как отобрали.
Через час я увидела его, залезающего на трансформаторную будку.
В конце дня, когда все, и так изнемогающие от жары, стали собираться, он нашел ещё одно развлечение. Встал на самый верх трибун и стал швырять всё, что находил, во всех тех, кто стоял внизу. Чуть попозже покажу фотографию.
Когда я, совершенно офигевшая от всего этого, спросила у своих коллег, какого, собственно, они мне сказали, что никто пока ничего не может сделать. Типа, клинику собирают. А пока родители МР настаивают на его интеграции.
Интеграция это называется, понимаете?
Обсудить в блоге автора