Приучить ребёнка к чтению возможно. Главное - не читать нотации

Jun 09, 2015 12:00


В XVII веке изобретатель Никола Гроллье де Сервьера придумал машину для ускорения чтения -
подобие мельничного колеса с подставками вместо лопастей, на которых
стояли раскрытые на нужных страницах книги
Изображение: Denise Krebs, 2011 год. Фотография: takomabibelot, 2010 год
«Сходить на выставку раритетных автомобилей или тропических бабочек и увлечённо читать там таблички около экспонатов. Набрать пустых контурных карт и чертить там маршруты знаменитых путешественников или перемещения по клубам футбольных звёзд». lidia46 рассказывает, какими способами можно привить ребёнку любовь к чтению без «капанья на мозг» и лекций о полезности классики. Чтение и дети - тема из разряда вечных.

Вроде, и хорошо было бы, если бы гипотетический ребенок любил читать сферическо-вакуумные умные и полезные книжки. Но как приблизить это светлое будущее, мало кто понимает. Со светлым будущим всегда так. И если с ребенком все более или менее ясно, можно взять первого под руку попавшегося своего, умыть и потащить в библиотеку, то вот с книжками возникает некоторая трудность.

С одной стороны есть те, что читала в детстве мама - т. е. самые правильные и полезные. С другой стороны - их-то дите читать и не хочет. По своей воле.
Вот если мама пообещает за прочтение какое-нибудь благо или пригрозит ущемлением прав - тогда, да. Или в школе зададут на лето. Но тоже под гнетом будущей расплаты за неповиновение в виде плохих отметок и других санкций.
В мою задачу не входит обсуждать эффективность школьных педагогов, родителей или детскую литературу вообще.
Я хотела бы поговорить о практической стороне.
Наверняка все вы, когда-нибудь слышали разговоры на тему «это родители во всем виноваты». Причем обвинения могут быть совершенно полярные, все зависит от гендерных, политический, религиозных, социальных и других воззрений говорящего.

Родителей обвиняют за то, что они детей перекармливают или ограничивают в еде. За то, что дают слишком много свободы или слишком мало самостоятельности. Родители могут быть виноваты в том, что у ребенка не было детства, и он был вынужден вместо невинных детских игр присматривать за младшеньким братишкой или сестренкой, а также за то, что ребенок вырос, не зная братской любви, одиноким эгоистом.
Трудно найти такую тему, по которой бы родители не прокололись.

Но спешу вас успокоить, с чтением все не так страшно. Мало кто, посыпая голову пеплом, горюет, что ему в детстве не привили любовь к книгам. Потому, что любой человек, как бы он не был инфантилен и эгоистичен, понимает, что мама с папой - это далеко не самый главный фактор, повлиявший на его желание скурить букварь в первом классе.

Про «скурить букварь» - это я не сама придумала. Лично знаю десяток парней, хваставшихся мне этим подвигом, как диковинной невидалью. Хотя, если подумать о том, что махорка вышла из употребления задолго до рождения самих этих незадачливых курцов, можно прийти к любопытному выводу. Чтение для них было не просто нейтральным действием, как сходить в магазин или посмотреть телевизор. Оно имело негативную эмоциональную окраску. Это действие, которое их делать заставляли. Но они очень рано вырвались на свободу и, гордясь именно этим, они с пренебрежением и смехом рассказывали мне про несчастный скуренный букварь и единственную прочитанную сказку о колобке.

Но давайте вернемся к проблеме. Что же делать родителям, если их ребенок по собственной воле книжки в руки не берет, желания сходить в библиотеку не высказывает, и ум для него никак не связан маленькими черными буковками на белых листах, сшитых в толстые томики.

Прежде всего, давайте признаемся себе в том, что эта проблема существует только в голове у родителя, а ребенок ею вовсе не озадачен. Это не значит, что ему не придется, потом иметь дело с последствиями. Еще как придется. Но в логическом стратегическом планировании дети не сильны.
Поэтому для них пустой звон фразы типа «не будешь читать книжки, вырастишь (дальше каждый может подставить образ на свое усмотрение). Дети знают сотни богатых и успешных людей, которые никак не связаны с постоянным чтением. Они играют в баскетбол, сочиняют песни, танцуют, играют в компьютерные игры и даже их сами создают, они снимаются в кино и зарабатывают деньги. Они живут ярко, весело и интересно. А не так как эта скучная женщина, нудным голосом опять что-то заставляющая их делать.

Родительское капанье на мозг, его полный вынос и длинные морали никак не влияют на мотивацию ребенка к чему бы то ни было вообще. Я проверяла, это точно. Но тогда что же делать? Отстать совсем? И пусть он растет дураком, получает «тройки» по литературе и истории и вечно гоняет балду? Конечно же, никакой здравомыслящий родитель на это не согласится и правильно сделает.

Но для начала я призываю просто осознать разные масштабы и посмотреть на тему с разных уровней дальности.

Приближение А. Дальняя и туманная перспектива. Это пресловутое «не будешь читать книжки - вырастишь дворником» Для ребенка это вообще не имеющая смысла сентенция. Да и для взрослого - скорее автоматический рефрен, чем реальная угроза. Положа руку на сердце, мы с вами все знаем замечательных спортсменов, программистов, слесарей и даже губернаторов, открыто признающих свою нелюбовь к чтению чего-то помимо ценников и расчетных зарплатных листков.

Приближение Б. Угроза кажется всем участникам конфликта немного реальнее. Как поется в той старой песенке «Она хотела даже повеситься, но институт, экзамены, сессия». У родителей, подростков, да зачастую и у младших школьников наблюдается полномасштабная невротизация по поводу сдачи всяких там ЕГЭ, ГИА и комплексного тестирования. Но семейные войны вокруг несделанных или сделанных не так и не стой степенью рвения уроков, оценок, результатов пробных тестов, учительских записей в дневнике и прочего на любовь никак не влияют - ни на любовь к детей к чтению, ни на любовь к родителям.
И тут, на мой взгляд, возникает важный момент истины. Родитель честно и со всем своим смирением должен признаться самому себе в приоритетах. Если помимо благополучного результата ЕГЭ нужно сохранить доверительные теплые и близкие отношения в семье, то надо не зудеть, не пилить и не капать, а помочь ребенку с хорошим репетитором, с подбором качественной справочной литературы, которая была бы постоянно под рукой, с сбалансированным питанием, а также обеспечить совместные веселые прогулки на свежем воздухе. Этого обычно бывает достаточно, чтобы ваш выросший мальчик (девочки реже, у них это по-другому проявляется) не хвастался скуренным в детстве букварем. То бишь, чтобы у него не образовался рвотный рефлекс на книги, учебу и вас до кучи.

Приближение В. Это так называемый, режим реального времени. Опять песня вспоминается, которая «нам строить и жить помогает». Так вот, подумайте, вам книга жить помогает? Вы смеетесь над Джеромом К. Джеромом и зачитываете вслух своим домашним отдельные эпизоды, вы грустите об утраченной любви чеховским «Домом с мезонином», вы размышляете о политических распрях на примерах шолоховского «Тихого Дона»? Если ответ да, тогда вы зря читаете этот пост. У ваших детей и так все в порядке с чтением. Если ответ «нет», тогда вы просто не читаете этот пост. Если ответ «хотелось бы» и себе и детям такого же счастья, тогда у меня для вас хорошая новость.

Светлое будущее это правильно прожитое настоящее.

И первое, что вы можете сделать в этом светлом настоящем - создать благоприятную среду для формирования любви. Вот что вам лично нужно чтобы получить удовольствие от книги. Время. Наличие интересной книжки и не одной, а чтобы можно было выбрать. Подходящая обстановка. Все это прекрасно, но трудно выполнимо даже для самостоятельного одинокого взрослого, а уж если вы обременены семьей, то тут об уединении и свободном времени можно вообще забыть. Точно так же обстоят дела и у ребенка. У него школа, «домашка», всякая принудиловка, развивающие кружки и секции, нет времени с друзьями на улице на роликах покататься, какие книги? О чем вы?
А мы об интегрировании, встраивании чтения, как приятного досуга, в общий строй жизни семьи. Это может быть ежедневная сказка на ночь. Это может быть глава интересной приключенческой книжки после ужина, это может быть статья из детского журнала за завтраком... Про завтрак я пожалуй загнула, для многих нереально, но я о тенденции. О книге, как интересном времяпровождении. И самое главное регулярном. Ведь если вы пару раз за зиму сходили на каток - вы не станете легко и непринужденно скользить по льду. Скорее всего, у вас через пятнадцать минут заболят ноги и больше вы туда не пойдете. Лучше сериал дома посмотрите, отдохнете.
Книжная среда - это не только совместное регулярное чтение, это еще и уютный уголок с подходящим освещением, где можно удобно устоится, это еще и личная книжная полка каждого, это красивый большой шкаф, где хранится библиотека семьи, это уникальные книжки с автографами, альбомы, с любимыми рисунками, которые можно показать гостям за чаем, семейный книжный экслибрис и много чего другого интересного. И над каждым аспектом, можно работать и доводить его до совершенства. Или хотя бы подумать в эту сторону.

Второе. Это конечно прививка культурного саженца к дикому дереву. Помню, меня поразил пример, который привел Владимир Леви. Он рассказывал про отца, который очень хотел, чтобы его сын выучил английский. А сын - ну никак. И тогда отец проявил эмпатию. Подумал и с удивлением понял. Его сын любит музыку. И отец начал с ним разбирать слова английских песен. Результат был потрясающим. И больше всего отца поразил не возникший интерес к языку, а улучшившиеся отношения с сыном.
С чтением тоже самое работает. Если ваш ребенок без ума от своего скутера - можно купить ему книжку с картинками и схемами об устройстве мотоциклов. Просто подарить. Подарить не как КНИЖКУ, а как просто нужную вещь. Как вы дарите диски или любимый шоколад. Сходить на выставку раритетных автомобилей или тропических бабочек и увлеченно читать там таблички около экспонатов. Набрать пустых контурных карт и чертить там маршруты знаменитых путешественников или перемещения по клубам футбольных звезд. На первый взгляд, где тут чтение? А мы с вами даже не о чтении сейчас говорим, а о привитии интереса. Взять ручку карандаш, что-то где-то отметить, заглянуть в интернет или энциклопедию и посмотреть правильное название. Это все мелочи из которых складывается положительный образ книги и человека читающего. Положительный не в смысле - этически верный, а в смысле позитивно эмоционально окрашенный.

culture, s_книги, main, psy, книги, образование, s_образование

Previous post Next post
Up