«Игры престолов»: честность с подростками, запрет в Турции и уроки начинающим финансистам

Apr 16, 2015 19:00


У автора саги Джорджа Мартина есть свой блог в Livejournal, его юзернейм - grrm
Кадр из сериала «Игры Престолов» (с 2011 г.)
Какие жизненные уроки преподают «Игры престолов» подросткам и каких разочарований помогают избежать? Почему в Турции запретили показ сериала? Может ли кино стать пособием для начинающего биржевого воротилы? Ответы на вопросы в дайджесте «Журнала ЖЖ».
olhanninen о правде для подростков в «Играх Престолов»:
Решила потратить время на сериал «Игра престолов» (Game of Thrones), когда в ноябре его запретили смотреть ученикам военных школ Турции по причинам содержащегося там насилия и нескромности: скажу правду, любопытно стало посмотреть, что такое насилие для потенциальных будущих убийц, поскольку война - это же убийство, пусть и ради самых благородных целей. То, что не убийство - спорт, а не война. И учат этому в спортивных, а не военных школах.


Вот девочка Арья Старк 14 лет тренируется


А вот Арья убивает. Разве разница не очевидна?

И чем это убийство отличается от многих других в фильмах, которые показывают по телевизору, в кино и по интернету?

Тоже самое и относительно секса. Посмотрела все 40 серий и не увидела никакой разницы по сравнению с той нескромностью, которая сегодня в большинстве фильмов, в том числе и тех, которые показывают без возрастных ограничений.

Причины популярности сериала «Игра Престолов» критики ищут в соотношении деньги, фэнтези, насилие, секс, гибель героев, а мне кажется, что они в небольшом количестве концентрированной правды для подростков, которым смотреть фильм официально запрещают. Но большинство из них, конечно, посмотрели и правильно сделали: ведь сколько ж можно им врать?

Особенно интересной и поучительной мне показалась в сериале линия младшей дочери лорда Эддарда Старка, Арьи, потому что то, что она слышит от Сандора Клигана (Рори МакКанн), по прозвищу Пес, очень помогло бы детям понять, как себя чувствовали во время междоусобиц местные жители.

В таверне Пес встречает своего бывшего коллегу по Королевской гвардии Полливера, который ему объясняет, что пока его солдаты охраняют мир в королевстве для них всегда будет достаточно еды и дочерей фермеров, которых они будут брать в том количестве, сколько им нужно.
Действительно, чтобы служить, солдатам нужно питаться, а если их питание не организовано государством, то они будут грабить местных жителей.

Кстати, этого Полливера и его однополчанина Арья с помощью Сандора и убивает, хоть и тяжко субтильной девочке в здорового мужика большим мечом тыкать, а потому что Полливер убил ее друга и отнял у нее любимый легкий меч Иглу.



Довольная Арья на лошади и с мечом, отобранными у убитых солдат. А что оставлять им транспортное средство и оружие, передвигаясь пешком и безоружной?


Многому учит Арью (Мейси Уильямс) и встреча с фермером и его дочерью.

Арья рассказывает фермеру выдуманную историю, что якобы они с отцом, который воевал за рыцарей Талли, покинули сожженный врагами дом, похоронив убитую мать. Зачем? Чтобы Пес не вступил в конфликт с фермером, пытаясь доказать тому, что мирный диалог возможен. Она ошибается.


Многому учит Арью (Мейси Уильямс) и встреча с фермером и его дочерью.

Фермер предлагает путникам похлебку, а потом уговаривает Клигана остаться на ферме, чтобы помочь ему убрать урожай и охранять ферму от бродящих по стране солдат различных армий.
Идея хорошая, но утопичная: очень сильный воин один может справиться с несколькими слабыми, но не с десятками голодных солдат.

Пес бьет фермера и отбирает у него деньги.

При этом Сандор популярно объясняет Арье, что он не грабитель, но в данной ситуации гражданской междоусобицы фермер, хоть он и хороший человек, а его дочь варит вкусную похлебку, не доживут до зимы, а мертвецам серебро не нужно.

Сам Сандор ведет Арью по разрушенной войнами стране к ее родственникам для того, чтобы получить выкуп.
Он не продает девочку ее врагам, потому что это и его враги, которые назначили награду за его голову.

Однако, мать, старшего брата и тетю Арьи убивают по ходу междоусобицы, а отца обезглавили еще раньше. И безопасного места в стране для девочки больше нет, о чем Клиган говорит наивной воительнице Бриенне Тарт при их встрече, которая заканчивается для него смертью.



Пес наглядно показывает Арье, что даже тренированная девочка не может победить раненного профессионального воина. Поэтому одна она не доживет до вечера.



Но взрослая женщина, владеющая мечом, раненного воина победить может, что и происходит. И в этот раз до вечера не доживает воин.

Перед смертью Пес, не желая мучиться, и просит Арью убить его. Он провоцирует девочку, рассказывая, как убил ее друга и жалея, что не изнасиловал ее сестру. И допускает психологический просчет.

Вместо того, чтобы убийством облегчить его страдания, разозленная Арья берет его деньги и уходит, оставляя его мучительно умирать в одиночестве: серебро мертвецу ни к чему.

И Арья отправляется на корабле в город Браавос, где у нее друг, которому она спасла жизнь и который расплатился с ней смертями ее врагов.

И девиз этого друга Арьи, Якена Хгара, умевшего менять лица и давший ей монету, чтобы найти его в Браавосе: валар моргулис (все люди смертны).

Из Браавоса был и учитель фехтования Арьи - в стиле водных плясунов - Сирио Форель, который говорил так: - На свете есть только один бог, и имя ему Смерть. И Смерти мы говорим только одно: «Не сегодня».

Все действия этих героев логичны, хотя им все же везет: поступая не менее логично, многие другие герои погибают раньше.

А насчет морали, Мартин как-то сказал, что когда он спрашивал своих друзей, убили бы они ребенка, если иначе смерть грозила им, их женам и детям, многие задумывались.
Ну просто представьте себе, например, ребенка-террориста, обвязанного взрывчаткой, и как его можно остановить, пока он не взорвал школу, автобус, больницу.

Все элементы, которые представлены в сериале «Игра Престолов», есть и в других художественных произведениях, в том числе и отсутствие полностью положительных персонажей. Думаю, дело в том, что Мартин со товарищи не врет: мирно сеять хлеб и воспитывать детей получается не во все исторические периоды, хотя люди пытаются это делать всегда.

В более спокойный период Арья вышла бы замуж, родила детей и только вспоминала о том, как в юности тренировалась с мечом. Но получилось иначе: эти знания ей пригодились для защиты своей жизни и восстановления справедливости, как она себе ее представляла.

Когда была подростком, такого сериала как «Игра Престолов», к сожалению не было: он помог бы мне избежать многих разочарований и отнестись к предательствам взрослыми прокламируемых ими идеалов более спокойно. Но, может быть взросление невозможно без подобных разочарований?

Думается, что врать детям, какие во время войны кругом замечательные люди, несмотря ни на что, гораздо опаснее, чем говорить им правду о том, что поведение людей очень зависит от ситуации, их воспитания и навыков выживания.
<…>
Хотя прекрасно понимаю и одну официантку, письмо которой процитировал в полном из своих интервью автор книг, по которым сериал поставлен, Дж. Р. Р. Мартин: замученная жизнью разведенная женщина с двумя детьми искала в романах прекрасную сказку, чтобы отдохнуть, и напоролась на «Песнь Льда и Пламени».
Обломись, бабка. Предварительно надо читать аннотации и критику.
Короче говоря, сериал мне очень даже, а что турецким военным не понравилось в нем, интригует по сей день.
А вам как думается, друзья?

Обсудить в блоге автора

olhanninen о причинах запрета турками «Игр престолов»:
Замучила друзей поисками причины запрета просмотра «Игры Престолов» для курсантов военных школ Турции по причинам насилия, содержащихся в сериале. Может, это войска кастратов «Безупречных», которые напомнили туркам янычар? Потому что ничем от других фильмов в плане аморальности «Игра Престолов», как мы решили, не отличается.

«Безупречных» кастрировали в детстве, набирая наиболее способных к военной службе детей рабов.
Точно также создавались и турецкие войска янычар из детей пленных.

То, что турки - мусульмане, и поэтому сериал с жестокостями запретили, в качестве объяснения не работает: они сами недавно создали не менее жестокий сериал «Великолепный век», содержащий в том числе и постельные сцены.

Запретить сериал, потому что в нем снимается бывшая порноактриса турецкого происхождения Сибель Кекилли, которая великолепно исполняет роль бывшей любовницы Тириона Ланистера, которую он задушил в постели своего отца, тоже необоснованно, поскольку в сериале снимается несколько бывших порноактрис: Сахара Найт - «Армека» (британка индийского происхождения, из мусульманской семьи, настоящее имя - Саида Вораджи), Маси Ди - «Дэйзи» (британская порноактриса, специализирующаяся на экстремальном сексе), Джессика Дженсен и Саманта Бентли, которые играли проституток, и были отобраны именно для того, чтобы появляться в кадре обнаженными.

Может быть дело в обнаженной натуре? Но почему тогда не запретили другие сериалы, где все это добро в избытке?

Так что идея насчет причины запрета именно в военных школах фильма с кастрированными в детстве рабами-воинами, которые в этой стране исторически существовали в качестве некоторых из войск янычар, мне кажется заслуживающей внимания:
«Турки в своих владениях, к примеру на Балканах, отнимали в деревнях мальчиков и после кастрации помещали их в особые училища, где из них делали свирепых воинов - янычар. Янычары („новое войско“), не имевшие потомства и ни к чему не привязанные, были опорой трона, но со временем образовали особый класс, с которым приходилось считаться не только врагам султана, но и самому повелителю. Янычары жили в особых кварталах, часто восставали, устраивали бунты и пожары, свергали и даже убивали султанов. Их влияние приобрело столь опасные масштабы, что в 1826 году султан Махмуд II разгромил и полностью уничтожил янычар». Из статьи Евнухи.

В сериале «Игра Престолов» войско кастратов «Безупречных» создается для продажи его тем из властителей, которые в нем нуждаются. Такое войско покупает Дейенерис Таргариен, чтобы вернуть себе железный трон 7 королевств.
Но пользуется им, чтобы увеличить количество своих войск, отпуская на волю и самих кастратов и всех рабов из всех захваченных войсками для нее городов в округе.
Таким образом из рабского войско также превращается в наемное, а в качестве наемников в него уже вступают в том числе и некастрированные бывшие рабы.

Кастрируют в фильме в качестве пытки и одного из героев - Теона Грейджоя, а также кастратом является Лорд Варис, глава местной тайной полиции, которого кастрировали в колдовских целях в детстве.
<…>
Странно, если в кастрации причина запрета сериала «Игра Престолов» в турецких военных школах. Во всех странах мира эта операция применялась в разное время и для разных целей, если вспомнить, например, певцов, евнухов гаремов, сектантов, пытаемых и наказуемых. Если за все зверства, совершенные нацией на протяжении ее истории, каяться и запрещать произведения массовой культуры, увидев в них намек на действия своих единоверцев или сограждан в прошлом, то запретить надо все искусство вообще, а сама нация со стыда исчезнет.
Зачем такие крайности?

Обсудить в блоге автора

a_nalgin о деньгах в «Играх Престолов»:
Что видят люди, когда смотрят сагу НВО «Игра престолов»? Стилизованную хронику Средневековой Европы? Вечную историю борьбы за власть, богатство и успех? Поколенческие и гендерные конфликты на фоне внешних угроз и климатических перемен?

Экономисты и финансисты смотрят на этот популярный сериал как на пособие по личной эффективности для начинающих биржевых воротил. По их мнению, уроки пятилетней киноэпопеи пригодятся всем, кто хочет преуспеть в плане финансов.

Пять выводов из пяти сезонов «Игры престолов» могли бы звучать так.

1. Думай и поступай рационально. Всегда.

Роб Старк успешно использовал возникшую смуту и накопившееся недовольство для отмщения и борьбы за Железный трон. Его антипод и противник, Тайвин Ланистер терпел неудачу за неудачей, несмотря на превосходство в деньгах и людях. Но затем один необдуманный, эмоциональный и спонтанный проступок всё испортил.

Поддавшись чувству, Робб Старк нарушил клятву, взяв в супруги Талису Мэйгир, чем превратил влиятельного союзника, Уолдера Фрея, в лютого врага. Точно так же пойдя на поводу у эмоций, он отпустил домой Теона Грейджоя, которого его отец держал фактически в заложниках, обеспечивая лояльность соседа, верховного лорда Железных Островов.

Последствия? Они печальны. Теон Грейджой напал на вотчину Старков, Винтерфелл, и разорил его, вынудив бежать младших братьев Роба. Уолдер Фрей заманил Робба и его близких в ловушку, а затем перебил всех на Красной Свадьбе.

Напротив, Тайвин Ланистер почти всегда действовал рационально, подкупая врагов и поддерживая союзников. Поэтому в итоге он победил. Но всего лишь один иррациональный момент, упорная нелюбовь к сыну-карлику Тиреону, погубила в итоге и главу глава дома Ланнистеров.

2. Будь зорким и замечай слабые сигналы перемен.

Чем дольше рынок движется в русле одного сильного тренда, тем выше вероятность, что разворот будет глубже и резче. И тем меньше у людей наблюдательности. «Катание на тренде» успокаивает и убаюкивает, лишь постфактум становится ясно, что сигналы-то были...

Так и в фильме. Робб Старк оказался слеп и глух к тому, о чём его пытался предупредить лютоволк Северный Ветер. В итоге сложил голову на Красной Свадьбе. Джиор Мормонт, лорд-командующий Ночного Дозора, поначалу игнорировал сигналы о появлении белых дикарей. Итог - огромное войско из-за Стены, состоящее из Одичалых и Иных напало на Вестерос, а сам лорд сложил голову в битве. Многие влиятельные люди в Семи Королевствах предпочитали не верить смутным слухам о появлении драконов у Дейнерис Таргариен, и последствия этой слепоты станут проявляться в ближайших сезонах.

3. Приумножай то, что имеешь, задействуй все рычаги.

В начале саги Дейнерис Бурерожденная - всего лишь инструмент примитивной интриги, задуманной её братом, чтобы найти войско для борьбы за Железный Трон. Будучи почти силой выданной замуж за дикаря Дрого, она вполне могла закончить жизнь на грязных циновках в пыльной юрте. Но судьба послала ей один подарок, яйца дракона, и Дени смогла его использовать надлежащим образом.

Именно вылупившиеся птенцы-драконы стали главным орудием Дейнерис в покорении Востока. К середине сериала она овладевает богатыми восточными городами Астапор, Юнкай и Миэрин. Унаследованная от родителей известная фамилия привлекает к ней людей с Севера. Её армия растёт. Кажется, это наилучший пример того, как много можно выжать из ограниченных ресурсов при умном их применении.

4. Атрибуты богатства не тождественны богатству.

На протяжении всего сериала из эпизода в эпизод кочует поговорка Богат, как Ланнистер. Но было ли это семейство в действительности таким богатым, как ему приписывала молва?

Да, многочисленные золотые рудники Западных Земель сделали Ланнистеров главными кредиторами королевской казны. Но в условиях гражданской войны долговые обязательства государства - очень ненадёжный актив. А борьба за сохранение трона сто́ит больши́х денег. Многие подозревают, что в действительности Ланнистеры давно уже оказались в заложниках у Железного банка. А гибель Тайвина Ланнистера от руки сына, бегство Тиреона на Восток, обеты Джейме и неразборчивость Серсеи в любовных связях поставили некогда самый могущественный дом на грань династического краха.

5. Вкладывайся в правильные активы.

История семейства Тирелл - ещё один пример того, как важно правильно распоряжаться имеющимися ресурсами и грамотно использовать рычаги, в том числе финансовые.

Когда-то Тиреллы были всего лишь стюардами на службе у династии королей Простора, но впоследствии сами стали править этим регионом Вестероса, поскольку вовремя примкнули к будущим победителям. В отличие от Ланнистеров, у Тиреллов не было золотых рудников. Но их юго-западные земли отличались плодородием, а население - многочисленностью. Сочетая мощь военного кулака и звание главной житницы Вестероса, это семейство подбирается к самому подножию Железного трона. Маргери Тирелл становится второй женой юного короля Джоффри Баратеона, а затем, после его отравления прямо на свадьбе - супругой его младшего брата Томмена Баратеона.

Учитывая, что в жилах обоих юношей текла и кров Ланнистеров, адепты сериала сходятся в одном. У Тиррелов, не имеющих возможностью похвастаться благородством происхождения и древностью рода, не было бы ни единого шанса породниться с верховными правителями Семи Королевств, когда бы не наличие реальных активов в виде приносящей доход недвижимости и хорошо развитого человеческого капитала.

Многие думают, что «Игра престолов» - это сага о долге, борьбе и мести. Но в действительности она - о собственности, ресурсах и стратегиях.

Обсудить в блоге автора

сериалы, culture, кинодайджест, main, s_сериалы

Previous post Next post
Up