«Ребёнок - не чистый лист». Об этических и бюрократических сложностях усыновления

Jul 01, 2015 12:00


Кадр из фильма Кристофа Барратье «Хористы», 2004 год
На роль Пьера Моранжа - главного героя - был приглашён настоящий солист хора мальчиков
Чем опека отличается от усыновления? Сообщать или не сообщать ребёнку, что он приёмный? homers-wife - о личном опыте, Школе приёмных родителей, тайне усыновления, бюрократических процессах и о том, почему стоит избавиться от «розовых очков», если вы решили принять ребёнка в семью.
О формах усыновления, Школе приёмных родителей и внутреннем дискомфорте:
1. Занудная часть.

В России сейчас есть три основные формы устройства детей в семью:
- усыновление (удочерение)
- опека
- приемная семья (форма опеки)

При усыновлении ребенок официально приравнивается к своерожденным, в его свидетельстве о рождении записываются новые родители (один или два). Полностью новая официальная жизнь, льготы, связанные со статусом сироты теряются, биологические родители теряют все права на ребенка и на общение.

При опеке ребенок считается «взятым на воспитание», сохраняет статус сироты и все льготы и выплаты и проблемы, которые у него есть (например, связанные с биологическими родителями и их квартирой).

Приемная семья - та же опека плюс помимо выплат на ребенка существуют выплаты приемным родителям (одному или обоим, это зависит от региона и количества приемных детей в семье). В приемной семье приемными родителями являются оба - и муж, и жена, тогда как при опеке может быть ситуация, что опекун - жена, а приемный папа формлаьно ребенку никто, а муж опекуна.

Не каждого ребенка можно усыновить, для этого у ребенка должен быть статус на усыновление. Например, родители в МЛС (тюрьме) или родитель болен и ограничен в родительских правах, тогда ребенок может быть только взят под опеку (в приемную семью). Иногда надо ждать полгода, пока появится статус на усыновление, но можно взять сначала под опеку (это быстрее чисто технически).

Дети с очень разной судьбой с очень разным статусом, набором проблем и льгот (это помимо здоровья и психологических особенностей). Предугадать зараннее, что достанется «в комплекте», сложно. Но с этим «комплектом» жить и что-то делать.

2. Теоретически-философская часть.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, и потенциальные приемные родители.
Когда начинаешь думать об этой теме, то думаешь из позиции будущего родителя, которому по какой-то причине понадобился ребенок таким путем. И свои мысли и интересы ближе, доступнее и продуманнее. И хочется, чтобы ребенок был весь из себя хорошенький и было легко. У всех свое представление об идеальном ребенке, каким он должен быть.
Однако не существует вот такой большой группы детей-сирот, из которых можно выбирать. Они уже есть какие есть, каждый со сложной или очень сложной судьбой и не имеют никакого отношения к представлениям будущих приемных родителей о хорошем ребенке. Одна из целей ШПР (школы приемных родителей - проходить ее обязательно в России) работать с этими розовыми мечтами и объяснить, что детям-сиротам родители во сто крат нужнее, чем будущим родителям дети. И что интересы ребенка - это очень важно и их надо учитывать. А чем больше мечт о будущем ребенке, тем больше шансов разочароваться, потому как ребенок может не соответствовать родительским представлениям о прекрасном.

3. Размышления, когда я проходила ШПР.

«не могу избавиться от сравнения способов появления ребенка в семье: рожать или брать. То аналогии, то дискомфорт от того, сейчас не так, как было, как привычно и ожидается. Иногда кажется, что почти беременность, но обсуждать это не с кем, ничего не движется, и никаких покупок зараннее не сделаешь - потому как неизвестно совсем, кто будет. Еще напрягает какое-то постоянное подтверждения, что да, я хочу, я иду дальше, надо что-то делать, если не делать, то никакого усыновления не будет. Беременность если началась, то процесс идет помимо воли и мне было проще переживать тревоги, страхи и сомнения - они не ставили вопрос „прерывать беременность или нет“. Беременность есть, страхи есть, у всех бывает.»

«1. думаю о том, как разделять проблемы от сиротства/приемности и проблемы с этим не связанные, обычные для детского возраста. Мне кажется, приемности приписывают больше. И решение может лежать вне темы приемности/сиротства и брать это из других сфер. Это похоже на „не знаем, чем конкретно вызван аутизм, но помогает то-то и то-то“
2. Приемный родитель, как мне кажется, может спокойнее, легче описывать проблемное поведение ребенка, потому что он не связывает это поведение с собой и своими действиями. Тогда как когда ребенок родной, критикуя его неизбежно ставишь себя под удар - не досмотрел, плохо воспитывал, мало времени уделял и т. д. То есть в сети на форумах может быть казаться, что приемные более проблемны еще и по этой причине.
3. Добавлю. Пока для себя вычленила и сформулировала, что
попадание в семью - очень сильный стресс для ребенка и потому он может выдавать явно неадекватную реакцию, как человек, переживающий сильный стресс, и не стоит напрягать ребенка
- у приемного ребенка есть объективные причины в прошлом для сомнений в надежности своего положения и привязанности в семье. Что может проявляться и 10-20 лет спустя».

Обсудить в блоге автора

Бюрократическая часть и тайна усыновления:
1. Занудная часть.

Опеки в нашей жизни.
Мимо «опеки» (сокращение от «отдел опеки и попечительства») не пройти никак.
Опека по месту жительства, «наша опека» - именно эта опека выдает заключение о возможности быть опекуном/усыновителем/приемным родителем. И именно с ней придется взаимодействовать, когда ребенка привезут домой. Свой путь можно начинать как с опеки, так и с ШПР, которую можно проходить и не ставя опеку в известность. Прохождение ШПР обязательно (кроме случаев родственной опеки и если уже были приемные дети), но ни к чему не обязывает. Прохождение ШПР бесплатно как и вся процедура сбора документов.
Опека ребенка - на территории этой опеки находится дом ребенка, детский дом, приют, в котором находится ребенок. Разговаривать о ребенке будут только в том случае, если у вас есть на руках заключение о возможности быть опекуном/усыновителем. После того, как ребенка забрали, с этой опекой контакт минимальный или отсутствует.
Искать ребенка можно по всей стране.

Прием ребенка в семью связан с большим количеством «бумажек»: справок, документов, выписок и прочего. И много юридических тонкостей. В большинстве случаев выдают список «чего надо» и выдают потом нужную бумагу с четкими инструкциями, куда нести и что с ней делать. Но на это надо и время, и внимательность с аккуратностью, и папки/файлы с документами. У приемного ребенка может быть нестандартная и запутанная официальная история. У него может не быть постоянной прописки нигде, у него может быть постоянная прописка в другом городе/селе/регионе - и тогда могут возникать проблемы в ситуациях, когда кровь из носу, а должна быть московская прописка (чтобы попасть в детский сад, например). Какие-то такие проблемы решаются, но они могут быть и здорово мешать в определенный момент времени. Как мне объяснила начальница ООП, если люди, служашие, чиновники не в курсе особенностей детей-сирот, то могут быть отписки и формальные отказы, которые надо оспаривать и привлекать тех, кто разбирается в проблеме. Очень важен здесь человеческий фактор: постараться разобраться и пойти навстречу усыновителям и опекунам, потому что с документами, там скорее всего, в полном порядке.

Полезный совет:

«Всегда подавайте только письменные заявления и требуйте на них только письменного мотивированного ответа в установленные законом сроки. Устные отказы, пожелания и требования представителей органов власти невозможно ни обжаловать в суде, ни оспорить в прокуратуре.» совет с сайта http://adoptlaw. ru/Hochu-prinyat-rebenka-v-semyu/ То же самое нам говорили и на занятиях в ШПР, и именно этот совет нам помог в решении одной реальной проблемы(довольно серьезной).

2. Теоретически-философская часть

Тайна усыновления.

У нас ее нет и быть не могло. Но для некоторых людей это важно. Сейчас существует точка зрения, что не стоит хранить (от ребенка) тайну усыновления. Во-первых, если ребенок об этом узнает (случайно, от других людей, в пылу ссоры), то для него это может быть серьезной травмой. Это сложная информация и будет лучше, если ее ребенок получит от родителей и в нужный момент и в доступной форме. Во-вторых, сама атмосфера тайны. Что-то в семье скрывают, что-то умалчивается, прячется и это что-то связано с ребенком. Тут и поведение родителей, их тягостные мысли, и сам ребенок может чувствовать какую-то недосказанность и придумать что угодно.

Я рассматриваю тайну усыновления как реакцию на наши (свои личные и общества) представления о применых детях (сиротах). Если это «плохой», «неправильный» ребенок и странный способ появления ребенка в семье («своих не смогли, так хоть так»), то возникает потребность оберегать ребенка от такого ярлыка, стигмы. И здесь может быть как реальное негативное отношение окружающих, так и представления самих будущих приемных родителей, о том как оно бывает в обществе. Во втором случае, есть смысл поразмыслить, а так ли реальны угрозы и что можно сделать, в этом смысле очень помогает ШПР, общание с уже состоявшимися уыновителями, с положительными историями приемных детей ( а не только «ужас-ужас, они его растили, а он...»). Или например, ребенок в курсе, а окружение нет. Для себя я провожу сравнение с детьми матерей-одиночек каких-нибудь 100 лет назад, когда это был подрыв устоев, аморальные женщины, бедные «неправильные» дети и так далее. А сейчас это никого не удивляет и никому в голову не придет запретить своему ребенку общаться с ребенком падшей женщины. Время и общество меняются.

3. Размышления, когда я проходила ШПР.

«Были упоминания, что у приемных детей психиатрические заболевания встречаются с той же частотой, что и у родных. Я думаю, это может быть связано с тем, что тяжелых детей с имеющимися или потенциальными психиатрическими болезнями просто не рассматривают как кандидатов на усыновление, а тех кого приняли в семью - более благополучны по здоровью по сравнению с теми, что остались. Сказали, что психолог, работающая в психиатрической клинике, рассказывала о существующем у психиатров стереотипе - если поступает ребенок-подросток и известно, что он приемный, то никакой „психиатрии“ нет, травма, воспитание, дисфункциональная семья, но не психическая болезнь.»

http://homers-wife. livejournal. com/193089.html#comments - про сходства приемного ребенка и особого ребенка, у приемного ребенка своя история

«Гендерное.

Видно сразу. Девочек забирают больше - они кажутся более послушными, не конкретные девочки-сиротки, а в принципе девочки - более послушные, та самая социализация по женскому типу, которая распространяется на всех - и девочек больше вытягивают из детдомов и домов ребенка. Мальчикам везет меньше.

Книги для усыновителей - все расчитаны на женщин. Мужчины упоминаются, всячески вовлекаются, но по факту, здесь и сейчас это женская сфера: дети, семья и проблемные дети.

И нигде и никогда я не встречала такого уважительного отношения к мужчине. Каким бы он не был. Без придыхания „Ах, он мужчина, помыл посуду и погулял с детьми! Какой герой-отец!“. Без унижения и снисхождения, что с него, мужика взять, что он в детях понимает. Деловое отношение, сотрудничество, стремление вовлечь. Я думаю, это связано с тем, что есть общее дело и цель - устроить ребенка в семью. И без долговременного сотрудничества с семьей - в любом ее виде и составе - это невозможно. Таких семей немного и ими не разбрасываются, а работают. Да, читая про усыновление и общаясь, понимаешь, что вот тут видна ценность семьи как нигде и она не оспаривается.»

Обсудить в блоге автора

«Ребёнок - не чистый лист». О воспитании и расхождении ожиданий с действительностью:
В ситуации воспитания приемного ребенка есть одно существенное отличие от традиционного способа появления детей. У приемного ребенка своя (=не связанная с приемными родителями) история и свои особенности, что приходится учитывать приемным родителям. Ребенок не чистый лист, ожидания родителей расходятся с действительностью, ребенок не вписывается в представления о норме и родителям приходится гораздо больше ориентироваться на ребенка и его особенности, на реальную ситуацию и искать выходы. Это максимально индивидуальный подход, причем его особенности не столько в индивидуальности, которая может быть и от избытка ресурсов (личная няня, у ребенка один постоянный опекун/родитель/родственник, но со своими представлениями о ребенке), но в бОльшей ориентации на ребенка, он все меньше объект и больше субъект. Ровно то же самое можно сказать и о ребенке с особенностями развития и здоровья. Ребенок, который стойко не вписывается ни в общепринятое понимание нормы, ни в ожидания родителей, «приземляет» своих родителей, делает их ближе к реальности и к самому себе. И здесь так же списывание проблем на приемность/гены/родовую травму не помогает решить проблему (но помогает снять вину с родителей), решение проблем лежит в другом месте.

Добавлю про индивидуальный подход. Он не гарантирует всматривания в ребенка и учета именно его особенностей - он может быть связан с тем, что ресурсов достаточно, а новая правильная теория о том, как воспитывать детей, говорит о важности индивидуального подхода. Теорий и представлений о том, как надо, может быть несколько в обществе, и проблем не возникает, когда ребенку это подходит или расхождения не значительны и за счет гибкости преодолеваются. В случае расхождения представлений/теории с реальным ребенком, можно либо переключить внимание на ребенка, а можно «взять», принять другую теорию - и она может подойти больше, а может и нет. И чем радикальнее и жестче теория, чем больше она требует от родителя следования неким принципам - тем меньше в ней реального ребенка это родителя, который всеми силами стремится быть правильным (и не навредить и сделать хорошо) и тем самым не замечает своего ребенка.

Обсудить в блоге автора

дети, s_дети, воспитание, общество, main, psy, science, s_воспитание

Previous post Next post
Up