Некоторые историки полагают, что коллективизм является общей чертой
тоталитарных систем XX века, таких как коммунизм, нацизм и фашизм
Иллюстрация из «
Учебника Красного креста по оказанию первой помощи», 1908 год
Что делать, если весь класс, кроме двух учеников, не сделал домашнее задание? Следует ли учителю наказать за это всех - даже тех, кто сделал свою работу? Профессор Европейского университета Санкт-Петербурга
grey-dolphin оказался в подобной ситуации в школьные годы и понял, чем отличается равенство от коллективизма.
grey-dolphin - о том, как его наказали в третьем классе ради справедливости:
Несколько лет назад коллега по ЕУСПб Дмитрий Травин брал у меня большое интервью в рамках своего проекта, посвященного поколению «семидесятников» - тех, кто входил в жизнь в период «долгих 1970-х» (всего он провел свыше полусотни интервью с самыми разными людьми, некоторые материалы проекта опубликованы здесь http://www.eu.spb.ru/images/centres/M-center/Travin_25_09_11.pdf) Помимо прочего, мне был задан вопрос о том, какое лично пережитое событие времен детства и юности больше других повлияло на мое мировоззрение. Я тогда не нашелся что ответить, но по прошествии времени вспомнил один эпизод - не то чтобы самый значимый, но существенный.
Когда я учился в третьем классе, почти все одноклассники (кроме меня и еще одной девочки) не сделали домашнее задание. Сейчас не помню, была ли это организованная акция или просто разгильдяйство, или что-то иное, но учительница «взорвалась», вышла из себя и решила примерно наказать нарушителей. Вместо последнего урока она заставила весь класс стоять 45 минут по стойке «смирно». Каков был смысл этого наказания и способствовало ли оно улучшению учебы - судить не берусь, но мы с девочкой ощущали себя невиновными и сочли, что на нас требование учительницы не должно распространяться. Та, в свою очередь, окончательно рассвирепела и заявила, что мы тоже должны стоять вместе со всеми - «так будет справедливо, потому что у нас коллективизм и равенство». Так и стояли всем классом
Вследствие этого эпизода я понял в жизни три вещи:
«справедливо» - это демагогический оборот, призванный оправдать произвол (на самом деле никакой справедливости не существует);
«коллективизм» - это необходимость отвечать за чужие «косяки»;
«равенство» - это когда всем одинаково плохо.
За сорок лет мои представления на сей счет не претерпели существенных изменений. Думаю, что вряд ли претерпят и в будущем.
Обсудить в блоге автора
grey-dolphin рассказывает, почему он безразличен к проблемам неравенства:
Европейская коллега недавно брала у меня экспертное интервью по широкому кругу российских проблем. Интервьюер сказала потом, что в моих ответах ее поразило личное безразличие к проблемам неравенства (которые она сама считает исключительно важными не только для общества, но и для себя лично).
Меня долгое время удивляло, что неравенство воспринимают как глубокую личную проблему и страстно призывают к борьбе с этим явлением прежде всего как раз те люди, которые сами не слишком сильно страдают из-за неравенства - по крайней мере, в материальном плане (как моя интервьюер). Я сам никогда не воспринимал неравенство как личную проблему: скорее, наоборот, воспринимал его как нечто неизбежное (что-то типа дождя или снега) и удивлялся, что есть люди, думающие иначе. Думаю, причина здесь отчасти в восприятии общественного устройства сквозь призму личных ожиданий. Прожив до 13 лет в коммуналке, привыкши к минимализму в потреблении, и будучи в детстве и юности практически полным социальным аутсайдером, я всю жизнь привык держать свои ожидания максимально приближенными к уровню плинтуса. В этой логике думать о том, что если человек живет бедно, то он(а) сам(а) виноват(а) - абсолютно нормально: ты сам - ровно такой же, как и эти люди.
Что же до неравенства, то я еще в третьем классе понял, что «равенство» - это когда всем одинаково плохо. Отсюда, разумеется, не следует, что неравенство - это когда всем плохо по-разному. Да, разумеется, я знаю, что в социальном и политическом плане высокий уровень неравенства создает немало общественных проблем. Но я едва ли стану воспринимать эти общественные проблемы как мои личные, даже если и когда окажусь среди тех, кто живет бедно...
Обсудить в блоге автора