Татьяна Архипцова, режиссёр. «На фотографии какой-то случайно-заговорнический
момент - Татьяна
сейчас повернет кольцо и мир изменится к лучшему...»
Фотография:
alexey-nikishin
Существуют «подлинные» и «неудачные» моменты, запечатлённые на фотографиях. Профессиональный фотограф
alexey-nikishin учит отличать первые от вторых, и даёт советы: как сделать по-настоящему нескучный портрет.
В этой статье давайте разберемся, в том, как вдохнуть жизнь в Ваши фотографии. Нам предстоит научиться отличать моменты подлинные и настоящие от моментов неудачных. Неудачные моменты имеют право на существование в желтой прессе, например. Мы же с Вами будем работать с настоящими моментами. Они могут казаться случайными, нелепыми, лишенными содержания решающего момента. Но они будут говорить о человеке больше, чем любая постановочная фотография.
Фото:
Алексей Никишин 1. Заставайте людей врасплох
Глобальная проблема всей портретной фотографии состоит в следующем: когда люди готовы фотографироваться и знают, что их снимают, они быстро начинают что-то изображать, хотят выглядеть каким-то особенным образом.
Татьяна Архипцова, режиссер
Фото:
Алексей Никишин На фотографии какой-то случайно-заговорнический момент - Татьяна сейчас повернет кольцо и мир изменится к лучшему... ну или хотя бы фон сменится с серого на белый.
Люди и так играют в жизни много разных ролей, носят, как обычно говорят, маски. А перед объективом камеры у этих масок заостряются углы, они становятся более выразительными и нарочитыми. Мы же, фотографы вовсе не хотим снимать маски. Мы хотим фотографировать что-то естественное, новое, совершить некое открытие относительно конкретного портретируемого человека. Когда нам удается застать модель врасплох, она предстает на фотографии беззащитной. Иногда это выглядит нелепо. Однако, задача наша вовсе не в том, чтобы снять нелепого человека - таким он получается вследствие того, что открыт.
Моника Санторо, актриса
Фото:
Алексей Никишин Обратите внимание на эмоцию и руки! В руках и есть вся эмоция.
Конечно, человек, пойманный врасплох, отдающий фотографу уникальное эмоциональное состояние - очень соблазнительный и довольно несложный вариант для съемки. Но нужно всегда помнить, что этот прием всего лишь еще один из инструментов. Мы снимаем настоящего человека, а не человека, неожиданно пойманного в объектив. И, само собой, это не раздел ремесла папарацци. Это работает только, когда ты снимаешь близко, а не «телевиком» с другой стороны улицы. К случаю, есть прекрасная фраза Роберта Капы: «Если твои снимки недостаточно хороши, значит, ты недостаточно близко».
В кинофильме «Леон» есть прекрасная метафора: «Снайперская винтовка - для девочек, это может каждый. Верх профессионализма - когда ты используешь нож и уходишь». Применять элемент неожиданности стоит и только тогда, когда нет возможности по-другому «раскачать» человека. Когда он находится рядом с тобой, но не в диалоге (он тебя видит, но не чувствует) и ввести его в состояние диалога нет никакой возможности.
2. Позвольте людям раскрыться
Иногда то, как люди хотят выглядеть на фотографии само по себе очень нелепо, но говорит о модели больше, чем ее открытый и искренний портрет.
Когда модель явно не соответствует выдуманному для себя образу, через расщелину между выдуманным и настоящим можно показать очень много. Если человек не похож на Петра I, но очень хочет им быть, это сразу заметно и создает очень трогательный образ.
Александр Ревва, актер
Фото:
Алексей Никишин Саша получился похожим на Траволту, хотя никто этого не хотел и до съемки даже не предполагал, что такое может быть. Вот так на фотографии случаются открытия, которых ты не ждешь.
Поймать этот образ довольно легко. Достаточно чуть-чуть видеть и знать человека до съемки. Ведь натянуть на себя органичный образ так, чтобы он не конфликтовал с реальной личностью, и поддерживать его продолжительное время - довольно сложная задача. Скажем, артист Сергей Безруков может выглядеть как Владимир Высоцкий, потому что он, допустим, хороший актер. Или потому что на нём грим какой-то необыкновенный. Но большинство людей не способны надолго задержать в себе этот искусственно созданный образ. Чаще всего он возникает именно в моменты публичных выступлений или съемки у фотографа. А мы, фотографы, можем это увидеть, почувствовать и на этом сыграть.
3. Используйте аутентичность окружающей обстановки
Окружение и обстановка помогут добраться до сути. В современной фотографии вопрос аутентичности всплывает, только когда говорят о социальных проектах. Ведь если человека подмешать к среде его обитания, фотографическое сообщение получается более ёмким.
Кафе в Америке
Фото:
Алексей Никишин Кафе в Америке прекрасны - пришел просто съесть гамбургер и вдруг попал в 1960-е. Здорово, когда так просто получается совместить быстрый перекус и путешествие во времени!
Но и те, кто снимает портрет, используют этот прием - сегодня принято снимать людей в интерьере. Ирония в том, что интерьеры эти в 80% случаев не имеют отношения к фотографируемой персоне. Они не раскрывают людей, их роль - это роль фона.
Тем временем обстановка в кадре невероятно значима. Если положить составляющие фотографии на чаши весов, то обстановка должна уравновешивать человека, которого вы снимаете.
Китай, Гуйлинь
Фото:
Алексей Никишин Меня заинтересовали китайские девчонки, позирующие в национальной одежде фотографу для памятного снимка. Я нашел точку съемки и вдруг понял, почему эти местные национальные головные уборы именно такие. А Вы догадались же, правда?
Есть одна фотография Картье-Брессона, на которой запечатлен Матисс. И, глядя на обстановку в кадре, понимаешь: это кресло Матисса, его птицы и его плащ на стене. Всё это и есть Матисс. Тот Матисс, которого увидел Брессон. Уберите интерьер - это будет уже совсем другая фотография.
4. Относитесь к настоящим фотографиям как к красивым
То, как выглядят беззащитные и открытые люди на фотографиях, может показаться нам смешным. Надо понимать, что это не ужасные кадры, а совсем наоборот - красивые, люди прекрасны на них тем, что чисты и открыты.
Владимир Виноградов, режиссер
Фото:
Алексей Никишин Эта фотография примечательна, конечно, этой странной «улыбкой». Знаю, что Володя использует именно этот кадр в качестве юзерпика в своем Facebook.
Если мы вспомним в этой связи снимки Гарри Виногранда, то поймем, что большинство людей на них находятся именно в таком состоянии: «пойманности врасплох», подлинности и неприкрытости. Девушки в его альбоме Women Are Beautiful либо улыбаются в смущении, либо прячут глаза, либо (не видя фотографа) продолжают играть некую роль, которую Виногранд, выхватив из контекста будничной жизни, моментально развенчивает перед зрителем. Именно поэтому он - великий художник, послуживший многим практикам вдохновением, а теоретикам предметом написания книг и статей о фотографии.
Владимир Мирзоев, режиссер
Фото:
Алексей Никишин Глядя на те снимки, что присылают на конкурс читатели (или на фотографии, которые приносят слушатели моих мастер-классов), легко заметить огромное количество одинаковых типов портретов: «я мачо», «я умный», «я красивая». Само по себе это нормально, о такой типологии писал еще Барт в «Мифологиях». Гораздо хуже, когда при помощи одного типа портрета пытаются выразить один тип смысла: показать старость, сфотографировав старика, или счастье, сфотографировав улыбку.
Мы здесь уже говорили о схожести смысловой работы в фотографии со смысловой работой в литературе, но повторим эту максиму еще раз: можно сказать: «Вася любит Машу», а можно сказать то же самое, но без слова «любит». И вот этот второй случай - литература. Точно так же можно показать ум человека, не фотографируя его в позе «Мыслителя» Родена, а подойдя к вопросу с другой стороны.