В основной день Покладе (сербской Масленицы) на стол обязательно подается чеснок, чтобы
гарантированно отпугнуть вампиров. Малышам чесноком мажут лоб, руки и ноги
Изображение:
Rabko. Звонари на карнавале в хорватском городе Риека, 2005
Сражение с неким Страшным Тодором и чучело волка, собирающего дань в виде ракии. А вместо привычных блинов - яйца, запечённые в золе обрядового костра.
iraan делится подробностями проведения Покладе - балканского торжества, аналогичного русской Масленице.
...русскообретающиеся в Сербии уверены, что Масленица - это чисто русский обряд и похожего у сербов нет.
Уверенность - хорошее чувство, которое пышным цветом цветет, особенно, если его обрезать неудобные колючки фактов и подкормить фантазиями.
На Балканах есть своя Масленица.
Вернее - свои Масленицы, поскольку это пестрое одеяло сел со своей традицией, называемое Балканы, всюду их празднует по-своему.
Писать об этом долгоутомительно и не для жежешного поста сие.
Поэтому пост мой будет куцым.
Последняя неделя перед постом называется Покладе.
Еще можно услышать и названия фашник, крабуленье, карневал, машке, но все это скорее осколки описывающие обряд, но не название обряда:
- фашник - это часть обряда, бить розгами ( в вариантах названий - фашници, фашинги, фашингари, фашиеки и пр.)
- крабуленье и машке - это от того, что в праздник требует масок или как их называли машке или крабули/шкрабули ( в вариантах машкури, машкере, машкари и сотни их)
- карневал/крневал,- он же карнавал - это по сути торжественное шествие в последний день недели. Сама же торжественная группа также имеет множество названий - букачи, бабы, звончари, пикачи, чапле, кожувари, рогони...
- месопусти/ пусти - это вообще ограничение по еде
Вообще народных названий праздника - множество: вашанге, чабани, диди, чараци, цораци, балийе, пепелнице, песнике и пр. и несть числа.
Но сам обряд - все недельное торжество называется Покладе.
Этимологи вещают разное, но откуда название - и далее туманно: важно одно- шума-гама должно быть побольше, огонь - повыше, зола- почернее..
Вообще, перед каждым постом полагалась своя покладная неделя.
Поэтому бытовали поклады разные, но главными были все же вот эти - перед великим постом, которые так и назывались Великие, или Белые или Сырные.
Блинов не пекли, но через огонь скакали, маски пострашнее надевали на себя и гадали на яйцах.
Да, именно яйца ( особенно в Сербии) заменили привычный масленичный блин.
Через огонь, кстати, не только скакали.
Обрядовым огнем зажигали лиле/полиле или олалийя - лучину( ветку, веточку), с которой обходили дом, или обводили им человека, чтобы он был здоров.
В золе обрядового костра запекали яйца.
Влашские края называют эту неделю Тодоровой неделей и в последний день сжигают не зиму, а сражаются с неким Страшным Тодором.
Сербы Косовского Поморавья называют обряд прочка. От слова простить, прощение.
И обязательно рисуют у себя золой крест на лбу.
А и забредшему посмотреть на это чуду соседу албанцу - тоже.
Причем албанцы, кстати, радостно соглашаются.
В горных районах носят чучело волка и поют у дверей домов, собирая дань в продуктах/ракии:
Даjте вуку свега доста
Да не коље око моста...
Ну, и еще сотни подобных куплетов, которые доказывают, что вуку - т. е. волку дать нужно.
И поскорее.
Набитый соломой волк печально улыбается желтыми зубами, пока веселые охотники сшибают себе от его имени ракию.
В Воеводине был обычай водить медведя - мечкарити.
Медведю повезло больше чем волку: ему тут же наливали и он радостно плясал.
А еще на Покладе во многих местах.. женят Королевича Марка.